Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Российские онлайн-кинотеатры и телеканалы производят гигантское количество контента, который ни один зритель не способен потребить. В бескрайнем море попадаются если не жемчужины, то любопытные артефакты. Расследование серии убийств в провинциальном городе, головокружительные приключения молодой мамы со смертельным диагнозом и разборки родственников из-за ценной жилплощади в центре Петербурга — рассказываем о главных отечественных сериалах 2025 года, которые заслуживают внимания.
«Аутсорс» — очередной мрачный сериал Душана Глигорова, режиссера, который, кажется, практически в одиночку выстраивает российскую многосерийную хтоническую вселенную («Хрустальный», «Трасса»). Сценарий Анны Козловой заметно ушел в сторону от первоисточника — рассказа «Дочь военного пенсионера» Дениса Драгунского. Сюжет разворачивается в небольшом городке на Камчатке в середине 1990-х в местной тюрьме для заключенных, приговоренных к высшей мере наказания. В учреждение устраивается новый надзиратель, инфернальный Костя Волков (Иван Янковский) — то ли змей-искуситель, то ли метафорический образ новой российской действительности.
Пока где-то в кремлевских кабинетах вовсю работают над мораторием на смертную казнь, Волков предлагает новым коллегам делегировать исполнение приговоров родственникам жертв, конечно, за большие деньги. Глигоров вновь уверенно сочетает жанровую жестокость и философскую рефлексию и показывает, насколько иллюзорными могут быть границы морали и как легко зло распространяется в системе, где можно отдать на аутсорс выстрел в затылок.
В 2023 году дебютантка Анна Кузнецова победила с драмеди «Каникулы» на «Маяке». В российском кинематографе появилось новое имя, за которым точно стоит следить. «Дыши» — первый сериал в карьере постановщицы и победитель фестиваля «Пилот». Талантливая столичная акушерка Лера (Марина Александрова) одна воспитывает троих детей, но дома бывает редко. На работе в частной клинике специалистка соглашается ради потенциального повышения на тяжелый случай. У Маши (Даша Верещагина), молодой любовницы влиятельного бизнесмена Шахова (Петр Буслов), тазовое предлежание, но Лера обещает помочь с естественными родами. Появление на свет малыша протекает с осложнениями, начинается расследование.
«Дыши» увлекает и как семейная драма о матери и детях, тяжело переживающих смерть близкого, и как медицинский триллер об ответственности врачей в критической ситуации. Кузнецова честно и чутко говорит на деликатную тему репродуктивного здоровья и комплексно показывает центральный конфликт. Важной темой сериала становится иллюзорность правды, а вот от ответственности все-таки не убежать.
Отечественные сериалы в последние годы чересчур часто говорили о 1990-х, к тому же с ограниченным набором суждений. Ушедшую эпоху то романтизировали, то превращали в сущий ад. Авторы «Камбэка» тоже ностальгируют, но по другому времени. События сериала развиваются в 2004 году в Нижнем Новгороде. Школьники Даша (Василиса Коростышевская), Олег (Григорий Столбов) и Юра (Илларион Маров) ввязываются в потасовку с гопниками. Помощь приходит с неожиданной стороны — подростков от тяжелых травм спасает бездомный по кличке Компот (Александр Петров). Мужчина за тридцать не помнит ни имени, ни рода деятельности, ни дома. Школьники помогают бродяге отыскать близких и обрести личность. Больше всего «Камбэк» похож на ностальгический сериал «Мир! Дружба! Жвачка!», но с поправкой на другое время. В снятом Динаром Гариповым проекте неспокойный мир с бандитскими разборками, алкоголизмом и домашним насилием показан глазами школьников, поэтому к социальной драме примешивается трогательная история взросления. Кроме того, «Камбэк» в жанровой форме касается не теряющей актуальности проблемы помощи людям без определенного места жительства. Бездомных часто стигматизируют, а Компот в сериале показан как жертва трагических обстоятельств, которому трудно не сопереживать. Чтобы сердца ностальгирующих по нулевым зрителей точно были разбиты, авторы щедро снабжают повествование треками Дельфина.
«Между нами химия» дебютантки Карины Чувиковой — самый душещипательный отечественный сериал года, который умело балансирует между комедией и драмой. Сдержать слезы точно не получится. Молодая таксистка Таня (Саша Бортич) одна воспитывает сына Ваню (Мирон Проворов) и дочь Марту (Людмила Юлова). Мать вынуждена много работать, чтобы обеспечивать детей вещами, едой и всем необходимым. Совершенно случайно Таня узнает о страшном диагнозе. Онкобольной приходится в спешном порядке искать достойного мужа, на которого она сможет оставить детей.
Непростая тема смерти в сериале не отпускает, но создатели обращаются с серьезными вопросами на удивление легко и свежо. «Между нами химия» легко мог бы скатиться в слезовыжимательный телевизионный продукт, но авторы переключают жанровые регистры и впечатляют смелостью. Драма оборачивается то комедией положений, то ромкомом. Над одним эпизодом аудитория плачет, над другим смеется, а иногда все и сразу. Бортич выдает лучшую роль в карьере, смотреть «Между нами химия» стоит хотя бы ради мощного перформанса актрисы.
Первый ироничный триллер нового года взял от пабликов в социальных сетях не только название, но и саркастическую интонацию. «Подслушано в Рыбинске» Петра Тодоровского формально соблюдает жанровые каноны. Журналисту Юре (Тимофей Трибунцев) со сложной судьбой и едким слогом начинают мерещиться убийства, которые позже происходят в реальности. Подобного рода экстрасенсорика одних пугает, других (в основном следователей) наводит на мысль, что Юра и есть маньяк, а третьим, как парню по имени Саша (Рузиль Минекаев), дает надежду на праведную месть.
За фасадом мистического детектива с обязательным дуэтом пьющего антигероя и юного бунтаря скрывается точная и по-доброму комичная зарисовка, где провинциальный город наконец становится полноправным участником повествования. «Подслушано в Рыбинске» успевает поговорить о страхе и вине, но без нарочитого пафоса, а с саркастичной ухмылкой и иронией, присущей лучшим представителям жанра.
«Путешествие на солнце и обратно» — монументальный философский эпос о взрослении, рассказанный не как линейная биография главного героя Руслана (Олег Чугунов), а как цепочка воспоминаний — обрывочных, неточных, иногда противоречивых. Иначе у Романа Михайлова и быть не могло — пусть история и разворачивается в «лихие» 90-е, но лишена традиционной для фильмов об эпохе темноты.
Экранизация собственного произведения Михайлова «Дождись лета и посмотри, что будет» пленяет зрителей с первого взгляда, как маленького Руслана пленил образ загадочной невесты (Мария Мацель) на бандитской свадьбе. «Путешествие» не походит ни на один из сериалов-побратимов, это попытка режиссера с помощью уникального киноязыка зафиксировать опыт целого поколения, на чью долю пришлись события конца прошлого тысячелетия.
Отечественные сериалы крайне редко обращаются к мистике. Можно вспомнить разве что «Пассажиров», «Гипнозис» и «13 Клиническая». «Бар “Один звонок”» пролежал на полке почти два года, но ничуть не испортился. Это один из лучших жанровых проектов 2025-го. Мальчик Витя (Кай Гетц) случайно набрел на бар «Один звонок», в котором посетители могут связаться с умершими. Одна минута разговора стоит раунд игры в русскую рулетку. Бармен (Данила Козловский) объясняет всем правила заведения, гости соглашаются на опасную авантюру, но мало кто из клиентов готов платить высокую цену за возможность выяснить отношения с близким с того света.
Мистический триллер Сергея Филатова («Урок») представляет собой классический процедурал, так что в каждом эпизоде в заведении новые посетители. В звонке на тот свет травмированные клиенты ищут успокоение. Минута разговора многим помогает наконец принять утрату и абсурдную конечность жизни. В мистической оболочке авторы сериала рассуждают о необходимости двигаться вперед, даже если в привычный порядок вещей вмешалась трагедия. «Бар “Один звонок”» достойно скрещивает психологическую драму и остросюжетный триллер и выделяется среди однотипных детективов о маньяках и беззубых комедий с юмором ниже пояса.
«Олдскул» — попытка переработать формат школьной комедии об учителях под актуальные социальные рамки и визуальные коды. В центре сюжета Мария Павловна Трифонова (Мария Аронова) — строгая учительница математики советской закалки, последняя, кто получил звание «Учитель года СССР», и человек, для которого слово «дисциплина» важнее любых трендов. Налаживая отношения с единственной внучкой, Мария Павловна идет работать в элитное учебное заведение, где свобода, гаджеты и креатив важнее правил, а плохие оценки не ставят вовсе.
На столкновении с предельно чуждыми ценностями и строится ирония сериала Алексея Ляпичева и Станислава Гунько. А формат мокьюментари с периодическими многозначительными взглядами в камеру и сломом четвертой стены превращает комедию о школьной повседневности в практически документальное шоу, только с едким юмором и живыми реакциями героев. У «Олдскула» получилось зацепить зрителей синтезом смелого юмора, демонстрацией культурного поколенческого разрыва и редкой искренностью.
Первый сезон «Кибердеревни» вышел на экраны два года назад. Мир сериала — «березовый панк», в котором удивительно сочетаются новейшие технологии и знакомые приметы Руси-матушки. События разворачиваются в начале XXII века. Изобретатель и фермер Николай (Сергей Чихачев) развивал на Марсе вместе с женой и двумя дочками хозяйство, пока на землю семьи не пришла корпорация Izhevsk Dynamics. Разум жадного директора компании Константина Барагозина (Григорий Скряпкин) оказался в теле робота-уборщика Вани — получился Робогозин.
Во втором сезоне Николай и Робогозин продолжают странствовать по галактике. Фермер мечтает вернуться домой, а Барагозин стремится обрести родное тело. Фантастическая комедия снова радует актуальным и смелым по сегодняшним отечественным меркам юмором, а по качеству компьютерной графики у проекта в России нет равных. Ламповый сериал то и дело распадается на отдельные эпизоды и легко может восприниматься как скетч-шоу, что не портит общее впечатление.
Большинство многосерийных проектов ко второму сезону становятся тяжеловесными и куда менее изобретательными. К счастью, можно смело констатировать, что «Волшебный участок» подобная участь миновала. Смесь детектива, фэнтези и комедии про сотрудников подразделения по борьбе со сказочными преступлениями во втором сезоне только прибавила оборотов. Мифологическая составляющая расширилась, количество персонажей выросло, а качество проработки характеров при этом осталось на прежнем уровне. Да и сами сотрудники ОБСП во главе с Михалычем (Андрей Добровольский) активно расширяют географию присутствия, перебираясь практически полным составом в Санкт-Петербург.
Изобретательное русское городское фэнтези порадует фанатов не только возросшими ставками, но и необычными эпизодами — в одном герои говорят только стихами, а в другом узнают, что будет, если разозлить разумный чайный гриб. Формула «Волшебного участка» оказалась одновременно неизменной и гибкой, что и позволило проекту удержать задранную первым сезоном планку качества.
«Дорогой родственник» в ироничном ключе повествует о злободневной теме передела жилплощади. Семейство Громовых — от бабушки до внуков — обитает в просторной квартире в центре Петербурга. Когда домочадцам поступает выгодное предложение о продаже имущества, все с радостью соглашаются, но выясняется неприятная подробность. В квартире прописан родственник с алкогольной зависимостью и инвалидностью Дима (Тимофей Трибунцев), которого близкие не видели несколько лет. Так просто выписать пьяницу не получится. Дима должен подписать вместе со всеми договор купли-продажи, но сначала родственника нужно найти. Авантюрная комедия Анны Пармас решена в духе произведений Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Дима впервые в жизни чувствует важность и с улыбкой на лице издевается над семьей. Пьяница бегает от близких по всему городу, как Колобок, а Громовы сокрушаются, что единственный шанс на счастливое будущее вот-вот улетучится. Следить за приключениями персонажей одновременно смешно и грустно — все это не очень счастливые люди, которым только продажа квартиры дарит надежду. Каждый следующий шаг приводит к новой коллизии — еще более абсурдной и узнаваемой.
Мультижанровый сериал «Хирург» режиссера Ильи Ермолова — одновременно медицинская мелодрама про спасение жизней, психологический триллер и криминальная история о деградации морали. В центре сюжета трансплантолог Сергей Коваленко (Сергей Гилёв), который, впрочем, операции проводил не только для науки и людей, но и ради собственных амбиций. Осужденный за убийство журналистки (Анна Завтур), расследовавшей темные дела клиники, где он работал, Сергей бежит из тюрьмы в отчаянной попытке восстановить справедливость.
«Хирург» доказывает, что российские медицинские сериалы вполне могут составить конкуренцию зарубежным аналогам. Однако важнее не многослойность проекта со всей психологической амбивалентностью, неоднозначными героями и высказываниями о серой морали, а сам прецедент появления «Хирурга» на экранах. Тема черного рынка органов, поднятая командой сериала, оказалась впервые столь честно освещена в современном художественном произведении, что, в свою очередь, породило активное обсуждение и, как следствие, повысило осведомленность.
12 лучших российских сериалов 2025 года
Сегодня / Текст: Максим Ершов, Владимир Ростовский
12 романтических комедий 2025 года, которые заставили нас снова (не) поверить в любовь
Сегодня / Текст: Настасья Горбачевская
2025-й — год влияния BookTok: как экранизации захватывают Голливуд через тренды в TikTok?
Сегодня / Текст: Гульназ Давлетшина
12 лучших российских фильмов 2025 года
22 декабря / Текст: Ная Гусева, Максим Ершов
10 лучших аниме-сериалов 2025 года
22 декабря / Текст: Сергей Сергиенко
Римские каникулы: каким вышел пятый сезон сериала «Эмили в Париже»?
22 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).