Чужие на районе

Фантастический боевик о России настоящего и будущего, которому, как это нечасто бывает с отечественным кино, критически не хватает хронометража.

Рецензии

Россия, 2030 год. За 10 лет Москва настолько преобразилась, что какой там парк Горького — всю столицу неоновыми небоскрёбами застроили и дронов в московское небо запустили. Впрочем, развитие технологий не помогает избежать катастрофы: по всему миру прокатывается мощный блэкаут, а после из-за неизвестного недуга умирает почти всё население земли. В целостности остается Москва, Беларусь, Украина и, как ни странно, Финляндия. Народ готов сорваться с цепи, религиозные фанатики вопят о конце света, а военные, которые сами ничего толком не знают, ошиваются на аванпосте и вот-вот двинутся из безопасной зоны в таинственную провинцию.

Кадр из фильма «Аванпост»

Кадр из фильма «Аванпост»

Фильмы Егора Баранова — пускай они, скорее всего, снимались под пристальным вниманием и строгим руководством продюсеров — богаты на необычные сеттинги. Что «Соловей-разбойник», что трилогия «Гоголь» — во всех них довольно шаблонная история компенсируется необычной эстетикой. «Аванпост» исключением не становится. В нём Москва — эдакий дешёвый аналог Лос-Анджелеса Ридли Скотта, технологический и культурный центр если не всего мира, то хотя бы России (в последнем случае, правда, едва ли что меняется в сравнении с реальностью). Забавно, как при этом контрастирует изображение столицы и, например, Кирова — серого места с тошнотворными панельками и пустырями, где чуть ли не «царь Кощей над златом чахнет». Как раз на контрасте футуристического и архаичного и строится эстетика «Аванпоста».

Кадр из фильма «Аванпост»

Кадр из фильма «Аванпост»

Параллели с нынешними политическими и социальными проблемами, которые в мире будущего, само собой, обязаны были обостриться, на этом не исчерпываются. Во время армагеддона граждане удивляются, что даже в новостях начали говорить правду, а сцены с массовыми беспорядками и столкновениями между испуганными людьми и силовыми структурами отзываются воспоминаниями о недавних протестных акциях. Наконец, возникает в повествовании и постоянный страх войны, о которой опасливо говорят москвичи, — чем не отголосок нашего времени? Хотя в «Аванпосте» этого и не скрывают. Сеттинг новый, а лица и модели поведения всё те же: пьяное быдло в клубе, милитарист Юра, способный реализовать себя только на поле боя, или журналистка Оля, рассказывающая о личном опыте домашнего насилия (это звучит особенно актуально в связи с новостями о законопроекте). Но никакой политики — то ли мир будущего слишком хорош для правящих верхов, то ли, что вероятнее, правящие верхи слишком хороши для их изображения в пресловутом выдуманном футуристическом мире.

 

Может показаться, будто «Аванпост» продуман до мелочей и вырисовывает единое социальное высказывание. Но он скорее хорош в точечных и удачно подмеченных образах, а не системном подходе в осмыслении реальности. Это же касается и его жанровой составляющей. То ли зомби-фильм, то ли фантастический триллер про инопланетных захватчиков, то ли вообще экшен — он слишком часто выдёргивает мотивы из разных канонов и в итоге оказывается не шибко привлекательным монстром Франкенштейна. Ладно поверхностные визуальные элементы киберпанка в кино, но вплетать интертекстом кадры из фильмов Тарковского или гигеровские образы — занятие довольно бессмысленное и лишь подчёркивающее несамостоятельность картины. Любопытные решения есть, и связаны они прежде всего с обилием дёшево нарисованной, но всё-таки крови, к которой рядовой зритель отечественного мейнстрима не привык (один из таких моментов — когда военные едут напролом через толпы зомбированных провинциалов-суицидников). Однако чаще в «Аванпосте» просто не реализуют потенциал эпизодов, обрывая их монтажными склейками и переходя к следующей сюжетной линии или снимая так, что происходящее на экране едва разберёшь.

 

Это кино замахивается на слишком уж жирный концепт. Кажется, «Аванпосту» было бы комфортнее существовать в форме если не сериала, то хотя бы дилогии (как, впрочем, изначально и задумывалось). Сама история развала старого мира, общественной паники, борьбы человека с создателем и целый философский спор о порочности и слабости людей, разыгрывающийся на протяжении фильма, требуют гораздо больше времени, чем предлагает кино Баранова. Не успеешь погрузиться, например, в сюжет о вояках, отправившихся в кировскую «зону отчуждения», как история делает ход конём и рассказывает уже об инопланетянах и провинциалах, которые выжили и обзавелись чем-то вроде суперспособностей. Звучит странно? Так и есть.

Для синтеза драмы и жанрового кино, коим «Аванпост» безуспешно прикидывается, здесь полно костылей с обеих сторон. Для первого — слишком архетипично, для второго — слишком медлительно и заунывно. И самое мучительное, что герои будто вне сюжета: просто бродят по локациям и только в конце становятся частью ландшафта истории. Так и сам «Аванпост» — какой-то неприкаянный призрак арт-мейнстрима, который хотел угодить всем, руководствуясь строчками «за них, за вас, и за Сибирь, и за Кавказ». Правда, в случае этого фильма, который пытается объединить совершенно полярные материи, — за Тарковского с, простите, Тартаковским.

22.11.2019 Текст: Владислав Шуравин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00