Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

Черный рыцарь

С тех пор как в 1982 году вышел первый том «Темной башни», поклонники Кинга мечтали увидеть Роланда, Джейка, Человека в черном и других персонажей цикла на большом экране

Добавить в закладки
Черный рыцарь

Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой мальчик из современного Нью-Йорка проникает сквозь границу миров и оказывается в параллельной реальности, где пособники запредельного Зла готовятся разрушить Темную башню, защищающую все миры от глобальной катастрофы. Вселенная в опасности! Спасти ее могут лишь подросток и Стрелок, которым предстоит совместное приключение.

Предыстория фильма

Уильям Шекспир сочинил несколько великих пьес, и эта была лишь малая толика его вклада в английскую словесность. Поэзия и проза Шекспира стали столь важной частью британской культуры, что порой «бросовые», едва понятные реплики из его произведений вдохновляли позднейших авторов и разворачивались в творения, которые сами становились классикой.

Так, например, слова из «Короля Лира» «Чайлд-Роланд дошел до Темной башни», которые произносит Эдгар, сын графа Глостера, когда выдает себя за сумасшедшего, в XIX веке легли в основу поэмы Роберта Браунинга «Чайлд-Роланд дошел до Темной башни». А еще век спустя, в 1970 году, двадцатидвухлетний студент Стивен Кинг задумал грандиозную фэнтези-эпопею о Роланде и Темной башне.

Стивен Кинг

Откуда изначально взялись Роланд и Башня? Из британской героической сказки о временах короля Артура. Чайлд-Роланд (то есть «благородный юноша Роланд, еще не ставший рыцарем») – это младший сын Артура, который отправляется в Темную башню короля эльфов, чтобы спасти из плена свою сестру и старших братьев. Последние пытались выручить девочку, но сами попали в эльфийские ловушки. Роланд справляется с задачей, потому что соблюдает простые правила, о которых ему поведал волшебник Мерлин. В частности, принц убивает всех, кто встречается по пути, чтобы эльфы не донесли о его походе своему правителю. Старая добрая Англия…

В поэме Браунинга от сказки остались лишь Роланд и Темная башня, и Стивен Кинг – тогда еще начинающий автор, только-только опубликовавший несколько коротких рассказов, – тоже не собирался воссоздавать историю о принце и эльфах. Он хотел совсем иного – скрестить эпическую фэнтези в духе «Властелина Колец» с размашистыми вестернами вроде «Хорошего, плохого, злого» Серджо Леоне. Фильм итальянского режиссера вышел в 1966 году, так что в 1970-м это еще была сравнительно свежая и актуальная постановка, а не «вечная классика», как «Хороший, плохой, злой» воспринимается сейчас.

Кинг собирался изобразить фэнтези-мир, где огнестрельное оружие соседствует с мистикой и магией, где пустынные пейзажи вызывают в памяти не средневековую Европу, а Дикий Запад, и где главный герой – не путешествующий рыцарь с мечом, а странствующий стрелок с револьвером в духе ковбоев Клинта Иствуда. Роланд бродит по свету в поисках своего заклятого врага-волшебника, известного как Человек в черном (у этого персонажа множество имен, одно из которых – Уолтер), а также в поисках загадочной Темной башни, которая находится в центре всего многомерного мироздания.

Как признает сам автор, «Темная башня» начиналась как претенциозное сочинение самоуверенного юнца. Хотя ее первые главы не отличались внятностью, юноша верил, что сочиняет книгу, которая станет «самой популярной эпопеей в истории мира». «Властелин Колец»? «Война и мир»? «Темная башня» должна была оставить всех конкурентов далеко позади. Никаких оснований считать, что так оно и будет, у Стивена не было. Но на то и молодость, чтобы верить в невозможное.

Впрочем, Кинг все же не так сильно верил в себя, чтобы сразу начать публиковать «Темную башню», первая часть которой была разбита на пять рассказов о путешествии Роланда. Первый рассказ цикла под названием «Стрелок» появился в печати лишь в 1978 году, когда Кинг уже был автором «Кэрри», «Сияния» и некоторых других знаменитых произведений. Книга же под названием «Темная башня: Стрелок», в которой были собраны первые рассказы о Роланде, была издана в следующем десятилетии, в 1982 году. В дальнейшем, в 2003 году, Кинг переработал «Стрелка», чтобы привести его в соответствие с последующими книгами, где мир Роланда был серьезно переосмыслен – как правило, в пользу большей фантастичности. Также автор, поднаторевший в своем искусстве, постарался избавить книгу от налета «первой пробы пера».

В отличие от других произведений Кинга, выходивших с большой помпой, первые романы цикла «Темная башня» (вторая книга «Извлечение троих» появилась в 1987 году, а третья книга «Бесплодные земли» – в 1991-м) издавались довольно скромно, как бы стеснительно. Писатель к тому времени избавился от юношеской самоуверенности, и хотя «Темная башня» все еще была для него очень важна, он полагал, что она интересна лишь его самым преданным фанатам и самым большим поклонникам нестандартного фэнтези. Также Кинг сомневался, что успеет закончить задуманный цикл до своей смерти. В начале 1980-х он прикинул, что ему придется написать несколько тысяч страниц, а каждая страница «Темной башни» давалась писателю с трудом.

Однако глаза боятся, руки делают, а читатели живо интересуются. Со временем поклонники Кинга добились, чтобы книги цикла выходили такими же тиражами, как обычные хорроры писателя, и «Темная башня» стала таким же явлением поп-литературы, как «Сияние». Однако на скорость публикации цикла это не повлияло. Четвертая книга «Колдун и кристалл» вышла в 1997-м, а пятый роман «Волки Кальи» – в 2003-м. Лишь после этого Кинг напрягся и издал в 2004-м два заключительных тома, «Песнь Сюзанны» и «Темная башня». Восьмая книга, действие которой развивается в промежутке между действием четвертой и пятой книг, была опубликована в 2012 году.

С самого начала главным правилом «Темной башни» было «Никаких правил!». Кинг в полной мере самовыражался, вписывая в романы все, что его занимало, – от экспериментов по созданию вымышленного языка до осмысления автокатастрофы 1999 года, в которой Кинг чуть не погиб. Да-да, в определенный момент повествования Кинг сам становился одним из героев «Башни»!

Критики относились к циклу по-разному. Кто-то полагал, что «Темная башня» слишком амбициозна для Кинга и что писатель запутался в своей эпопее и не справился с ней, потому что не смог усмирить ураган заложенных в «Башню» идей. А кто-то, наоборот, считал, что фантасмагоричность цикла – это его главное достоинство и что Кинг сочинил свои лучшие строки, когда вышел за рамки всех своих излюбленных жанров и полностью раскрепостился.

Все, однако, сходились на том, что если кто-то займется полноценной экранизацией «Темной башни», то перед ним встанет очень сложная задача. Не потому, что это было бы очень дорогое предприятие («Темная башня» не столь грандиозна, как «Властелин Колец»), а потому, что текст романов никак не вписывается в обычное представление о голливудских блокбастерах.

Тем не менее в феврале 2007 года Кинг объявил на фестивале Comic-Con, что продал экранизаторские права на «Темную башню», причем за символические 19 долларов (число 19 часто фигурирует в романах цикла). К тому времени Кинг полностью разочаровался в голливудских попытках справиться с его книгами, но он был в восторге от мистического сериала «Остаться в живых», в создателях которого писатель распознал родственные души. Так что Кинг продал права на «Башню» Дж. Дж. Абрамсу, Карлтону Кьюзу и Деймону Линделофу. Предполагалось, что Кьюз спродюсирует ленту, Абрамс ее поставит, а Линделоф напишет сценарий.

Для Кинга это был решенный вопрос. Абрамс и его коллеги, однако, не были уверены, что реализуют свой замысел. «Остаться в живых» в то время еще шел, и он отнимал столько времени, что на другой амбициозный проект сил не оставалось. Кроме того, Линделоф сомневался, что ему хватит творческой наглости переработать книги любимого писателя для большого экрана. Будь это чьи-то другие романы, сценарист с готовностью бы за них взялся. Но Стивен Кинг был для него почти священной фигурой.

В итоге оформленный на три года экранизаторский опцион истек без каких-либо подвижек. «Остаться в живых», который как раз завершился в 2010 году, настолько вымотал Абрамса и Линделофа, что они не решились заняться новым многолетним проектом (они планировали семь полнометражных фильмов, по числу опубликованных в то время книг цикла). Так что опцион продлен не был.

Стивен Кинг

Вскоре после отказа Абрамса заниматься «Темной башней» экранизаторские права на цикл купила студия Universal. Это уже была не дружеская, а коммерческая сделка, и студия заплатила Кингу пять миллионов долларов. Писатель получил продюсерские привилегии, чтобы держать проект под контролем. Его партнерами-продюсерами стали соавторы оскароносного байопика «Игры разума» – сценарист Акива Голдсман, режиссер Рон Ховард и продюсер Брайан Грейзер.

Ховард и Голдсман предложили необычное решение – выпустить три полнометражных картины, а в промежутках между ними показать два сезона телешоу. Мол, для кино можно будет приберечь наиболее эпические моменты цикла, а для телевидения – те части повествования, которые требуют продолжительного и обстоятельного освещения. Кингу такой подход очень понравился, и над «гибридной» «Темной башней» началась активная работа. Предполагалось, что первый фильм выйдет в 2013 году.

В 2011 году было объявлено, что на роль Роланда взяли испанца Хавьера Бардема из «Старикам тут не место». Другим претендентом на роль был Вигго Мортенсен из «Властелина Колец».

Тогда же, однако, стало известно, что бюджет проекта кажется Universal неподъемным и что студия ищет финансовых партнеров. В итоге к середине 2011 года студия вовсе отказалась от «Темной башни». Переговоры о создании и показе телешоу продолжились, но и они не увенчались успехом. Студия Warner подумывала о вложении в проект, но, как и Universal, не решилась. Разговоры о приглашении на роль Роланда Расселла Кроу или Лиама Нисона так и остались разговорами.

Наконец, в 2013 году к работе над «Темной башней» подключилась независимая кинокомпания Media Rights Capital («Тед», «Форсаж 7»), а в 2015-м проект перешел под крыло студии Sony – на том условии, что бюджет первой картины составит всего 60 миллионов долларов и что сценарий Голдсмана и его соавтора Джеффа Пинкнера (сериалы «Остаться в живых», «Грань») будет соответствующим образом переработан. На этом и порешили.

Работа над фильмом

После вышеописанных волнений Рон Ховард сохранил пост продюсера, но отказался от режиссуры «Темной башни», и студия Sony нашла нового постановщика. Им стал датский режиссер Николай Арсель, чья картина 2012 года «Королевский роман» с Мадсом Миккельсеном и Алисией Викандер была номинирована на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Арсель – такой большой поклонник Стивена Кинга и «Темной башни», что он подростком самостоятельно выучил английский язык, чтобы читать романы «Башни» на языке оригинала (на датский язык книги Кинга тогда почти не переводились). «Темная башня» – дебют Арселя в голливудском кино.

Идрис Эльба и Николай Арсель на съемочной площадке фильма "Темная башня"

Первым делом Арсель и датский сценарист и режиссер Андерс Томас Йенсен (сценарист получившей «Оскар» драмы «Месть») подготовили свою версию сценария. К тому времени было решено, что первая картина цикла станет не экранизацией «Стрелка», а продолжением всего книжного цикла.

Как это возможно? Дело в том, что повествование «Темной башни» зациклено. На последних страницах последней книги Роланд теряет память и возвращается в тот момент, когда начались его приключения. Герой обречен вечно стремиться к Темной башне и вечно возвращаться в прошлое, пока его действия или какие-то другие события не разорвут цикл. Соответственно, картина Арселя была задумана как новый виток истории Роланда, отчасти схожий с событиями из книг, но все же существенно отличающийся, потому что Вселенная не повторяется в точности.

Стивен Кинг, продолживший выполнять функции продюсера, одобрил этот ход, поскольку он одновременно развязал руки создателям ленты и позволил киноверсии «Башни» не противоречить книгам, а дополнить их – показать новое возможное развитие событий. Ни один выдающийся творец не любит повторяться, и Кингу было интереснее работать над новой «Башней», а не помогать запихивать на экран события из давно опубликованных романов.

Также было принято решение сориентировать кино на подростков и сделать центральным персонажем не Роланда, а Джейка Чемберса – парнишку из «нашего» Нью-Йорка (напомним, что действие цикла разворачивается в параллельных мирах), который в «Стрелке» переносится в мир Роланда, когда погибает на улице Манхэттена. В фильме у мальчика иная судьба, и сюжет начинается с него, а не со стрелка. Роланд становится ключевым персонажем лишь после того, как Джейк оказывается в его мире. Это делает картину более понятной для ребят – действие начинается с персонажа, с которым они могут себя отождествить.

Естественно, создателям фильма пришлось забыть о сценах из «Стрелка» вроде «Роланд совокупляется с суккубом» и «Роланд в порядке самообороны расстреливает целый город». Подростковое кино должно жить по определенным законам, и его главные герои должны вести себя прилично. Меньше антигероизма, больше чистого героизма. Который в книгах Роланду не слишком свойственен. Чтобы заполнить образовавшиеся бреши, Арсель и его коллеги придумывали новые сцены и заимствовали идеи из поздних романов Кинга. Не будем описывать, что именно было позаимствовано, чтобы не испортить сюрприз тем, кто знает книги цикла наизусть.

Скромный бюджет картины означал, что придется искать новую звезду. Арсель остановился на чернокожем британце Идрисе Эльбе из «Тора», «Прометея» и английского полицейского сериала «Лютер». Эльба, конечно, совсем не похож на Клинта Иствуда, с которым обычно сравнивают Роланда, но это яркий и харизматичный актер, который сравнительно недорого стоит. Кинг полностью одобрил этот выбор, заметив, что, хотя расовая принадлежность Роланда имеет значение для текста романов, это совершенно не принципиальная деталь, и белокожего героя можно сделать темнокожим, если роль сыграет такой мастер, как Идрис Эльба. Кроме того, новая внешность героя – это новые сюжетные возможности. Раз уж текст все равно кардинально переработан.

Николай Арсель, Том Тейлор и Идрис Эльба

В отличие от Роланда, Джейк остался белым подростком. Эту роль после продолжительного кастинга получил маленький Том Тейлор, ранее сыгравший персонажа Шона Бина в детстве в криминальном телесериале «Легенды». Джейк – первая серьезная работа Тома в большом кино.

Как и в «Стрелке», в фильме Роланду и Джейку противостоит могущественный волшебник, известный как Уолтер о’Дим или Уолтер Падик. В книгах это еще и Рэндалл Флэгг, фигурирующий в других, прямо не связанных с «Темной башней» романах Кинга. Вообще, у этого загадочного злодея множество личин и имен, и потому его обычно называют просто «Человек в черном». Уолтер настолько силен, что лишь немногие обитатели Вселенной могут ему противостоять, и Роланд входит в этот короткий список. Уолтер хочет разрушить Темную башню, чтобы Вселенную захватили силы мрака и хаоса, которым он служит. Уолтер в этом случае станет одним из повелителей мира.

Кинг хотел бы, чтобы роль Уолтера сыграл молодой Рутгер Хауэр, но машины времени у Арселя не нашлось. Так что роль получил Мэттью МакКонахи. Обычно лауреат «Оскара» за «Далласский клуб покупателей» играет героев, а не злодеев, но это универсальный актер, способный изобразить кого угодно. Тем более если речь идет об обаятельном мерзавце без тени совести, который порой играет с Роландом, как кошка с мышкой.

Мэттью МакКонахи на съемочной площадке фильма "Темная башня"

Также роли в фильме получили южнокорейская актриса и модель Клаудия Ким (она провела детство в США, так что отлично говорит по-английски), Фрэн Кранц из телесериала «Кукольный домик», австралийская топ-модель Эбби Ли Кершоу из «Неонового демона» и «Безумного Макса: Дорога ярости», Джеки Эрл Хейли из «Хранителей» и ремейка «Кошмара на улице Вязов», Кэтрин Винник из сериала «Викинги» и Деннис Хейсберт из сериала «24». Винник изобразила мать Джейка, Хейсберт – отца Роланда. Отметим, что Роланд происходит из рода короля Артура, и его фамильный револьвер – это переплавленный меч Экскалибур. Интересно, значит ли это, что в мире фильма Артур был темнокожим?

Основным местом съемок «Башни» стала Южная Африка. Не только потому, что работать там довольно дешево, но и потому, что создатели ленты нашли в ЮАР эффектные горы и полупустыни, которые выглядели достаточно «инопланетно», чтобы сыграть разрушенный войнами и катаклизмами мир Роланда. В этом мире осталось совсем немного поселений вроде деревни, которую в фильме посещают Роланд и Джейк. Поскольку это деревня чудом выживших беженцев, то люди там всех цветов кожи, а в простенькой архитектуре видны следы всех земных цивилизаций. Художник-постановщик Кристофер Гласс специально изучал самые разные культуры, чтобы соединить их влияние в большой декорации под открытым небом, сооруженной неподалеку от Кейптауна.

В отличие от «Стрелка», где почти все действие развивается в мире Роланда, в фильме герои не раз перемещаются между этим миром и нашим. Так что съемки проходили не только в африканской пустыне, но и на улицах Нью-Йорка. Интерьерные сцены, однако, все равно снимались в Кейптауне – либо в павильонах студии Cape Town Film Studios, либо в заброшенном гипермаркете-молле, где была сооружена многоуровневая декорация заведения под названием Dixie Pig. Это нью-йоркское место сбора для существ из мира Роланда, подчиняющихся Уолтеру. Не все эти существа – люди. Среди них есть вампиры и тахины – гуманоиды с головами животных. Среди людей тахины часто носят человеческие маски, чтобы не выделяться. Всего гримеры создали для фильма около шести десятков тахинов с самими разными мордами, от бабуина до свиньи.

Револьверы Роланда были изготовлены вручную специально для съемок. В основу дизайна был положен револьвер Ремингтона, но оружие было увеличено в размере, чтобы оно внушительно смотрелось в руках крупного Идриса Эльбы. Чтобы соответствовать своим револьверам, Эльба до съемок и во время них усиленно занимался стрельбой, боксом и смешанными единоборствами.

В то время как Роланд сражается, Джейк использует свой дар провидца, позволяющий ему видеть сквозь миры. Перед тем как попасть в мир Роланда, Джейк видит его в своих снах, и он постоянно зарисовывает свои видения. Кристофер Гласс пытался сам создать рисунки мальчика, но обнаружил, что рисует слишком профессионально, даже когда делает это левой рукой. Так что он специально нашел двух 15-летних начинающих художников и попросил их по памяти перерисовать показанные им концепт-иллюстрации. Так появились рисунки Джейка. Парень так к ним привязан, что он забирает их с собой в параллельный мир, и они помогают ему объясниться с Роландом. Искусство лишним не бывает! Даже не слишком талантливое…

Персонажи «Темной башни»

Кадр из фильма "Темная башня"

Джейк Чемберс – главный герой фильма. Это 14-летний мальчик из современного Нью-Йорка. Джейк наделен даром прорицания, и он видит в своих снах параллельный мир и его обитателей. Также он узнает, как можно проникнуть в этот мир. И он следует своим видениям, благодаря чему знакомится с Роландом. Джейка сыграл Том Тейлор.

Кадр из фильма "Темная башня"

Роланд Дискейн – второй главный герой фильма. Это бродячий стрелок из параллельного постапокалиптического мира. Роланд – последний представитель Ордена стрелков, защищавших мир от враждебных тварей. Теперь, когда Роланд потерял всех родных и близких, он мечтает лишь о мести Уолтеру, который виновен в его бедах. Роланда сыграл Идрис Эльба.

Кадр из фильма "Темная башня"

Уолтер, или Человек в черном – главный злодей фильма. Это могущественный колдун, верный слуга темных сил и предводитель армии монстров. Уолтер пытается уничтожить Темную башню, которая защищает все параллельные измерения от вторжений потусторонних сил. Роланд – один из немногих людей, представляющих для Уолтера опасность, и Уолтер потратил немало усилий, чтобы лишить Роланда союзников и друзей. Уолтера сыграл Мэттью МакКонахи.

Ожидания

Судя по тому, что Sony вложила в «Темную башню» всего 60 миллионов долларов, студия не ждет от фильма колоссальных сборов. Аналитики с ней согласны – недавние экранизации Кинга прокатных рекордов не били, а «Темная башня» далеко не так известна и популярна, как, скажем, «Властелин Колец». Главное достояние картины – это Идрис Эльба и Мэттью МакКонахи, но какова их реальная звездная ценность? Большой вопрос – ведь сейчас даже Джонни Депп, Дженнифер Лоуренс и Роберт Дауни-младший не гарантируют суперсборов.

С другой стороны, окупить 60 миллионов долларов не так уж трудно, и дело может выгореть. В этом случае создатели ленты обещают в скором времени выпустить телесериал с участием Эльбы и Тейлора, который, в частности, расскажет о молодости Роланда (картина, в отличие от романа «Стрелок», этой важной для повествования темы почти не касается). Ну, а потом будет сиквел по мотивам «Извлечения троих» и прочих книг Кинга. Хотя на всякий случай фильм придуман так, чтобы сиквел был желательным, но не обязательным. Похоже, что авторы картины сами до конца не верят в свой успех… Что ж, посмотрим, кто окажется прав – пессимисты или оптимисты.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?