Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Ешь, молись, умри: рецензия на фильм «Точка кипения»

Британский триллер о ресторанном бизнесе, снятый одним планом.

Добавить в закладки

Рождество. Энди (Стивен Грэм) опаздывает в престижный ресторан на самую важную смену в году. Его подчинённые, лучшие в своём деле, уже собрались и испытывают огромную тревогу за предстоящие несколько часов. Энди давно злоупотребляет алкоголем и запрещенными веществами и почти всегда невнимателен. От незаполненных бумаг и отминусованных двух звёзд в рейтинге до внезапно пришедшего наставника главного героя — вечер для всей команды станет особенным, а ставки потерять репутацию и даже жизнь будут особенно высоки.

Показанный на Бритфесте в этом году новый проект актёра-режиссёра Фила Барантини является объёмной версией его одноимённой короткометражки 2019 года. Сравнивать оба конечных продукта вряд ли имеет смысл, но один пункт с выходом полного метра всё же прояснился — при переходе на большой экран Барантини удалось безупречно соединить и начинить сюжетную канву техническим превосходством. Не уповая на послевкусие, он увеличивает огонь ежесекундно, беря внимание аудитории в заложники, выпуская только при большой эмоциональной отдаче в качестве выкупа.

Стивен Грэм в роли Энди Джонса на кадре из фильма «Точка кипения»

Стивен Грэм в роли Энди Джонса на кадре из фильма «Точка кипения»

Барантини выигрывает, отказываясь от флёра кулинарных мелодрам (см. «Вкус жизни» с Кэтрин Зета-Джонс) с их комедийным тоном, отчасти походит на «Шефа Адама Джонса» с Брэдли Купером, только бюджетного и целеустремлённого. Гордон Рамси не врал: кухня — площадка действительно адская, ментально и физически влияющая на каждого из участников: от су-шефов и смотрителей за рыбой и соусами до кондитеров со склонностью к селф-харму и официантов, которым посетители не доверяют по причине расовой принадлежности. Градация саспенса и его колебания сравнимы с древнегреческими трагедией и мифами: оглянешься — рискуешь потерять любимую работу, чуть не убив гостя с аллергией на орехи. Забудешь обсудить с начальницей повышение зарплаты для всей команды — утратишь доверие коллег; от внутреннего взгляда и вовсе окаменеешь.

По-настоящему напряжённым аттракционом «Точку» делают актёры во главе с Грэмом. Давно зарекомендовавший себя характерными персонажами второго плана (на ум сразу приходит франшиза «Это Англия»), он наконец-то выступает здесь в качестве солиста, не забывая доказывать, почему эта роль досталась именно ему. С самого начала Энди пытается дозвониться до сына и супруги, но натыкается на автоответчик. Завоевать доверие ребёнка обратно уже вряд ли получится, но герой как будто иронично полагает, что в Рождество мечты имеют свойство сбываться. Крики на подчинённых, юмор и отеческая забота, собственные опустошение, выгорание, явные суицидальные наклонности и депрессия — во все стадии Грэм опускается наиболее правдоподобным способом из возможных: испытывая себя на прочность, участвуя в полуторачасовой театральной постановке в режиме реального времени, иммерсивной и взыскательной.

Задачу воинственно поддерживать Энди и одновременно давать ему отпор принимает на себя его заместительница Карли (Винетт Робинсон, сержантка Донован из «Шерлока»). Благодаря нескольким убийственным монологам на экране формируется героиня, жертвующая собственной карьерой из-за уважения к шефу, но в конце концов осознающая, что с неё давно хватит. Вечные одолжения, манипуляции, «понимание» по-человечески не прокормят, а задержат в профессиональном развитии, дадут о себе знать в очередной виток кризиса.

Идзука Хойл в роли Камил на кадре из фильма «Точка кипения»

Идзука Хойл в роли Камил на кадре из фильма «Точка кипения»

Главным злодеем и Мефистофелем для Энди по сюжету выступает его экс-босс, телевизионная знаменитость Алистер Скай (привычно коварный Джейсон Флеминг). Как бы случайно приведя на ужин авторитетную ресторанную критикессу Сару, Скай сначала с оговорками хвалит блюда Энди, а потом переходит к наступлению и начинает по-коллекторски выбивать долги, шантажируя сделать его своим коллегой по кухне. Диалог ещё больше дестабилизрует Энди, ведь он всегда мечтал доказать учителю, что способен на большее, а в ответ наткнулся на привычную алчность, ввалившуюся без предупреждения. Сразу после конфликта на пониженных тонах в одно из блюд попадают злосчастные орехи, приезжает «скорая», а сам герой всё глубже погружается в отчаяние.

Технический прорыв далеко не нов (фильм был снят за четыре дубля, использован третий), но «Точка» и не гонится за славой в этом департаменте. Её завершение сумбурно, но закономерно: что конкретно случится с блестящим шефом, предстоит решить интуитивно, под песню о «Полтергейстах» британца Сэма Фендера, звучащую на финальных титрах. Трек фильму подходит более чем, описывает деструктивную модель поведения мужчины, застрявшего между собственной агонией и средневековым пиршеством, притворяющегося «молочным поросёнком на столе». Герой понимает, что все предоставленные ему шансы он давно смыл в унитаз вместе с припоздавшими таблетками и алкоголем. Энди затащил себя в ад самостоятельно, но лента запрещает его за это осуждать. В конечном счёте там будут все, есть аллергия или нет.

Текст: Егор Козкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?