
«Топ Ган» на колесах — безупречен на трассе, но не приучен к драме.
Пилот Сонни Хейз (Брэд Питт) оставил «Формулу-1» много лет назад и предпочитает жизнь кочевника – меняет работу и гоночные коллективы, нигде особо не задерживаясь. Рубен Сервантес (Хавьер Бардем), владелец команды APXGP, уговаривает Хейза присоединиться. Опытный пилот составу не помешал бы, ведь молодой и резвый уже есть – англичанин Джошуа Пирс (Дэмсон Идрис). Правда, у APXGP дела не идут в гору, а кризис обостряется еще и личным конфликтом между матерым Хейзом и упрямым Пирсом, ведь Хейз – строптивый индивидуалист и любит делать по-своему. Им предстоит научиться работать вместе.
Режиссер Джозеф Косински, автор сверхуспешного сиквела «Топ Гана», уже не первый раз бросает вызов кризисам, в первую очередь жанровым. Все, что вышло в тираж, можно вернуть размахом и новой технологией. У него получилось с «Троном» – эффектным продолжением старой фантастики из 80-х. Прошел трюк и с «Топ Ганом» – громким возвращением боевика про летчиков-испытателей. Теперь ставка сделана на спортивное кино. Найти поддержку у крупных брендов, превратить реальные гоночные турниры в съемочную арену, а Брэда Питта посадить в болид – задача явно для человека, укомплектовавшего авианосец и подписавшего под рисковое дело Тома Круза. Дело, может, не на полтора миллиарда сборов, но с ожидаемой результативностью: «Формула-1» уже стала самым кассовым проектом Apple.
По части технического оснащения у фильма действительно проблем нет. Это высококлассный гоночный экшен: камеры прикреплены к спорткарам, заезды сопровождены параллельным монтажом, стучат электронные ритмы Ханса Циммера (уже третья аранжировка гоночных мотивов у композитора после «Дней грома» и «Гонки») – недаром материал нашел одобрение не только у любителей и зрителей, но и у профессионалов из Формулы-1. Сознательно или нет, но Косински и Питт пытаются обойти «Ле-Ман» – самый аутентичный фильм об автоспорте из 70-х, в котором Стив МакКуин был главной иконой маскулинности и занимал роль брутального ковбоя-одиночки, которая сегодня эстафетой перешла к Питту.
Стоит загнать болиды в гараж, как у «Формулы» обнаруживаются неисправности – драма ожидаемо дает слабину и выкатывает целый набор гоночных клише. Это и конфликт поколений, который проходит сквозной линией через все спортивные фильмы, – молодая кровь Пирса против всезнающей зрелости Хейза. Это и предсказуемый путь коллектива к триумфу. Герой Питта усмиряет эго и постепенно входит в командную колею. Неудачники из APXGP получают шанс и восстают из пепла. Все стерильно, гладко и безобидно – за миром навороченных девайсов и стильных спорткаров почти нет людей. Даже аварии, точки надлома в фильмах жанра показаны щадяще — герои попадают в больницу и уже в следующей сцене возвращаются за руль. Гонки утратили свою рисковую романтику 70-х, когда заезд мог стать трагедией. Что хорошо для спорта, то плохо для драматургии.
Есть и любовная линия – элемент необязательный и даже лишний для спортивных фильмов, — которая тоже ведёт в никуда и дана для проформы. Служебные романы в гонках могут все испортить, но Хейз и тут идет наперекор. Он приглашает на свидание техдиректора Кейт (Керри Кондон) – отчаянная мера по спасению фильма, задушенного холодным дизайном и техницизмом. Хавьер Бардем также вшит функционально, но ограничен в диапазоне. Когда команда уступает и грозится потерять акционеров, он хмурит брови, когда побеждает – расплывается в улыбке.
Болиды воодушевляют Косински не меньше, чем истребители, но «Формула» не знает, как сцепиться со зрителем. В ленте нет живых человеческих эмоций и нерва — лишь инсталляция достижений прогресса, снятых на пределе кинематографических мощностей и, конечно, спасительное присутствие Брэда Питта – он предсказуемо становится лицом не только команды, но и всего фильма. На Питте хорошо сидит гоночный комбинезон, да и свою партию – нонконформиста и волка вне стаи – актер разыгрывает по обыкновению удачно. Есть ли в этом какая-то пленительная старомодность? Едва ли. Ода мужскому профессионализму и терпению не из новых, все уже воспето и в «Криде», и в других картинах о спортивных достижениях. Мастера «Формулы» знают, как оторваться от большинства соперников, но все еще плетутся в хвосте главных победителей – жанровые трюизмы снова обходят всех, пока кино вылетает с дороги на драматических поворотах.
а чего там должно быть, если не секрет?)) может там и была запланирована «инсталляция достижений прогресса…», нет?
если кто-то не понял, то это гонщик (2001-го) со сталлоне, где не нужна гениальная актерская ...игра, трехуровневая драма и перекрестные сюжеты. здесь должны быть гоночки, машинки, скорость, стальные яйца и крутая графика. остальное уже все надуманное