Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFHNXNJt
Продолжаем рубрику, в рамках которой каждую неделю авторы FILM.ru рассказывают о фильмах, которым по разным причинам не досталось зрительского внимания, но которые непременно стоит посмотреть.
Сегодня рассказываем про камерный хоррор-триллер о вторжении, который во время проката в 1967 году собирал полные залы.
Жанровая принадлежность фильма Теренса Янга «Дождись темноты» и сейчас вызывает разногласия: одни называют его триллером, другие — камерным хоррором, третьи — драмой. Картина, основанная на одноименной пьесе Фредерика Нотта — драматурга, написавшего сценарий к хичкоковскому «В случае убийства набирайте “М”», — кажется, удачно совмещает элементы всего перечисленного.
О сюжете перед просмотром лучше знать как можно меньше: незрячая девушка Сьюзи Хендрикс (Одри Хепберн) сталкивается с тремя преступниками, вторгшимися в ее мир под видом безобидных визитеров. Конечно, после такого описания на ум приходит сразу несколько похожих сюжетов, но многие из них — от «Слепого ужаса» Ричарда Флейшера до «Не дыши» Феде Альвареса — были сняты после выхода «Дождись темноты» и были своеобразным переосмыслением оригинала.
Вирусная реклама
С режиссером Теренсом Янгом исполнительница главной роли Одри Хепберн познакомилась еще в годы Второй мировой войны, когда, будучи совсем юной, работала медсестрой и ухаживала за ранеными. Янг, наиболее известный по трем фильмам о Джеймсе Бонде («Доктор Ноу», «Из России с любовью», «Шаровая молния»), пригласил к сотрудничеству оскароносного оператора Чарльза Лэнга («Прощай, оружие»). Продюсером стал бывший супруг Хепберн — Мел Феррер (во время работы над картиной пара переживала разрыв после 14 лет отношений), а главную мужскую роль исполнил Алан Аркин: в 2007 году он получит «Оскар» за роль в «Маленькой мисс Счастье», но и в 1967 году актер уже любим зрителями — как минимум за роль в комедии Нормана Джуисона «Русские идут! Русские идут!».
Звездный состав сам по себе привлекал достаточно внимания, однако нелишней оказалась и маркетинговая кампания: авторы выпустили рекламу, в которой обещали, что финальные восемь минут повергнут любого смотрящего в шок. Из-за того что в конце фильма герои погрузятся в полную темноту, освещение в кинотеатре обещали уменьшить до максимально разрешенных пределов и тем самым усилить эффект полного погружения. Чтобы не разрушать атмосферу, зрителям на несколько минут было запрещено прикуривать сигареты (вот времена!) и вставать с мест. Идея сработала на ура, «Дождись темноты» долгое время собирал полные залы и пользовался невероятным успехом.
Адаптация бродвейского хита
Не стоит забывать, что история Сьюзи к моменту кинопремьеры уже давно интересовала публику — одноименную постановку показывали на Бродвее в течение 11 месяцев двумя годами ранее. Перевоплощение в Сьюзи даже принесло в 1966 году исполнительнице роли на театральной сцене Ли Ремик номинацию на премию «Тони». Впрочем, Хепберн тоже не ушла с пустыми руками — ей досталась номинация на «Оскар» за главную женскую роль.
И критики, и сама актриса недоумевали после оглашения номинантов — казалось, что роль Хепберн в предыдущем проекте «Двое на дороге» режиссера Стэнли Донена была гораздо выразительнее и сложнее, но все же адаптация бродвейского хита исправно пользовалась популярностью у зрителей. В наши дни картина кажется забытой, однако это не мешает ей оставаться привлекательной в глазах тех, кто ценит хичкоковские триллеры и криминальные драмы времен завершения эпохи действия Кодекса Хейса✱Этический свод правил цензуры в Голливуде, регламентировавший содержание фильмов с 1934-го по 1967 год. (официально закон о цензуре был отменен через год после премьеры «Дождись темноты»).
Самый страшный фильм всех времен?
В 1981 году в «Пляске смерти» Стивен Кинг назвал работу Теренса Янга одним из самых страшных фильмов всех времен (но не будем лукавить, сложно сказать, что писатель скуп на комплименты и его выражение благосклонности — это большая редкость) и выразил восхищение игрой Алана Аркина. Если первый вердикт скорее вызывает скепсис, то вторая часть, касающаяся актерских талантов Аркина, вне всяких сомнений, справедлива — в фильме он перевоплощается аж в трех разных персонажей.
Поиск актера на роль многоликого мистера Роута оказался на удивление долгим и тяжелым: многие исполнители отказывались от образа злодея, терроризирующего незрячую женщину (тем более если ее играет хрупкая и нежная Одри Хепберн). Сам Аркин позднее с иронией отмечал, что получил роль только потому, что от нее один за другим отказывались все остальные.
История двух одиночеств?
Для камерного кино, лишенного возможности компенсировать драматургические просчеты масштабом или кинематографическими аттракционами, первостепенное значение приобретают сценарий и выверенная операторская работа с ограниченным пространством. В «Дождись темноты» оба элемента функционируют с редкой согласованностью: действие наполнено событиями, а пространство квартиры становится частью драматургической игры.
Повествование ограничено четырьмя стенами одной нью-йоркской квартиры, однако временами (особенно в первой половине) зритель может увидеть героев и снаружи. Уютное изображение улицы, на которой расположена квартира Сьюзи, намеренно вводит в заблуждение и успокаивает зрителя, подготавливая почву для дальнейшего развития.
С каждой минутой, проведенной внутри здания, дом начинает казаться все более мистически оторванным от реальности. Многоквартирное сооружение, в котором должны обитать десятки жителей, большую часть времени пустует. Единственная соседка Сьюзи — маленькая Глория (Джули Эрро), помогающая главной героине по хозяйству (она бегает в ближайший супермаркет за продуктами и в целом с радостью выполняет любые поручения). Одинокие героини по разным причинам чувствуют себя отрезанными от общества и находят друг в друге компаньонок, поэтому именно Глория будет оказывать помощь Сьюзи, а не, например, вечно отсутствующий муж Сэм (Ефрем Цимбалист-мл.), который по непонятным причинам постоянно проверяет супругу на прочность, предлагая ей разбираться со сложностями, связанными со ограничением зрения, самостоятельно. Ощущение изоляции героинь подчеркивается местом действия, выбранным в качестве основного, — подвальной квартирой с низкими потолками.
Иммерсивное погружение
Устройство помещения заставляет героев постоянно «блуждать» между уровнями. Сьюзи то поднимается по лестнице, чтобы добраться до входной двери, то прислушивается к шагам за окном, которые, вопреки привычной логике, оказываются выше головы. Горизонтальное пространство тоже позволяет повествованию не застывать в одной точке: кухня плавно переходит в гостиную, гостиная — в спальню. Отсутствие дверей между помещениями превращает квартиру в открытую, лишенную защитных границ среду, позволяя персонажам беспрепятственно менять локации и тем самым постоянно нарушать зону относительной безопасности Сьюзи.
К финалу место действия оказывается достаточно изученным, чтобы внезапное погружение в темноту приобрело особую силу. Когда гаснет свет, зритель, опираясь на ранее усвоенную топографию квартиры, способен предположить, где именно находятся персонажи и какие предметы мебели могут оказаться между ними. Что-то падает, кто-то кричит, что-то двигается. Оптика восприятия смещается: мы начинаем видеть происходящее через призму Сьюзи. Так у зрителя наконец появляется возможность разделить опыт героини и осознать, какой ценой ей далось многочасовое противостояние в полной темноте.
Как смотрится фильм сейчас?
Конечно, сегодня «Дождись темноты» воспринимается иначе, чем в год своего выхода, но в этом нет ни парадокса, ни утраты ценности. Его триллерная природа может показаться слишком мягкой и беззлобной зрителю, давно привыкшему к жесткому реализму и радикальным формам экранного насилия, а некоторые сюжетные повороты, должные удивлять, рискуют оказаться раскрытыми раньше времени.
И все же картину нельзя назвать безвозвратно устаревшей: при всей камерности и кажущейся простоте работа Теренса Янга оказывается сложнее и динамичнее, чем можно ожидать. Пространство квартиры используется с возрастающей по мере действия изобретательностью, динамика власти (временами кажется, что победа будет за Сьюзи, временами — за троицей грабителей) не позволяет повествованию застыть, а финал, который вызывал ужас у современников картины, по-прежнему способен впечатлить, ведь страх чего-то ужасного, но невидимого никогда не устаревает.
Рецензия на фильм «Джозефина» с Ченнингом Татумом — триумфатор кинофестиваля «Сандэнс»
6 февраля / Текст: Катя Карслиди
Двойная жизнь заботливого семьянина: рецензия на сериал «Память убийцы»
Сегодня / Текст: Максим Ершов
Что посмотреть? Яна Телова советует «Дождись темноты» — единственный фильм ужасов в карьере Одри Хепберн
Сегодня / Текст: Яна Телова
Рецензия на сериал «Мистер Ноготь» — народную комедию о заводчанине, который открыл маникюрный салон
6 февраля / Текст: Владислав Шуравин
Как не унывать в кризис: рецензия на фильм «Элла Маккей»
6 февраля / Текст: Егор Козкин
Новые фильмы, которые уже можно посмотреть онлайн
6 февраля / Текст: Владимир Ростовский
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).