
Джеймс Ганн зажигает в киновселенной DC новые звезды.
В прокате бьется за Землю новый «Супермен» — первая крупная отправная точка в обновленной Джеймсом Ганном супергеройской вселенной DС. Разбираемся, какими вышли Лоис Лейн, Лекс Лютор и сам прибывший с погибшей планеты Криптон Кал-Эл в прочтении режиссера «Стражей галактики» и при чем тут самая обаятельная и непослушная собака на свете.
Кларк Кент (Дэвид Коренсвет), он же Кал-Эл, а для мирового сообщества просто Супермен, уже три года защищает Метрополис от опасностей из иных миров и более насущных проблем, исходящих от мелочных диктаторов и коварных техномагнатов вроде Лекса Лютора (Николас Холт). Последний не только болезненно одержим пришельцем с Криптона и мечтает уничтожить того любыми средствами, но и замышляет некую заварушку в третьем мире, где страна Боравия во главе с комичным президентом Василем Гурко (Златко Бурич) точит зубы на соседний Джарханпур. После вмешательства Супермена в глобальную политику, точнее, разговора по душам с Гурко в зарослях кактусов герой и терпит первое поражение в жизни. Хоть диктатор и отменяет вторжение, но в Метрополис является некий закованный в доспехи суперзлодей, именующий себя Молот Боравии, и мутузит Кларка так, что тому приходится ретироваться в скрытую во льдах Арктики Крепость Одиночества для экстренного восстановления.
Именно с лежащего в снегах окровавленного лица Супермена и начинается фильм. Джеймс Ганн, транслировавший процесс разработки картины в социальных сетях, ясно дал понять, что не намерен в очередной раз мусолить историю происхождения героя. Кларк Кент в «Супермене» предстает перед зрителями уже не только полноценным героем, третий год охраняющим Метрополис от внешних и внутренних угроз, но и не последним журналистом газеты Daily Planet. А в свободное от работы и подвигов время Кал-Эл еще и встречается с коллегой Лоис Лейн (Рэйчел Броснахэн). Ганн убежден, что за почти девяностолетнюю историю персонажа (первый комикс о Супермене вышел в 1938 году) такие детали биографии Кларка, как побег с Криптона, детство на ферме Кентов (Пруитт Тейлор Винс и Нева Хауэлл) и супергеройское становление, уже стали частью мирового культурного кода и нет нужды в очередной раз фиксировать эти эпизоды в кино.
Несмотря на правоту Ганна, идея забросить зрителей сразу в середину истории — палка о двух концах. Безусловно, тратить драгоценный хронометраж на новое прочтение старых как мир истин не имеет никакого смысла, но режиссер, увлекшись сотворением собственной вселенной, искусственно повышает порог вхождения для неофитов. В первые традиционно экспозиционные полчаса на экране происходит столько событий и появляется такое количество новых персонажей, что неподготовленным зрителям остается только беспомощно хлопать глазами. Даже у истовых поклонников комиксов о Супермене не всегда получается уследить за всеми сюжетными ниточками, протянутыми Ганном от главного героя к второстепенным. Например, важную роль в истории играет Банда Справедливости, состоящая из Зеленого фонаря (Нейтан Филлион), Мистера Террифика (Эди Гатеги) и Девушки-ястреба (Изабела Мерсед), но кто эти люди и почему их называют друзьями Супермена (им даже известен секрет его личности!), фильм объяснить не удосуживается.
В попытке уйти от фундаментальной серьезности франшизы, выстроенной Заком Снайдером, Джеймс Ганн вязнет в самоповторах и проделывает ровно то же самое, что вытворял в «Стражах галактики» и «Отряде самоубийц». «Супермен» вкривь и вкось пытается донести один из самых важных смыслов в глобальном мифе о Человеке из стали: человеческого в Кал-Эле столько же, сколько и сверхчеловеческого. Получается это у фильма в основном топорно, но порой невероятно трогательно. На каждую высокопарную реплику, объясняющую мотивы персонажей, найдется отлитый в золоте момент понятного гуманизма. Так, отправляясь на поиски прекрасной собаки Крипто, захваченной Лексом Лютором, Супермен говорит: «Технически я просто за ним присматриваю, и он даже не самый хороший пес. Но сейчас он один и напуган».
Крипто, созданный буквально по образу любимой собаки Ганна по кличке Одзу, — сердце нового «Супермена», шкодливый, временами опасный для окружающих, но невероятно обаятельный пес в красном плаще. Для сюжета Крипто как лакмусовая бумажка: по взаимодействию с ним моментально становится понятно, кто злодей, а у кого большое сердце. Лютор собирается ставить над псом опыты, а затем уничтожить, что в понимании Ганна является финальной стадией морального падения персонажа, настолько достоверно сыгранного Николасом Холтом, что становится страшно. Его Лютор — маньяк, скрывающийся под маской обаятельного техномагната, владелец карманной вселенной, куда помещаются и тюрьма для его врагов (в основном бывших девушек и журналистов), и лаборатория, и даже собственная фабрика троллей, где тысячи настоящих обезьян строчат гневные «твиты» в адрес Супермена.
Несмотря на всю комичность, Лютор получился вполне достойным злодеем — ловким манипулятором, полагающимся на недюжинный ум и технологии, и, конечно, совсем немного расистом, ведь больше всего его злит то, что Супермен — пришелец. Подобными маленькими деталями Ганн то тут, то там как будто дает метакомментарий к реальности, сваливая в кучу и геополитику (Боравия, жаждущая крови джарханпурцев, является официальным союзником США), и собственный печальный опыт неудавшейся отмены, и (куда без этого) работу предшественников, слепивших из Супермена образ скучного бога-правдоруба. Кларк Кент Коренсвета вышел молодым мужчиной, который еще вчера был подростком и великую силу воспринимает как невероятную ответственность за всех живых существ, будь это белка или гигантский инопланетный монстр.
Спасая людей и пушистую живность от чудовищ и техногенных катастроф, Супермен не забывает о личном. Правда, отношения с Лоис Лейн сводятся к не самому удачному интервью и неловким признаниям в любви на фоне битвы с инопланетной нечистью, все остальное Ганн либо приберег для следующих фильмов, либо просто забыл прописать. Таким образом, потенциал Рэйчел Броснахэн остался на уровне крупных планов выразительных глаз актрисы — ее Лоис хоть и двигает сюжет в нужном направлении, проводя внушительную журналистскую работу и добывая компромат на Лекса Лютора, но изображена совершенно плоско. Не спасает ситуацию даже увлечение панк-роком (которое героиня упоминает мимоходом).
«Супермен» Джеймса Ганна — кино во многом неровное, традиционно «ганновское», с бюджетной манипуляцией зрительскими эмоциями, ворохом персонажей разной степени дурашливости, темами семьи (что появляется со временем, а не дается по крови), любви и дружбы в авангарде. Все это режиссер замешивает на высокооктановом нарочито комиксном визуальном стиле, с акцентом на деталях и ярких эффектах и приправляет не всегда филигранно отрисованным, но местами стильным экшеном. «Супермен» совершенно точно разозлит поклонников мрачной трилогии Зака Снайдера, ведь новая интонация, сознательно выбранная Ганном, уводит вселенную в противоположном направлении. И только время покажет, как долго босс DC Studios сможет придерживаться столь радикального вектора развития.