Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Франция, фехтование, феминизм: рецензия на фильм «Первая дуэль»

Французская драма о дуэлях, которая не попадает в цель.

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Гульназ Давлетшина
Гульназ Давлетшина Автор film.ru с 2020 г. 441 публикация

Париж, 1887 год. Дуэли, несмотря на запрет, пользуются большой популярностью. Мужчины то и дело бросают друг другу вызов, защищая честь и достоинство. Клеман Лаказ (Рошди Зем), мастер фехтования, готовит юного племянника Адриана (Ноам Эджем) к состязанию с полковником Бершером (Венсан Перес). Параллельно развивается другая сюжетная линия: Мари-Роз Асти де Вальсэр (Дория Тилье) борется за женские права. Например, феминистка пытается добиться разрешения француженкам носить брюки. Из-за скандальных заявлений и эксцентричного поведения героиня становится объектом насмешек и осуждения со стороны журналиста (Дамиен Боннар). Мари-Роз Асти требует сатисфакции, но женщинам не дозволено участвовать в дуэлях. Вскоре пути Лаказа и де Вальсэр пересекутся, и герои помогут друг другу добиться поставленных целей. 

Рошди Зем в роли Клемана на кадре из фильма «Первая дуэль»

Рошди Зем в роли Клемана на кадре из фильма «Первая дуэль»

Режиссер Венсан Перес, который также сыграл одну из ролей в фильме, может быть известен зрителям благодаря актерским работам. «Первая дуэль» — четвертая полнометражная картина в копилке кинематографиста. Его предыдущий фильм «Одни в Берлине» был представлен на Берлинском кинофестивале в 2016 году и тоже являлся исторической драмой. Тогда действие разворачивалось в нацистской Германии, а теперь — во Франции XIX века. Сюжет вращается вокруг практики поединков: дуэли были частью жизни французов более тысячи лет и даже после законодательного запрета являлись ключевым способом разрешения конфликтов. Перес изучает природу состязаний в эпоху отмены кровавого урегулирования противоречий, акцентирует внимание на мелких деталях и регламенте баталий, подчеркивает жестокость правил. 

Кадр из фильма «Первая дуэль»

Кадр из фильма «Первая дуэль»

Картина Переса состоит из череды дуэлей: не проходит и 20 минут, как герои вновь требуют сатисфакции, назначают время, выбирают оружие. По сути, «Первая дуэль» соткан из фрагментов столкновений джентльменов, которые готовы отомстить за оскорбления или смерть родных, не теряя ни минуты. Мужчины дерутся на шпагах, пистолетах и даже верхом с саблями — режиссер продемонстрировал разнообразие поединков, которое может приоткрыть зрителю дверь в мир сражений XIX века. Сами сцены поединков по отдельности не вызывают вопросов: в них присутствует интрига, волнение и динамика. Но из-за обилия противостояний зритель попросту утомляется, в какой-то момент очередной вызов на дуэль уже выглядит до боли предсказуемым. Сложно обвинить Переса в романтизации устаревшего обычая, но и как такового анализа и переосмысления прошлого ожидать от фильма не стоит. 

Дория Тилье в роли Мари-Роз на кадре из фильма «Первая дуэль»

Дория Тилье в роли Мари-Роз на кадре из фильма «Первая дуэль»

«Первая дуэль» выигрывает в те моменты, когда в кадре появляется Мари-Роз Асти де Вальсэр. Героиня — не плод воображения режиссера. Феминистка жила и боролась за права женщин в XIX столетии. В картине затрагиваются лишь некоторые инициативы де Вальсэр, за кадром остается ворох других достижений. Мари-Роз Асти действительно сражалась на дуэлях. Но, помимо всего прочего, она также пыталась добиться равной оплаты труда и избирательного права для женщин. В картине же француженка, опередившая свое время, остается в тени героя Рошди Зема. Очевидно, активистка такого масштаба заслуживает отдельного байопика. Но «Первая дуэль» затрагивает судьбу де Вальсэр лишь по касательной. Это кино в первую очередь о том, как кровожадные традиции ломают судьбы и как аристократы легко выходят из себя. 

«Первая дуэль» — ровная историческая драма, которая поднимает любопытную тему, но не реализует свой потенциал как следует. До самого финала не покидает ощущение, что фильм свернул не в ту степь и по дороге проиграл битву за зрительское внимание. Винить в этом хочется в первую очередь сценарий, который не раскрывает отношения и характеры персонажей должным образом. Временами кажется, что фильм непростительно затянут, а порой, напротив, слишком скомкан и требует дополнительных сцен и диалогов. Так или иначе «Первая дуэль» способна удивить только на титрах, когда всплывает информация о том, что запрет на ношение женщинами брюк во Франции официально отменили только в 2013 году. Вот бы про эту борьбу сняли кино. 

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?