
За последние десятилетия американская компания А24 прошла длинный путь от дистрибьютора малоизвестных независимых фильмов до главного поставщика авторского кино и сформировала набор определенных черт, выделяющих проекты студии из числа прочих картин.
За последние десятилетия американская компания А24 прошла длинный путь от дистрибьютора малоизвестных независимых фильмов до главного поставщика авторского кино и сформировала набор определенных черт, выделяющих проекты студии из числа прочих картин.
А1
«Все страхи Бо» на условно последнем месте — не то что ошибка и снобизм, а скорее изнанка стилистики, обратная сторона всех основных тегов и характерных черт А24. Ари Астер — автор, буквально взращенный студией, его «Реинкарнация» и «Солнцестояние» — определяющие ленты и для компании, и для жанра. И вот режиссер подступился если не к проекту всей жизни, то к magnum opus точно — монументальному фрейдистскому блокбастеру о неврозах, которые одолевают мужчину среднего возраста (Хоакин Феникс) во всех возможных кризисах.
Травма, необычные художественные решения, тонкая грань между психотерапией и хоррором, навязчивыми мыслями в голове и назойливыми соседями по лестничной клетке, заоблачный по меркам А24 бюджет — «Все страхи Бо» должен был стать триумфатором в каталоге, разодеться в премии и показать, что инди-режиссеры могут справляться с бюджетами не только под надзором продюсеров Marvel. Но в результате третий полный метр Ари Астера стал главным финансовым провалом А24 и будто вынудил сделать поворот назад — истории интимных переживаний лучше приспосабливаются к интимным масштабам, а для больших бюджетов нужны глобальные кризисы.
А2
Отвязные каникулы
Мастер неоновой изнанки американской культуры Хармони Корин в 2013 году с «Отвязными каникулами» погрозил кулаком из глубин кинематографического андеграунда относительно новому миру соцсетей. Бывшие диснеевские принцессы с подачи режиссера «Гуммо» и «Трахальщиков мусорных бачков» превратились в беспечных тусовщиц, завели дружбу с гангстером и познали тьму криминального мира. «Отвязные каникулы» находились у истоков успеха А24 и при бюджете в 5 млн долларов собрали внушительную кассу (больше 31 млн). За подобное стоит благодарить не только талант Корина и актерского состава, но и революционный вирусный маркетинг, сделавший «Отвязные каникулы» одним из первых проектов, продвижение которого активно велось через социальные сети, а студию А24 — главным апологетом принципиально нового подхода к пиару. Впрочем, по всем остальным параметрам, от сюжета до визуального ряда, «Отвязные каникулы» в меньшей степени фильм А24 и в большей — Хармони Корина, да и по прошествии лет фильм редко вспоминают в контексте студии, разве что в ретроспективных материалах.
Четыре студентки (Селена Гомес, Ванесса Хадженс, Эшли Бенсон и Рэйчел Корин) отправляются на побережье Флориды, чтобы отвлечься от учёбы и как следует оторваться. Для действительно незабываемых каникул нужны деньги, и подруги решают достать их не самым честным способом. Благо, девушкам удачно подворачивается Элиен (Джеймс Франко) — торговец оружием с экстравагантной прической, грилзами и повадками гангстера. Он предлагает великолепной четверке студенток получить под своим руководством принципиально новый опыт.
А3
Компания А24 известна тремя основными векторами деятельности — кинопрокатом, продюсированием фильмов и выпуском мерча. Финансисты Дэвид Фенкель, Джон Ходжес и Даниель Катц начали с первого: выпускали неочевидное кино в прокат, пока не взялись за инвестирование картин. «Экстаз» — один из примеров дистрибьюторской предприимчивости студии. В ленте так мало от того, что в будущем назовут фирменным стилем А24, но так много от Гаспара Ноэ. Студия занималась распространением картины в Америке, а для Ноэ «Экстаз» стал и очередной экстремальной провокацией, и дерзким визуальным экспериментом, и синефильской данью евроужасам 80-х.
В ленте Ноэ все, кто живет танцем, в нем же и умирают. В психотронном фильме, полтора часа кружащемся в стиле вог, танец и хоррор срастаются в единое целое. «Экстаз» — замечательный пример всесторонности дельцов из А24, которые обратили взор на фильм-сенсацию. Он, может, и не вписывается в концепцию картин студии, но удачно расширяет библиотеку А24, делает ее богаче и разнообразнее.
А4
Историческая картина Джонатана Глейзера о жизни нацистской семьи оставляет жуткое впечатление. «Зона интересов» снята по роману британского писателя Мартина Эмиса, предпочевшего не раскрывать зверств режима, а шокировать обыденностью зла: оно тоже растит детей, следит за хозяйством и как-то выстраивает свою идиллию, пока в нескольких метрах от дома происходят преступления против гуманизма.
Второй фильм Глейзера, выпущенный под патронажем А24 спустя 10 лет после «Побудь в моей шкуре», пошел еще дальше. Если тот попал в центр небольшого жанрового культа, то «Зона интересов» удостоилась высоких наград вроде «Оскара» за лучший иностранный фильм и лучший звук. Реальность «Зоны интересов» жестока в своей прямоте. Лично для Глейзера тема обыденного зла кажется куда более важной, чем для главной независимой студии сегодняшнего дня, для неё «Зона интересов» скорее редкая диковинка. Реже всего студия занимается историческим жанром, предпочитая ему странное, многослойное, полное визуального символизма кино. Но компания отыгралась дважды и в короткий срок, ещё и выпустив «Бруталиста», большую и исторически ориентированную картину о жизни послевоенной Америки.
А5
История кино помнит и ценит законодателей дурного вкуса. Актёр и режиссёр Джеймс Франко пошёл по следам Тима Бёртона и его «Эда Вуда», сняв байопик о жизни и творческом пути Томми Вайсо, эксцентричного автора культовой «Комнаты». Звание «худшего фильма в истории» для Франко лишь повод поиронизировать над зыбкой границей между шедевром и убожеством, талантом и бездарностью. Для студии А24, выступившей в качестве дистрибьютора, в свою очередь, «Горе-творец» стал убедительным сигналом – они открыты не только авторам мрачных инди-хорроров и драм, но также и звездным комедиографам нулевых вроде Сета Рогена и Эвана Голдберга.
Режиссерский фильм Франко – далеко не самый характерный продукт А24. Комедии, как и байопики, выходят под их знаком крайне редко, а уж тем более – в хулиганской манере от авторов «Конца света» и «Интервью». Но А24 всегда чувствительны к веяниям, а также к мемам и состоявшимся культам: пока «Комната» Вайсо развлекала Интернет и разлеталась на шутки, студия оседлала тренд.
А6
«Падение империи» британского писателя, сценариста и режиссера Алекса Гарленда по сей день считается одним из самых дорогих проектов производства А24 (бюджет 50 млн долларов!). Кроме того, это первый блокбастер в истории студии, что само по себе звучит почетно — фильм занимает второе место в табличке финансовых достижений студии. Режиссер переносит действие в недалекое будущее, где США раздирает гражданская война: вооруженное сопротивление противостоит федеральным войскам, а страна буквально рушится на глазах. В центре сюжета оказываются бравые журналисты, которые едут через всю страну в государственный центр Вашингтон, чтобы взять последнее интервью у президента, загнанного в тупик своей же недальновидной политической стратегией.
В «Падении империи» Алекс Гарленд показывает гражданскую войну без пафоса и иллюзий, через беспристрастный взгляд журналистов. Его интересует не героизм, а моральная усталость общества, которое привыкло к насилию и больше не различает правду и пропаганду. Для независимой студии A24 это масштабный проект, который тем не менее является скорее исключением из правил, чем традицией. Все-таки большая часть зрителей ассоциирует студию с маленьким, авторским кино. Тем не менее успех «Падения империи» подтолкнул А24 к разбитию блокбастерного потенциала. Кто знает, что ждет нас в будущем?
А7
Какой может быть антиутопия в XXI веке? Йоргос Лантимос предлагает собственный ответ: мрачный и ироничный портрет будущего, где одиночество становится преступлением, а любовь — обязанностью. Через характерную для Лантимоса иронию «Лобстер» погружает в абсурдную и странную реальность репрессий, где людям без пары не дано покоя.
A24 вовремя подобрали картину и занялись распространением в Америке. Так благодаря хватке студии Лантимос стал главным греческим режиссёром современности. Абсурдистская драма с Колином Фарреллом и Рейчел Вайс идеально вписалась в стилистику студии: странное, неторопливое, не стремящееся все объяснить и проговорить кино – А24 всегда на подхвате там, где создаются экстраординарные ленты. Только в случае с Лантимосом это был их первый и последний (на данный момент) соединительный мост – после А24 больше не прокатывали фильмы Лантимоса и других режиссеров греческой странной волны.
А8
«Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона III» — один из самых странных и в то же время показательных фильмов в ранней истории студии A24. Снятая Романом Копполой (сыном Фрэнсиса Форда Копполы) драма строится вокруг истории эксцентричного дизайнера (Чарли Шин в поздней стадии медийного саморазрушения), теряющего рассудок после разрыва с возлюбленной. Путь Чарльза Свона III превращается в психоделическую одиссею по декорациям, собранным из осколков его собственного эго, кино- и поп-культурных отсылок. В фильме сплетаются эстетика 1970-х, клиповый монтаж, абсурдистские сцены в духе Мишеля Гондри и безусловная самоирония (как режиссера, так и исполнителя главной роли).
Для самой A24 «Умопомрачительные фантазии» — нулевой меридиан, проект, запустивший формирование ДНК молодой студии. Несмотря на провал в прокате и разгромные отзывы критиков, фильм Копполы обозначил то эстетическое и в некотором роде философское направление, в котором А24 двигалась дальше: авторское кино, балансирующее между абсурдом и рефлексией. Новообразованному дистрибьютору нужно было показать, что они не боятся рисковать с формой, работать с «проблемными» актёрами и продвигать фильмы, которые могут стать тем самым камешком в ботинке. Можно сказать, что без такого сумасшедшего дебюта не было бы и той A24, которую зрители знают и любят сегодня.
А9
Как и «Падение империи», «Стальная хватка» Шона Дуркина стремится подружить авторское кино и мейнстрим. Студия А24, которая выступила дистрибьютором фильма, в очередной раз подтвердила свое звание главного законодателя трендов в индустрии. Это одновременно и крепкий спортивный байопик, который ознаменовал внезапную волну кино о рестлерах («Любовь истекает кровью», «Крушащая машина»), и пронзительная драма о мужской депрессии — тема, которая также охватила большинство фестивальных хитов, снятых в 20-е годы («Солнце мое», «Настоящая боль»). Вопреки суровому жанру и обилию сырых, реалистичных кадров турнирных боев, «Стальная хватка» — кино удивительно чуткое по отношению к главным героям, которые прятали свои душевные проблемы за маской демонстративно непробиваемой маскулинности.
Сложно говорить о «Стальной хватке» вне контекста невероятной физической трансформации Зака Эфрона, который в последние годы все чаще пытается выбиться из амплуа героя-любовника и заложника романтических комедий. «Стальная хватка» наряду с «Газетчиком» и «Красивый, плохой, злой» демонстрирует абсолютно новые грани актерского таланта Эфрона, способного перевоплощаться в по-настоящему сложных, многослойных персонажей. Несмотря на наличие оскаровского «байта», «Стальная хватка» ни в одну из номинаций не попала, а сами А24 едва ли рассматривают попадание в фокус американских киноакадемиков как приоритет.
А10
Нетрудно заметить, что одна из сильных сторон A24 — чуткие истории об иммигрантском опыте, снятые режиссерами, которым эта тема близка. «Минари» не первая подобная картина в фильмографии студии (дорогу проложила Лулу Ванг с «Прощанием»), но одна из наиболее знаковых и громких (фильм получил шесть номинаций на премию «Оскар» и одержал победу в одной), зафиксировавшая в общественном сознании важную отличительную черту А24. Отчасти благодаря успеху «Минари» появились такие проекты, как «Прошлые жизни» Селин Сон, «Проблемный» Хулио Торреса и даже «Бруталист» Брэди Корбе. Ли Айзек Чун, выросший в семье выходцев из Южной Кореи, создал трогательную и тёплую полуавтобиографическую драму о сложностях, с которыми сталкивались корейцы, покинувшие родину в поисках американской мечты. Название фильма отсылает к восточноазиатской съедобной траве, крайне неприхотливой и способной расти практически где угодно.
Действие картины разворачивается в 1980-х. Семья Ли переезжает из Калифорнии в Арканзас, где покупает небольшую ферму и пытается выращивать овощи и птицу на продажу. Глава семейства Джейкоб (Стивен Йен) сталкивается с чередой трудностей — от пересохшего колодца до недобросовестных клиентов, а его жена Моника (Хан Йери) тоскует по дому и привычной жизни на побережье. Чтобы помочь с детьми, из Кореи приезжает бабушка (Юн Ё-джон), которой тоже приходится приспосабливаться к новой жизни.
А11
Ретро-хоррор Роберта Эггерса, премьера которого состоялась на 72-м Каннском кинофестивале, рассказывает историю двух мужчин на одиноком скалистом острове у побережья Новой Англии. К пожилому смотрителю маяка Томасу Уэйку (Уиллем Дефо) приплывает юный помощник Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон). Парень должен отработать четыре недели и двигаться дальше, но кроме тяжелого физического труда Уинслоу сталкивается с куда более сложной задачей — не сойти с ума под завывания ветра и ежедневные возлияния в компании вздорного старика.
Второй полнометражный фильм режиссера «Ведьмы» — пример идеального сочетания формы и содержания. Клаустрофобный сюжет, объединяющий мифологические и психологические мотивы, обрамлен в популярное в начале XX века форматное соотношение 1.19:1, заставляющее вспомнить о старых фотографиях и загоняющее зрителей в узкие рамки безумия вместе с героями. За работу над фильмом оператор Джарин Блашке получил премию «Независимый дух» и номинацию на «Оскар» — практически тектонический сдвиг в среде консервативных американских киноакадемиков, обративших внимание на камерный арт-хоррор. Отдельное удовольствие — наблюдать за выдающейся игрой Дефо и Паттинсона, превращающих остров с маяком в пространство мифа, готический кошмар о власти, вине и жажде запретного знания. Выход «Маяка» (по сути, вполне типичного для А24 слоубернера) позволил говорить о студии как о кузнице кадров — именно под ее крылом смогли полноценно развернуться молодые режиссеры Роберт Эггерс, Ари Астер и братья Сафди, впоследствии ставшие видными кинематографистами современности. Внимания стоит и креативное продвижение картины — в рамках промокампании были выпущены наборы для груминга, состоящие из «масла для бороды для короля морей и мыла в форме русалки для крепкого моряка».
А12
Холодная и отчуждённая фантастика о пришелице, пожирающей мужчин, – идеальный фильм для дистрибуции А24. Сай-фай-хоррор Джонатана Глейзера движется в своей нечеловеческой, инопланетной логике, исследуя земную фауну вместе со Скарлетт Йоханссон.
После выхода ленты смелое и неординарное кино стали ассоциировать в первую очередь с работами студии, которым нравятся вызовы, и они зачастую знают, как этот вызов продать. Причём продать через соцсети и сарафан — в 2014-м эта стратегия не казалась такой очевидной, как сегодня. А24 поймают волну, займутся выпуском и распространением таких фантастических картин, как «Высшее общество», «Из машины» и «После Янга», на ходу меняя расхожие представления о состоянии жанра и сопровождая релизы диковинной рекламной кампанией. Инопланетный сай-фай Глейзера вышел в свет, когда студия ещё не сформировала свой стиль, — даже по меркам А24 это картина будто не из креативной кузницы студии, а словно пришедшая из другого мира.
А13
«Анору», свой самый громкий и победоносный фильм, Шон Бейкер выпустил под знаменем студии Neon. Однако до этого режиссер заявил о себе «Проектом “Флорида”» — тёплой и горькой драмой о шестилетней Муни (Бруклин Принс), растущей в мотеле на задворках Диснейленда.
«Проект “Флорида”» — квинтэссенция независимого кино, каким славится студия: живое, человечное, полное сочувствия и энергии. В нём лирика переплетается с абсурдом, отчаяние — с надеждой. Фильм, предлагающий исчерпывающий портрет той не очень знакомой и совсем не фасадной Америки и ее маленьких обитателей. «Флориду» показали на Каннском кинофестивале в 2017 году, там же картина приглянулась представителям А24 — так Бейкер впервые попал под крышу перспективной студии, до этого работая с малоизвестными игроками на кинорынке. Семейное кино о взаимоотношениях детей и взрослых – еще один ориентир для А24, впоследствии они выпустят не менее громкие драмы, например, «Солнце мое» и «Середина 90-х», где вместо голливудского лоска будет чувствоваться теплое измерение инди-кинематографа, а людям, пребывающим в бедственных социальных условиях, дадут новый голос — и путь к «Оскарам».
А14
Недалека от правды мысль, что именно в лентах Ари Астера спрятаны ценности и секреты успеха А24. «Солнцестояние», диковинный фолк-хоррор о туристах в отдаленной шведской общине, вобрал все, чего жаждет аудитория при виде знакомой студийной плашки. Красочная и теплая операторская работа, психологическое и социальное измерение ужаса, перманентная тревога вместе с дистанцирующей самоиронией: «Солнцестояние» вернуло в жанр культы и жуткие обычаи, забытые со времен «Плетеного человека» с характерными языческими мотивами.
Безусловно, он до сих пор остается самым характерным проектом Астера, а для А24 — идеально странным продуктом. Такие картины вспоминают с придыханием, приводят в качестве примера и охотно покупают лимитированный мерч. Тем не менее, несмотря на идеальную формулу успеха, «Солнцестоянию» не удалось побить кассовые успехи «Реинкарнации» и выйти навстречу наградам. Фильм Астера как та самая община — она вызывает интригу и любопытство, но ее место исключительно в стороне, подальше от цивилизованного общества.
А15
«Два, три, демон, приди!» — внезапный хит от австралийских дебютантов, братьев Дэнни и Александра Филиппу, бывших ютуб-блогеров, которые с первой попытки умудрились встряхнуть жанр хоррора. Подобно большинству современных инди-режиссеров, Филиппу используют метафору травмы как основу для развития классической истории с привидениями в духе «Призрака дома на холме». Однако не это сделало «Два, три, демон, приди!» хитом. Каким-то невероятным образом Филиппу удалось объединить две главные социальные одержимости последних лет — магическое мышление и «Тик-Ток», что делает этот фильм невероятно близким, так сказать, к народу — что само по себе неожиданно для студии — производителя авторского и независимого кино.
«Два, три демон, приди!» в очередной раз подтвердил статус А24 как главного дистрибьютора ярких авторских дебютов. Лента Филиппу — всего лишь второй после «Молодой крови» 2014 года австралийский хоррор в копилке студии. Удивительно, что он сразу стал прокатным хитом, собрав более 92 млн долларов при мизерном бюджете в 4,5 млн. Недавний проект братьев Филиппу «Верни ее из мертвых» лишний раз доказывает, что успех «Два, три, демон, приди!» не был случайным.
А16
В далеком 2017 году, когда А24 не достигла своего могущества, режиссерский опыт Греты Гервиг «Леди Берд» по праву считался одним из главных хитов студии. Фильм открыл Гервиг как самостоятельную авторку (до этого она снимала с Джо Сванбергом) с ярко выраженным голосом, а успех ленты заложил фундамент для будущих коллабораций режиссерки с крупными голливудскими студиями — от «Барби» до грядущих «Хроник Нарнии». При этом «Леди Берд» по-прежнему остается эталоном честного феминистского высказывания и трогательной истории взросления, основанной на личном опыте Гервиг. «Леди Берд» — образец шикарной маркетинговой кампании А24, которая выступила здесь дистрибьютором. В 2018 году Грета Гервиг и создатель оскароносного «Лунного света» Барри Дженкинс одними из первых стали гостями подкаста студии, в котором честно и открыто рассказали о вдохновении и режиссерских «фишках». Успевший стать дико популярным подкаст А24 сделал кинопроизводство более доступным и понятным для обычных зрителей. Приятно знать, что когда-то этот путь начинался с «Леди Берд» и «Лунного света».
С каждым годом фильмы A24 становились всё смелее, разрушая привычные жанровые границы. На этом фоне «Леди Берд» выглядит более камерной и традиционной — но в этом и её сила. Фильм очаровывает искренностью, точностью деталей и блестящими актерскими работами Сирши Ронан и Лори Меткалф. Кроме того, в свое время фильм стал трамплином для таких молодых актеров, как Бини Фельдштейн, Кэтрин Ньютон, Одейя Раш, Дэниэл МакДональд и Лукас Хеджес.
А17
Джой (Бри Ларсон) и ее сын Джек (Джейкоб Трамбле) живут в Комнате — небольшом сарае, куда девушку семь лет назад заточил безумец, которого она называет «Старый Ник» (Шон Бриджес). Триллер о заложниках насильника ближе к середине фильма внезапно меняет интонацию — после побега Джой и Джека история превращается в драму о взрослении, где адаптация к свободе оказывается не меньшим испытанием, чем само заключение. Ведь внешний мир кажется беглецам слишком большим, ярким и шумным.
«Комната» — экранизация одноименного романа Эммы Донохью, в свою очередь, основанного на реальной резонансной истории австрийца Йозефа Фритцля. Режиссер Ленни Абрахамсон выжал из материала максимум, сняв камерную притчу о выживании и проживании травмы, где любовь становится единственным оружием против безумия. За роль Джой актриса Бри Ларсон удостоилась премии «Оскар», а о таланте юного Джейкоба Трамбле заговорил весь мир. Благодаря успехам «Комнаты» еще молодая А24 смогла заявить о себе как о дистрибьюторе не только «странного» авторского кино, но и полноценных фестивальных хитов с упором на выдающуюся актерскую игру и впервые добиться номинации проекта студии на премию «Оскар» сразу в нескольких категориях, включая «лучший фильм». «Комната» удивительно штучный товар — за прошедшие с выхода картины годы у студии не появилось ни одного похожего проекта.
А18
Камерная картина «Оно приходит ночью» от начинающего кинематографиста Трея Эдварда Шульца («Волны», «Мать и сын») с Джоэлом Эдгертоном, Райли Кио и Кристофером Эбботом в главных ролях дала старт большой волне elevated horror и слоубернеров — одного из самых актуальных направлений жанра в последние 10 лет. А началось все с рецензии автора The Guardian Стива Роуза, который описал дебют Шульца как «постхоррор». Впоследствии термин признали не выдерживающим критики (в том числе сам журналист), однако даже этот факт не помешал ему прижиться в индустрии на какое-то время. По сей день вокруг термина продолжают идти горячие дискуссии, которые лишь добавляют «Оно приходит ночью» актуальности.
Имея на руках мизерный бюджет в 5 млн долларов, Шульц снял невероятно завораживающий, параноидальный хоррор, который предсказал настроение мира на целых три года вперед. Кто знал, что в 2020-м мы, как и герои фильма, будем сидеть дома из-за масштабной эпидемии коронавируса?
А19
Полнометражный дебют Ари Астера оборачивает семейную драму — излюбленный мотив режиссёра — в саван мрачного хоррора, пронизанного древнегреческим фатализмом. «Реинкарнация» — фильм ужасов нового поколения, сочетающий эффектные, но не перетягивающие внимание скримеры с липкой атмосферой потустороннего ужаса. А герои картины — безвольные пешки в игре непознаваемого и всесильного зла. «Реинкарнация» внесла фундаментальный вклад в развитие жанра, окончательно и бесповоротно закрепив за А24 звание короля возвышенного ужаса. А зрители щедро оплатили старания дистрибьютора — фильм Астера до сих пор замыкает пятерку самых кассовых проектов в истории А24.
Энни Грэхем (Тони Коллетт), занимающаяся изготовлением миниатюр, теряет престарелую мать, которая была чрезвычайно скрытной дамой. Вскоре кто-то оскверняет могилу женщины, а в доме Грэхемов начинают происходить странные вещи. А после жуткого несчастного случая с младшей дочерью (Милли Шапиро) Эллен начинает понимать, что секреты матери, богатая история психических заболеваний в семье и преследующая Грэхемов череда несчастий — звенья одной цепи.
А20
«Неогранённые алмазы» — последняя на данный момент совместная работа братьев Бенни и Джоша Сафди. Сверхскоростной фильм о ювелире-лудомане (Адам Сэндлер) выполнен в столь хаотичной и тревожной манере, что у зрителей буквально перехватывает дух. Сафди умело играют с поджанрами: криминальная по своей сути история переплетается с психологическим триллером, который резко перетекает в драму положений. Сэндлеру главная роль в проекте принесла множество наград и номинаций и в очередной раз напомнила миру, что актер способен не только комично кривляться на камеру. Премьера «Неогранённых алмазов» состоялась под занавес 2019 года и ознаменовала переход некогда небольшого инди-дистрибьютора в высшую лигу, на момент выхода став самым кассовым проектом в истории студии.
Владелец ювелирного бутика Говард Ратнер (Сэндлер) — концентрат тревоги, вечно живущий на грани катастрофы. Протагонист мечется между женой (Идина Мензел) и любовницей (Джулия Фокс), должен массу денег опасным людям и, пытаясь решить все проблемы разом, намеревается сбыть на аукционе невероятно редкий черный опал за внушительную сумму. «Неогранённые алмазы» — фильм-вспышка, горящий с невероятной силой, так же как и главный герой.
А21
Боевое крещение Роберта Эггерса принесло в жанр хоррора готический мрак и редкий эстетизм. «Ведьма» раскрывает талант юной Ани Тейлор-Джой и обращается к полузабытым легендам Новой Англии XVII века, чтобы рассказать пугающую историю о вере, предрассудках и распаде семьи.
«Ведьма» открыла миру не только гения Роберта Эггерса, уложившегося в скромный бюджет в 3,5 миллиона долларов, но и реальность нового типа ужаса. Вместе с хоррором от другого независимого дистрибьютора Radius-TWC «Оно приходит за тобой» они почти одновременно направили жанр одной дорогой, навстречу интеллектуально и социально ориентированным хоррорам. Без ленты Эггерса, вероятно, мы бы не увидели «Реинкарнацию», «Оно приходит ночью» и другие картины, сегодня ассоциирующиеся c elevated horror — фильмами, которые бросают вызов жанру множественностью интерпретаций и глубиной исследования. В своей траектории на странное, необычайное и жуткое А24 ни разу не прогадали, взяв Эггерса под свое дистрибьюторское крыло, пусть и производством картины студия не занималась.
А22
«Лунный свет» прорубил путь студии от кинопроката к полноценному продюсированию. Режиссёр Барри Дженкинс искал финансовой поддержки проекта и получил ее от А24 — это была первая их проба в качестве серьезного инвестора. Взаимностью ответили не только зрители, но и вся голливудская индустрия — фильм получил три премии «Оскар», включая главную статуэтку. Детство, отрочество и юность в реалиях неблагополучных афрокварталов: «Лунный свет» рассказал интимную историю Шайрона — от мятежного характера до драматического принятия.
Картина отметилась не только выдающейся работой актёрского трио (Треванте Роудс, Эштон Сандерс и Алекс Гиберт сыграли героя в разные периоды жизни), но и нежной картинкой множества оттенков синего. Визуальная палитра фильма уникальна и наверняка останется предметом гордости для авторов. Впрочем, гордится лентой и студия, выйдя на новые рубежи в истории американского инди-кино. С тех пор А24 — это новый голос не только на рынке, но и во всей киноиндустрии, они определяют не только линии распространения фильмов, но и тенденции в их стилистике и тематике.
А23
«Солнце мое» — драма шотландской постановщицы Шарлотты Уэллс, которая внезапно стала одним из самых обсуждаемых инди-дебютов 2022 года. Как и большинство начинающих кинематографистов, Уэллс снимает исключительно личное кино — этим оно в первую очередь и цепляет. Впрочем, «Солнце мое» — это не просто трогательная история одного летнего отпуска с участием депрессивного отца (Пол Мескал) и его одиннадцатилетней дочери (Фрэнки Корио). Это фильм-ощущение, который касается сердца зрителя с помощью обрывков засвеченных воспоминаний. Каждый кадр «Солнце мое» пропитан ощущением грусти человека, осмысляющего свое детство с позиции взрослого. Уэллс фактически изобрела новый киноязык, возвеличив дистрибьютора А24 до звания первооткрывателя новой формы визуального искусства.
Послание Уэллс универсально, в нем много преднамеренной искренности и удивительной для молодой авторки проницательности. «Солнце мое» — определенно одна из самых ярких работ в копилке А24, которая, с одной стороны, задала повсеместную моду на автофикшен, а с другой — помогла аудитории вновь соприкоснуться с важной частью собственной жизни. По сей день непонятно, что удается студии лучше — производство или дистрибуция?
А24
Ещё до триумфа «Всё везде и сразу» студия A24 успела заявить о себе, получив первый «Оскар» в номинации «лучший фильм» за драму «Лунный свет». Но именно фантастический комедийный боевик Дэна Квана и Дэниела Шайнерта окончательно закрепил за A24 репутацию нового тяжеловеса Голливуда — независимого, но влиятельного игрока, способного диктовать тренды и собирать полные залы. А заодно практически выбил А24-страйк: с одной стороны, камерность семейной истории этнического меньшинства, поколенческая травма и малоизвестные режиссеры с неограниченной авторской свободой, с другой — лоск блокбастера масштабов мультивселенной.
Эвелин (Мишель Йео) — хозяйка небольшой прачечной, утопающая в налоговых декларациях и семейных проблемах. Внезапно героиня узнает о существовании мультивселенной и открывает в себе способности путешествовать между телами и сознаниями собственных двойников. Теперь главная цель Эвелин — сразиться со злой версией собственной дочери (Стефани Сюй), которая смогла получить сверхсилы и создать черную дыру, угрожающую всей мультивселенной.