Гарри Поттер: рождение, жизнь и смерть

Думала ли 30-летняя мать-одиночка, еле сводившая концы с концами на пособие в 70 фунтов в неделю, что пройдет всего несколько лет, и ее имя будет знать каждый второй ребенок на планете? Наверное, если такие мысли и приходили в голову Джоан Кэтлин Роулинг, то она приписывала их своей богатой фантазии. Но только поначалу.
Рецензии

Думала ли 30-летняя мать-одиночка, еле сводившая концы с концами на пособие в 70 фунтов в неделю, что пройдет всего несколько лет, и ее имя будет знать каждый второй ребенок на планете? Наверное, если такие мысли и приходили в голову Джоан Кэтлин Роулинг, то она приписывала их своей богатой фантазии. Но только поначалу.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и философский камень"

Фантазеркой, надо сказать, Джоан была с детства. Благодаря этому, недавняя тихоня-зубрила быстро становилась одной из самых популярных девчонок в классе, а все в ее компании заслушивались лихо закрученными историями про шпионов. Годы пройдут, а талант рассказчика никуда не денется. И вот уже дети умоляют родителей отправить их в школу магии и волшебства Хогвартс, скупают сов в огромном количестве, чем приводят в ужас «Гринпис», и пьют сливочное пиво. Ничего страшного не происходит, просто человечество заразилось новой болезнью, имя которой – «поттеромания».

Первый тираж книг о мальчике-волшебнике был до смешного мал – 500 экземпляров, но уже второй с легкостью преодолел планку в миллион. Неплохо для начинающей сказочницы. Роулинг утерла нос тем напыщенным редакторам, что разглагольствовали о непопулярности детской литературы. Планируемый тираж заключительной – седьмой книги – уже бьет все рекорды – 12 миллионов экземпляров. И за существенную часть уже заплачено самыми нетерпеливыми читателями.

Бедствовать Джоан больше не придется, мальчик с таинственным шрамом на лбу сделал ее одной из самых богатых женщин Великобритании. Доходы госпожи Роулинг преодолели планку в миллиард долларов. Что не удивительно, если учесть каких масштабов достигла индустрия по производству «волшебных» приспособлений. Несколько раз в год Джоан Роулинг присутствует на заседании патентной комиссии, где ей устраивают презентацию новинок. Некоторые из них, такие как будильник «Плакса Мирттл» со звуками сливного бачка, повергают писательницу в шок, и она отказывает без всякого сожаления. А вот полотенца для ночных полетов, майки, ручки, кружки и прочие сувениры с изображением Гарри Поттера давно уже в ходу. Например, скоро в продажу поступит волшебный прибор «Карта мародеров»: на стрелках этих своебразных «часов» будут помещены фотографии каждого из членов семьи владельца, и эти стрелки должны будут показывать, где находится тот или иной человек – на работе, в школе или дома. Для определения местонахождения будут использоваться сигналы с мобильных телефонов, которые должны быть подключены к системе навигации GPS.

Но все это меркнет по сравнению с успехами кинематографистов, которые сразу поняли, что романы о юном волшебнике – настоящая «золотая жила». Первой реакцией Джоан Роулинг на посыпавшиеся предложения экранизации было – указать на дверь. Но прогнать настырных продюсеров не так-то просто, и они уломали строптивицу, подписавшись под каждым ее требованием. От ворот поворот сразу был дан Стивену Спилбергу, который собирался переработать всю литературную основу в один свой собственный сценарий, а на главную роль выдвигал своего протеже Хэйли Джоэла Осмента. В компании быстро смекнули, что гораздо выгодней с коммерческой точки зрения приравнять количество экранизаций к количеству книг. И не прогадали. Бюджет «Гарри Поттера и философского камня» /Harry Potter and the Philosopher's Stone/ (2001) составил 125 миллионов долларов, а доходы только от первых трех дней проката – 93,5 миллиона долларов. В будущем этот рекорд побьет лишь «Властелин колец» Питера Джексона. Общая же касса мирового проката составит около миллиарда долларов, больше только в копилке «Титаника» /Titanic/ (1997) Джеймса Кэмерона. «Гарри Поттер и тайная комната» /Harry Potter and the Chamber of Secrets/ (2002), «Гарри Поттер и узник Азкабана» /Harry Potter and the Prisoner of Azkaban/ (2004) и «Гарри Поттер и кубок огня» /Harry Potter and the Goblet of Fire/ (2005) не сильно уступят первой части, на их счету 876 млн., 789 млн. и 892 млн. соответственно.

В режиссерское кресло каждый год по очереди садятся разные режиссеры. Лишь Крис Коламбус стал исключением, поставив две первые части «поттерианы» – «Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и тайная комната». Альфонсо Куарон, принявший эстафету у Коламбуса, стал режиссером третьей части – «Гарри Поттер и Узник Азкабана». Куарона от его предшественника отличает четкая авторская позиция, поэтому третья часть так резко контрастировала с первыми двумя. Но именно особый взгляд мексиканца стал визитной карточкой «Узника», за что его частично признали даже в кругах противников кино-мэйнстрима. Режиссеры же четвертой и пятых частей, «Гарри Поттер и Кубок огня» и «Гарри Поттер и Орден Феникса» /Harry Potter and the Order of the Phoenix/ (2007)Майк Ньюэлл и Дэвид Йейтс пока не могут похвастаться внушительным послужным списком.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и кубок огня"

Одним из жестких требований Джоан Роулинг было участие в проекте лишь британских актеров. Таким образом, на площадке собрался цвет английской кинематографии: Ричард Харрис (Дамблдор из 1 и 2 частей), Майкл Гэмбон (Дамблодор из 3-4 части), Мэгги Смит (Макгонаголл), Алан Рикман (Снегг), Робби Колтрэйн (Хагрид), Эмма Томпсон (Трелони), Рэйф Файнс (Вол-де-морт), Гэри Олдман (Блэк), Джейсон Айзэкс (Люциос), Дэвид Тьюлис (Люпин), Кеннет Брана (Локонс), Фиона Шоу (Петуния), Ричард Гриффитс (Вернон). В новых сериях к ним присоединятся Имельда Стонтон, получившая в прошлом году премию Академии за «Веру Дрэйк» /Vera Drake/ (2004) и Хелена Бонэм Картер.

В том, что каждый из них получает удовольствие от игры, сомневаться не приходится: Алан Рикман буквально замучил Джоан Роулинг расспросами о профессоре Снегге. Пришлось писательнице раскрыть несколько тайн, предварительно, взяв с него честное слова, под страхом смерти не выдавать услышанных секретов. Смех смехом, но каждый раз не обходится без инцидентов: то журналиста поймают с украденной из издательства рукописью, то в Интернет просачиваются главы из будущих книг. Госпоже Роулинг приходится постоянно прятаться от любителей легкой наживы, даже в самолете она не расстается с рукописью.

Итак, с возрастными ролями проблем практически не возникло, а вот, что касается детей, то тут съемочной группе пришлось изрядно попотеть, прежде, чем был утвержден каждый из персонажей. Сегодня Дэниел Рэдклифф – предмет мечтаний миллионов девчонок по всему миру, а шесть лет назад он был обыкновенным тинейджером, мечтавшим об актерской карьере. Обойти 40 тысяч претендентов – серьезное достижение. И хотя у него был опыт в киноиндустрии, роль юного Дэвида в телеверсии романа Диккенса «Дэвид Копперфильд» и небольшой эпизод в драме «Портной из Панамы» /Tailor Of Panama, The/ (2000) навряд ли это имело какое-то значение для отборочной комиссии.

Не менее сильную конкуренцию выдержали Эмма Уотсон и Руперт Гринт, которые отнюдь не могли похвастаться какими-либо достижениями в области кино. Так или иначе, после выхода на экраны первой части «поттерианы», они вмиг стали кумирами подростков. Правда, то и дело в прессе витали слухи о том, что придется заменить стремительно растущих актеров. Но сейчас каждый из троицы уже подписал контракт на все части экранизаций. Даже скандал с Эммой Уотсон, изъявившей желание покинуть проект, продюсеры замяли довольно быстро, пририсовав еще один ноль в ее гонораре. Бунт юной звезды вполне закономерен, в конце концов, она пока единственная, кто не засветился в других фильмах.

Но не сидит без дела Руперт Гринт. Драма «Уроки вождения» /Driving Lessons/ (2006) заявила о нем, как о потенциальном драматическом актере. Не говоря уже о Томасе Фелтоне (Драко), за плечами которого внушительный список ролей – он даже успел «засветиться» с Джоди Фостер и Чоу Юн-Фатом в картине «Анна и король» /Anna And The King/ (1999).

Не обошлось скандалов и вокруг самой Роулинг. Пару лет назад Джоан отстаивала свои авторские права в суде против Нэнси Стаффер, которая обвинила Роулинг в плагиате. Но доказательств Стаффер предоставить не смогла, поэтому дело решили в пользу писательницы.

Хотя и эта история меркнет по сравнению с исследованием, которое провели россияне – одиннадцатиклассница Саша Батенева и журналист газеты «Известия» Петр Образцов – в книге «АНТИГарриПоттер». Они утверждают, что «Джоан Роулинг» ничто иное, как творческий псевдоним группы людей, которые являются выходцами масонской ложи, и активно распространяют среди подрастающего поколения символику своего ордена.

Не перестают удивлять и поклонники «поттерианы»: Международное Астрономическое Сообщество зарегистрировало астероид номер 43844 под именем «Роулинг», а палеонтологи-любители из американского штата Южная Дакота обнаружили новый вид динозавров и назвали его в честь школы чародейства и волшебства – Хогвартс.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Орден Феникса"

Этим летом зрителей и читателей мира ждут сюрпризы – как в пятой части экранных похождений Поттера, так и в заключительной книге. «Орден Феникса» изрядно сократили после провала трехчасового тарантиновского «Грайндхауса» и сетований зрителей на излишнюю продолжительность в целом успешного «Человека-паука: враг в отражении» /Spider-Man 3/ (2007). Монтажеры вырезали нескольких ключевых персонажей книги – эльфа Добби, профессора Гилдероя и журналистку Риту Скитер. А «Роковые мощи» порежет уже сама Роулинг – она давно пообещала убить двух основных героев книг. Не исключено, что одной из жертв станет и сам Гарри Поттер.

11.05.2007 Текст: Анна Аболенцева
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00