Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Делая, делая, делая новых «Людей»

По киносайтам несется весть о том, что франшиза о мутантах почти завершена — «Логан» станет последним фильмом знаменитой серии, начатой в 2000 году

Добавить в закладки
Делая, делая, делая новых «Людей»

1. Франшиза становится слишком затратной

Не мы первые акцентируем на этом внимание, но факт остается фактом: «молодые версии» персонажей, впервые показанные в «Первом классе», с тех пор появились еще в двух картинах. Поскольку у актеров, игравших эти роли, их трехфильмовые контракты истекли на «Апокалипсисе», то в случае нового тим-апа их придется перезаключать, и, конечно же, теперь вся эта команда потребует больше денег. Нахождение этой команды в кадре могло бы быть оправдано мегаприбылью. Но…

Кадр из фильма "Люди Икс: Первый класс"

2. Франшиза стала менее прибыльной

Если «Дни минувшего будущего» собрали 748 миллионов, то «Апокалипсис» – всего 544. Стоили эти ленты 200 млн. и 178 млн. соответственно. В последнем случае «навар» студии оказался невелик (ведь чтобы фильм начал приносить прибыль, он должен собрать минимум втрое больше, чем стоил). Если же снимать новое продолжение с аналогичным бюджетом, на которое зритель, что не исключено, прореагирует еще более вяло, то никакой прибыли может не быть вообще. Но здесь мы снова возвращаемся к теме неизбежности новых контрактов, которые не позволят облегчить потенциальный бюджет сиквела, зато утяжелят его уж наверняка. С какой стороны ни глянь – тупик, если только студия не решит делать сиквелы с урезанным бюджетом. Но в век мегаблокбастеров с дорогостоящими спецэффектами это маловероятный шаг, да и «Люди Икс» не тот продукт, который можно делать «по дешевке».

3. Актеры устали играть мутантов

С людьми, как известно, можно договариваться. Например, предлагая им не «деньги вперед», а некий процент от потенциальной прибыли и т.д. Подсовывая роль, которая поспособствует раскрутке артиста. Или просто заманивая его интересным, необычным киновоплощением. Но в «Людях Икс» слишком много актеров, и со всеми так запросто не договоришься. Это первое. Второе: нельзя заманить «раскруткой» того, кто и так уже достаточно известен. Третье: если для кого-то мутанты и были привлекательны изначально, то три фильма – достаточное количество, чтобы из этих ролей выветрились свежесть и новизна. Теперь это просто строчки в контракте, которые выполняются, скорее всего, без особого энтузиазма (и энтузиазма у актеров должно стать еще меньше, если учесть, что Брайан Сингер больше не намерен выступать режиссером – а окажется ли другой постановщик таким же харизматичным парнем, еще неизвестно). История про «я устал, я ухожу» не нова, поэтому студия Марвел старается подписывать со своими актерами контракты сразу на много фильмов (Сэмюэл Л. Джексон подписался, например, сразу на 9 картин с участием Ника Фьюри и потом уже отказаться от них, конечно, не мог). К счастью или нет, но «Фоксы» так далеко не заглядывали. Между тем играть однотипные экшен-роли не только надоедает – с возрастом это становится еще и физически тяжело. Да и мало кто хочет проходить половину жизни в одном и том же гриме. Поэтому Хью Джекман и Майкл Фассбендер не скрывают, что к своим мутантским ролям возвращаться не намерены. И это только те, кто не прячет намерений от прессы. Наверняка есть и те, кто вслух этого не произнес, но скажет «нет», когда (и если) студия попытается завязать разговор об очередном сиквеле. Конечно, деньги решают многие вопросы в киномире, но финансовые результаты «Апокалипсиса» вряд ли позволят студии пойти на риск и увеличить гонорары.

Кадр из фильма "Люди Икс: Дни минувшего будущего"

4. Зритель начал уставать от одних и тех же персонажей

Падение сборов – достаточно верный показатель того, что составляющие успеха, приносившие «Людям Икс» деньги на протяжении полутора десятилетий, перестают работать. Да, людям средних лет все еще приятно видеть своих старых знакомых на экране, но основная аудитория кинокомиксов – это все-таки тинейджеры. Между тем не только мутантов «первого созыва», но и их молодые версии, представленные в «Первом классе», уже сложно назвать юнцами: например, Джеймсу МакЭвою сегодня 37 лет, Майклу Фассбендеру – 39. А зрителям, чтобы полноценно сопереживать героям, нужен кто-то более молодой, типа Человека-паука. Студия «Марвел» это понимает, поэтому на роль Питера Паркера наняла Тома Холланда, которому на момент съемок в «Первом мстителе: Противостоянии» было всего 19. Неудивительно, что студия Fox тоже начала делать забросы в сторону омоложения каста и конкретно сейчас занимается разработкой спин-оффа «Новые мутанты», в центре которого будет группа тинейджеров с суперспособностями (сценарий фильма уже написан и проходит полировку, съемки намечены на весну). Вернее, спин-оффом фильм станет в том случае, если основной сериал продолжит параллельно прирастать новыми фильмами. Если же «Новые мутанты» просто займут место «Людей Икс», то это, по сути, не будет ничем отличаться от аккуратного перезапуска.

Кроме того, в разработке у студии находятся сольник «Гамбит» с Ченнингом Татумом и сразу два сиквела оказавшегося неожиданно хитовым «Дэдпула» – всего этого в сумме вполне достаточно, чтобы не утерять права на «Людей Икс» (согласно контракту, подписанному еще в 90-е, «Фоксы» обязаны каждые несколько лет снимать о мутантах по новому фильму, иначе права вернутся к их изначальному владельцу – студии «Марвел»). Мейджор может хоть вовсе положить основной киносериал на полку – в ближайшее время ему все равно будет чем заниматься. А толпу мутантов при желании можно будет вписать в любой из готовящихся сольных проектов – и, по слухам, сценаристы именно это и планируют проделать в «Дэдпуле 3».

Кадр из фильма "Люди Икс: Апокалипсис"

5. Чем больше сиквелов, тем меньше творческой свободы

История мутантской киновселенной – это, в сущности, череда замаскированных перезапусков. В «Первом классе» остались старые персонажи, но сменились актеры и время действия (что можно считать приквелом/ребутом). В «Днях минувшего будущего» остались прежние актеры/персонажи, но перезагрузилась вселенная (да, герои оригинальной трилогии вернулись в строй, но при этом отменились события всех ранних лент, что, по сути, тоже можно считать ребутом). Куда может двинуться после этого основная история, предсказать сложно, поскольку «Люди Икс» и так уже навертели трюков больше, чем любая другая франшиза. Но каждый новый сиквел всегда дается тяжелей предыдущего в креативном плане: потому что, с одной стороны, не всегда есть четкое понимание, кто из актеров вернется, а с другой – надо учитывать все сюжетные нюансы предыдущих лент. И при этом еще нужно сделать так, чтобы даже те, кто раньше не видел ни одного фильма о мутантах, понимали, о чем идет речь. Рано или поздно это вырождается в откровенно слабые истории типа той, что продемонстрировал «Апокалипсис». Франшиза, конечно, знавала фильмы и похуже, но есть одно «но» – они все равно собирали большие деньги. «Апокалипсис» же стал той точкой, в которой за сюжетные огрехи студию уже начали бить долларом.

6. Перезапуск состоится при любой погоде – с «Фоксами» или без

Студия «Фокс» цепко держится за мутантов, прекрасно понимая, что именно с этой франшизы начался современный бум на кинокомиксы, и было бы глупо отдавать ее в чужие руки. Но студии Marvel, успевшей выстроить на экране собственную киновселенную, уж очень хочется пополнить парк персонажей, вернув себе Логана и Ко. Поскольку все права на мутантов сегодня принадлежат «Фоксам», невозможность их использования в своих фильмах заметно ограничивает творческую свободу сценаристов «Марвел». По доброй воле «Фоксы» франшизу, конечно, не отдадут, но если Marvel все же удастся выкупить обратно своих мутантов, то франшиза будет немедленно перезагружена – скорее всего, в формате кроссовера с участием «Мстителей». И, естественно, это будет уже совсем другая история.

Многие фанаты считают, что такой перезапуск был бы наилучшим вариантом, поскольку в комиксовой вселенной приключения мутантов и Мстителей плотно переплетены и постоянные попытки развести эти две деньгоносные команды по разным киностудиям ведут к грубому переписыванию многих каноничных сюжетов, что очень ранит сердца фанатов обеих франшиз. Возможно, и правда пришло время вернуть мутантов в руки их создателей (естественно, за очень хороший кэш)? Это все рано случится рано или поздно – а сейчас для этого как раз достаточно удобный момент.

Итого

Выходы из ситуации с «подорожавшими» актерами, конечно, существуют – достаточно посмотреть на опыт других студий, – но наиболее очевидные варианты явно не всем понравятся. Любой кинопродюсер знает, что если продолжать с теми же артистами уже сложно, то можно просто заменить их другими, менее узнаваемыми лицами. Как вариант – можно просто стряхнуть «звездный» балласт, сосредоточившись на приключениях второстепенных героев или даже представив зрителям совсем новых персонажей (этот спин-офф тоже можно будет считать очередным перезапуском). Конечно, «Фоксы» рады были бы такого не делать, но иногда ничего иного просто не остается. Голливуд – вообще не то место, где сантименты способны помешать бизнесу. Производство блокбастеров попросту теряет смысл, когда перестает нести прибыль.

Промо-кадр к фильму "Логан"

Как бы там ни было, по сообщениям инсайдеров, студия все еще хочет попытать счастья с теми же героями. Саймон Кинберг «с надеждой на лучшее» пишет продолжение «Апокалипсиса», где фигурируют персонажи Дженнифер Лоуренс, Майкла Фассбендера и Джеймса МакЭвоя. Если эту троицу удастся уболтать на участие и они останутся на экране, то получится «мягкий» ребут, если нет – их персонажей могут вычеркнуть из сюжета целиком либо просто отдать другим актерам. Прелесть многофигурных сюжетов в том, что порой можно жертвовать даже ферзями и все равно продолжать играть. Но «мягкая» это будет перезагрузка или «жесткая», а отвертеться от нее все равно не удастся. В любом случае перезапуск неизбежен – вопрос только в том, в какой форме он будет подан.

С другой стороны, речь идет о естественных процессах. Мутанты сумели тащить на своих плечах связный сюжет столько лет, что это не снилось никаким конкурентам, обычно начинающим захлебываться уже на второй-третьей серии (вспомним «Бэтмена», «Фантастическую четверку» и «Человека-паука»). Но даже крайне выносливые бегуны, если не давать им передышки, рано или поздно исчерпывают свой ресурс – иначе ни «Доктор Хаус», ни «Во все тяжкие» никогда бы не закончились. Логично, что и мутантская история, какой мы ее знаем, однажды дойдет до точки, после чего ее будет ждать перенастройка и перерождение. Может быть, в более «бюджетной» версии. Может быть, с другим сюжетом. Может быть, с другими персонажами (ведь мутантов и интересных сюжетных арок за десятилетия было придумано столько, что их хватило бы на несколько франшиз).

Разумеется, сама по себе перезагрузка не гарантирует успеха, и далеко не всякий ребут способен понравиться и зрителям, и критикам («Новый Человек-паук», например, так и не сумел повторить успех трилогии Сэма Рэйми). Но если старая конструкция начала проявлять «усталость», то хвататься за нее все равно не имеет смысла. Перезапуск удобен еще и тем, что ее можно смотреть «с нуля» – ведь необходимость заморочиться на просмотр прошлых серий, как известно, отпугивает многих зрителей, а вселенная «Людей Икс» разрослась уже до 9 фильмов. И как бы поклонникам ни нравился Хью Джекман с его бакенбардами, вполне возможно, в обозримом будущем им представят нового Логана, более похожего на мужчину в маске и трико из оригинальных марвеловских комиксов, чем на того Росомаху, которого много лет изображал австралиец. Show must go on: с теми актерами или другими, с сохранением сюжетной последовательности или без, но тема будет продолжена, и «Люди Икс» продолжат штурмовать экраны. Без своих любимых мутантов зритель точно не останется.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?