
Психологический триллер о маньяке, терроризировавшем Чикаго и окрестности в 1970-е.
Вечером 11 декабря 1978 года старшеклассник Роб Пист (Райкер Балун) пропал по окончании подработки в городе Дес-Плейнс, штат Иллинойс. Последний раз школьника видели в компании владельца строительной фирмы Джона Уэйна Гейси (Майкл Чернус). Мать (Марин Айрленд) и отец (Том Ньюхуус) Роба тут же забили тревогу. Лейтенант Джо Коренчак (Джеймс Бэдж Дейл) и детектив полиции Рафаэль Товар (Гэбриел Луна) копаются в прошлом Гейси и понимают, что бизнесмена уже прежде привлекали к ответственности за растление малолетних. За подозреваемым устанавливается слежка. Через неделю Гейси ломается и признаётся в убийстве 33 молодых мужчин.
К сожалению, во второй половине XX века в Америке бесчинствовало невероятное количество серийных убийц, так что в ближайшее время вместе со зрительским интересом не переведутся и фильмы с сериалами про маньяков. Можно долго рассуждать, не прославляют ли многие проекты имена жестоких преступников, но тру-краймы продолжают волновать аудиторию. Только на Netflix вышел шокирующий некрохоррор Райана Мёрфи «Монстры: История Эда Гина», как следом на Peacock стал доступен «Джон Уэйн Гейси: Замаскированный дьявол» Патрика МакМануса. Правда, разговор о маньяке из окрестностей Чикаго получился деликатным и уважительным по отношению к многочисленным жертвам. Мёрфи, напротив, акцентировал зрительское внимание на всех неприятных подробностях не укладывающихся в голове убийств, провоцируя и эпатируя публику.
В 2021-м на Peacock вышел документальный сериал «Джон Уэйн Гейси: Замаскированный дьявол». Игровой проект перенимает название и во многом повторяет драматургию предшественника. Шоураннер Патрик МакМанус, прежде отвечавший за триллеры «Плохой доктор», «Возвращение домой» и «Девушка из Плейнвиля», также снял последний эпизод сериала. Кроме того, над проектом трудились постановщики Мэгги Кили («Американская история ужасов», «Леденящие душу приключения Сабрины»), Лариса Кондрацки («Легион», «Лучше звоните Солу») и Билле Вудрафф («Шершни», «Элсбет»).
Гейси давно и прочно вошёл в массовую культуру — о маньяке снят не один фильм («Могильщик Гейси», «Поймать убийцу», «Уважаемый мистер Гейси»), имя душегуба звучит в десятках песен, в одном из эпизодов «Южного парка» убийца выступает в качестве приспешника Сатаны. Авторы сериала не пытаются ввести аудиторию в заблуждение, название подсказывает, кому посвящён проект, так что личность преступника известна с самого начала. Повествование начинается с пропажи последней жертвы и деталей поимки маньяка. Пока Гейси сидит в камере в ожидании суда, а из подвала дома преступника полиция выкапывает останки и пытается их идентифицировать, создатели знакомят зрителей с несчастными молодыми людьми, которым не повезло встретиться с душителем и насильником из Иллинойса. Все эпизоды, помимо первого, названы именами убитых.
Все жуткие подробности преступлений остаются за кадром. Авторы стремятся вернуть жертвам личности, показать характеры, привычки и предшествующие трагедии события. Одна из самых душераздирающих линий выстраивается вокруг семьи убитого Роба Писта, тело которого Гейси выбросил в реку. Ни мать, ни отец не могут найти себе места, пока не узнают всю правду о последних часах жизни сына. Постепенно на экране появляются родственники других замученных. Спустя несколько лет после исчезновения детей и братьев семьи всё ещё скорбят. Гейси оставил незаживающие шрамы на всех, кого повстречал. Полицейским, ведущим расследование, поначалу непросто отбросить эмоции и не сойти с ума от случившегося.
Помимо детективов, убитых и их родственников на экране появляется адвокат маньяка Сэм Амиранте (Майкл Ангарано), который борется за спасение жизни Гейси и подаёт десятки апелляций в суд. Через общение с защитником раскрывается характер самовлюблённого и заводящегося с пол-оборота убийцы, прячущегося под маской добропорядочного гражданина, который участвует в детских праздниках, городских парадах и благотворительных мероприятиях демократов. Правда, обратная, положительная сторона жизни Гейси остаётся за кадром. Авторы не дают маньяку возможности оправдаться за содеянное и предстать в ином свете.
Лучшая серия проекта — четвёртая — напоминает «Охотника за разумом» Дэвида Финчера. Специально прилетевшая из Лос-Анджелеса в Чикаго психотерапевтка спрашивает Гейси о детстве, страхах, желаниях и взглядах на мир. Хотя шокирующей жестокости в кадре нет, а события развиваются в замкнутом пространстве, от саморазоблачительного монолога нездорового убийцы становится не по себе. В сериале маньяк часто шутит и пытается нравиться окружающим, но выходит ещё страшнее. Даже за безобидными анекдотами и подколами Майкла Чернуса из «Разделения» проглядывает тьма.
Психологический триллер не только стремится разобраться в личности Гейси и рассказать трагическую историю жертв преступника, но и освещает проблемы общества, в котором стали возможны чудовищные убийства. Сначала маньяк вышел на свободу условно-досрочно после первого обвинения, а затем годами полицейские из Чикаго и окрестностей отказывались слушать обращения родственников пропавших мужчин и детей. Стражи порядка с предубеждением относились к пострадавшим, считая, что подростки и молодые люди либо занимаются секс-работой, либо принимают запрещённые вещества, либо просто сбежали из дома. Хотя далеко не все жертвы Гейси выросли в неблагополучных семьях.
Качественно сделанный, но не прорывной американский сериал стоит похвалить за правильно выбранную интонацию в разговоре о трагических событиях. Минимальными художественными средствами авторы создают напряжение в кадре и вызывают у зрителей сострадание к убитым. Создатели не пытаются развлечь, а лишь хотят избежать подобного в будущем. Неравнодушное отношение властей и простых граждан может спасти жизни. Увы, в 1970-е беды избежать не удалось.