Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Константин Хабенский руководит социопатами и ловит убийц в гротескно кровавом триллере.
«Метод» вышел на Первом канале ещё в далёком 2015-м, стал по-своему культовым и задал в России тренд на стильное кровопускание в триллерах про маньяков. Современные заметные отечественные сериалы, в том числе «Хрустальный», «Трасса» и «Фишер», оглядывались именно на него, хоть и заметно отличались по визуальному ряду. Спустя пять лет вышло менее успешное продолжение — эстетически второй сезон выглядел устаревшим, чересчур клиповым и местами пародийным. Через десять лет после премьеры шоу снова возвращается в виде своеобразного легаси-сиквела с Меглиным и со всеми проблемами предыдущих частей.
Напомните, в чём заключался метод?
В первом сезоне зрительское внимание было обращено к загадочному следователю Родиону Меглину (Константин Хабенский), который лучше всех в стране ловит маньяков, — у сыщика и у самого руки в крови. Детектив обычно не оставлял убийц в живых, а начальство закрывало глаза на эффективного подчинённого. Меглин мастерски просчитывал каждый следующий шаг, потому что и сам мыслил как преступник. Вот в чём заключался секрет метода сыщика, который изучала молодая напарница Меглина Есения Стеклова (Паулина Андреева).
Каким получился третий сезон?
Майор Родион Меглин открывает в Петербурге новый специальный отдел при Следственном комитете. В группу входят сплошь психопаты, которым жажда убивать мешает нормально жить. Чтобы поймать очередного душегуба, в Выборг приезжают подопечные Меглина Зверь (Никита Кологривый) и Связист (Егор Кенжаметов). Эксцентричная парочка не только находит маньяка, отрезающего половые органы у мужчин, но и обращает внимание на студентку Леру (Анна Савранская), в которой просыпается опасное желание резать и стрелять. Меглин предлагает потенциальной преступнице войти в отряд и заняться полезным делом.
В третьем сезоне к работе над проектом вернулся Юрий Быков, который поставил первые серии популярного триллера. Шоураннером выступил Максим Полинский, креативный продюсер и «Мажора», и «Метода». Сценарий третьего сезона написал Александр Матвеев («Замёрзшие», «Игры» и «Улица Шекспира»). В сериал вернулась творческая команда, запустившая проект, но сменились продюсеры. Иван Самохвалов и Александр Цекало не участвовали в производстве. Действие третьего сезона разворачивается через пять лет после событий второго.
Третий сезон во многом повторяет структуру первого. Это классический процедурал — в каждом эпизоде команда Меглина берется за новое расследование. Число убийц, которых никто не спешит ловить, в разных регионах России, конечно, поражает. Если в первом сезоне жестоких маньяков искали Меглин и его верная ученица Есения, то теперь на каждое дело выезжает новенькая Лера, получившая прозвище Бабочка. Со стажёркой работают различные напарники, прошлое и характер которых постепенно раскрываются.
Горизонтальный сюжет новых эпизодов также во многом схож с первым сезоном. Новобранка учится у коллег и параллельно пытается понять, что произошло с Меглиным за последние пять лет, куда пропала Есения и кто в здравом уме дал разрешение на работу отряду неуравновешенных сотрудников и доверил руководство психически нездоровому майору, который проходил лечение у специалистов.
В двух первых сезонах зрители следили за странным романом учителя и ученицы. В новых эпизодах также есть романтическая линия. Бабочка поочерёдно оказывает знаки внимания то Сталкеру (Эльдар Калимулин), то Связисту (Егор Кенжаметов), которые помогают напарнице ловить преступников.
Чем новый сезон отличается от предыдущих?
Команда у Меглина настолько разная, что от эпизода к эпизоду в зависимости от особенностей дела меняется и жанр сериала. Константой остаются жестокие убийства, которые легко будут раскрыты к финалу серии. В отличие от предыдущих сезонов, теперь авторы «Метода» не ограничивают себя триллером и психологической драмой, а примешивают к привычным жанрам элементы криминального кино и даже боевика.
В двух первых сезонах камера долго и подробно рассматривала тела жертв, подчас в слоу-мо, и с удовольствием с высоты птичьего полёта показывала панораму городов нашей страны под пафосную музыку Райана Оттера. Монтажные склейки повторялись по кругу. Композитор вернулся в третьем сезоне, но навязчивые мелодии теперь разбавляются треками других авторов. В новых эпизодах к замедленной съёмке Быков стал прибегать сильно реже, а про клиповый монтаж почти забыл. Теперь сериал выглядит чуть современнее.
И все же поклонники «Метода» могут спать спокойно — авторы пусть и отказались от некоторых устаревших приемов, но стилистически не изменили себе. Смыслово же акцент сместился с майора на его подопечных. Кажется, создатели вовремя решили, что невозможно три сезона выезжать на одном Меглине, и заметно расширили пул неоднозначных героев на экране. При этом столь же харизматичных, как герой Хабенского, персонажей среди новичков нет.
«Метод» остаётся гротескно жестоким сериалом, в котором маньяки часто предстают изощрёнными творцами, спешащими заявить о себе обществу. Это почти что изолированный мир «Джона Уика», но вместо наёмников — убийцы, а вместо экшена — кровь ручьём. Авторы совершенно не уделяют внимания жертвам. В новых эпизодах ситуация доходит до абсурда, ведь теперь одни убийцы ловят других. Проект становится еще более нереалистичным. Серьёзно к безудержному кровопусканию на экране относиться сложно — диковинная жанровая форма подавляет содержание. Вроде бы авторы и пытаются поговорить о детских травмах, приведших к слому личности и жажде причинять другим вред, но лишь по касательной — выходит однобоко. Всех душегубов в сериале либо обижали родители, либо разочаровывали неудачи в личной жизни.
Эпизоды первых сезонов предваряли цитаты Меглина и Стекловой — «волчьи» фразы должны были пролить свет на людские пороки, но вызывали только смех. В новых эпизодах еще до начала расследования майор за кадром вновь регулярно сравнивает человека и животное, приходя к тривиальному выводу: первый хуже.
За 10 лет с момента премьеры первого сезона социально-политический и культурный контекст настолько изменился, что маньяки порядком утомили, на хорошо знакомую тему нужен новый взгляд. Проект с каждым новым сезоном кажется всё более морально устаревшим. Авторы «Метода» вместо сущностных перемен предлагают продолжать копаться в головах у убийц и множат насильников на экране. Правильнее всего сериал Быкова воспринимать как кино категории B, в котором чрезмерно всё. Только тогда получится закрыть глаза и на дурной вкус, и на прокисшее содержание.
На Кинопоиске вышли четыре эпизода третьего сезона. Оставшаяся половина серий появится на стриминге 18 декабря.
Рецензия на третий сезон «Метода»: зачем вернулся Меглин?
Сегодня / Текст: Максим Ершов
Северный свет Ренате Реинсве: что мы знаем о звезде «Сентиментальной ценности»?
Сегодня / Текст: Яна Телова
Бенедикт Камбербэтч жил с монахами! И еще 6 фактов, которые вы не знали об актере
Сегодня / Текст: Ная Гусева
У нее были ноги, и она пинала ими Голливуд: почему Роуз Бирн заслуживает признания прямо сейчас?
19 ноября / Текст: Карина Назарова
Что смотреть в кино на этой неделе: «Сентиментальная ценность» и «Я бы тебя пнула, если бы могла»
19 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Вторая жизнь Поля: рецензия на фильм «Дорогая, я уменьшаюсь»
19 ноября / Текст: Максим Ершов
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).