Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Андреасян расширяет свою маньячную вселенную.
Еще не успел закончится театральный прокат «Онегина», а на онлайн-платформах уже состоялась премьера нового проекта Сарика Андреасяна, сериала «Тень Чикатило» — спин-оффа про «Ростовского потрошителя». Работоспособность режиссера поражает, но может ли поразить сам проект? Давайте разбираться.
Вышедший три года назад сериал «Чикатило», как это часто и бывает с работами Андреасяна, развел зрителей и критиков по разные стороны баррикад. Первые сериал ругают, вторые — смотрят с упоением, ожидая продолжения. Продолжение последовало, Андрея Чикатило (Дмитрий Нагиев) сменил Михаил Попков (Федор Лавров), а место действия перекочевало из Ростова-на-Дону в Ангарск. Серийный убийца орудует в маленьком провинциальном городке, а на помощь местной милиции приходят сотрудники, ранее поймавшие самого Чикатило. Теперь им предстоит столкнуться с олицетворением зла вновь.
В последние годы история Михаила Попкова (в сериале — Дмитрия Попцова) сильно завирусилась в российском медиаполе. В 2020 году состоялась премьера сериала «Хороший человек», ставшего вольной интерпретацией истории Ангарского маньяка. Немногим позже вышла книга Саши Сулим «Безлюдное место: Как ловят маньяков в России». Большую часть «Безлюдного места» занимает журналистское расследование истории Попкова, орудовавшего в период с 1992-го по 2010 год и оставившего после себя кровавый след, исчисляемый 89 жертвами. В отличие от Чикатило, у Попкова было извращенное представление о своей деятельности — почти «миссия по очистке» маленького провинциального городка. Жертвами «крестового похода» Попкова становились молодые женщины, которые, по его мнению, вели распутный образ жизни. «Убийца “Священный паук”», только в российской глубинке. И вот Сарик Андреасян совместно с Давидом Дадунашвили решили попытаться исследовать саму природу зла, олицетворением которого и стал Попков.
Столь подавляющее засилье историй Ангарского маньяка в русскоязычном медиапространстве говорит о том, что мода на тру-крайм своевременно добралась и до нас («Чикатило», «Казнь»). Согласно исследованию Бостонского университета Simmons, популярность тру-крайма прежде всего связана с болезненным любопытством, которое является неотъемлемой психологической чертой человека. Российские психологи выделяют еще несколько причин: жажда адреналина и базовая потребность в безопасности. И если на Западе рекорды по просмотрам поочередно ставили «Американская история преступлений» и «Монстр: История Джеффри Дамера», то в России Андреасян пока работает за двоих. Хотя заимствовать стилистические приемы у западных коллег он не стесняется вовсе.
Монохромная цветовая партитура, стильные начальные титры, остающийся (пока) где-то за кадром маньяк. Влияние Финчера с «Охотником за разумом» очевидно невооруженным взглядом. Но там, где именитый американец умело выстраивает саспенс, чередуя его с черным юмором, Андреасян пытается нагнать напряжение за счет устрашающего саундтрека, выступающего ненужным костылем. Но в юморе режиссер верен себе, из-за чего нет-нет да и проскочит совершенно ужасная сексистская шутка про московскую журналистку, которая «пять раз у самого президента брала…» (речь, конечно же, про интервью). Интересные идеи сериала обрываются столь же стремительно, как и начинаются. Вот мы наблюдаем за ПТСР у поймавших Чикатило сотрудников органов, и теперь видящих «Ростовского потрошителя» во всех окружающих. А вот нам демонстрируют кумовство и вседозволенность в органах постсоветской России. Только, увы, все это так и останется обозначено ленивыми мазками. Драматургии явно отведено место на периферии проекта, зато для глупостей место всегда найдется. Если в первом сезоне «Чикатило» охранник прозевал момент ограбления, слишком увлеченно поедая картошку, то тут выпившая женщина почти падает замертво во время танца. Веришь в такое стечение обстоятельств с трудом. А надо ли говорить о достоверности сериала? В реальности деяния Ангарского маньяка не афишировали, местные органы власти отказывались объединять серию убийств в одно дело, аргументируя все «криминальными разборками».
Ангарск и впрямь одна из самых криминальных территорий Иркутской области, а заодно и всей России, поэтому долгое время в эти самые «криминальные разборки» охотно верила вся страна. «Маньячная группа» (оперативно-следственная бригада МВД России и Генеральной прокуратуры, созданная для поиска и задержания убийцы) была образована лишь в 2002 году, на тот момент жертвами Попкова стали уже 73 (!!!) человека. В сериале же инспекция из Москвы приезжает сразу после нескольких происшествий. Хотя могло ли быть по-другому?
Однако проблемы в драматургии и намеренно облаченные в рыцарские доспехи сотрудники органов вовсе не отменяют того факта, что и «Чикатило», и его «Тень» — пожалуй, лучшее, что сделал за свою карьеру Андреасян. Провал «Защитников», с которыми, казалось бы, рухнули надежды на собственную киновселенную, не смог расстроить режиссера. Андреасян намерен брать количеством, а не качеством. «Онегин», «Чикатило», «Простоквашино» — кто знает, авось что выстрелит и можно будет заниматься проектом на протяжении нескольких лет. Ну а зная реальную историю поимки Ангарского маньяка, которая растянулась на без малого два десятилетия, мы можем понять, что впереди нас ждет еще явно не один сезон «Тени Чикатило».
Рецензия на сериал «Олдскул» — милейшую школьную комедию о матерях и дочках
30 октября / Текст: Владислав Шуравин
Паранормальное заявление: рецензия на хоррор «Шелби Оукс. Город-призрак»
30 октября / Текст: Владимир Ростовский
Что смотреть в кино на этой неделе: «Сират» и «Шелби Оукс. Город-призрак»
29 октября / Текст: Алихан Исрапилов
Рецензия на фильм «Оболочка» — комедийный триллер, заходящий на территорию «Субстанции»
30 октября / Текст: Полина Николайчук
Страшно интересно: 10 хоррор-игр, в которые невозможно сыграть
30 октября / Текст: Сергей Сергиенко
15 главных фильмов ноября: «Новая волна», «Умри, моя любовь» и «Я бы тебя пнула, если бы могла»
29 октября / Текст: Настасья Горбачевская, Владимир Ростовский
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).