
Disney и Pixar теряют взрослую аудиторию.
После гибели родителей юный Элио (Йонас Кибриб) переезжает к тете — строгой, но заботливой Ольге (Зои Салдана), сотруднице ВВС США, защищающей Землю от космического мусора. Когда-то она мечтала стать астронавтом, но профессиональные амбиции пришлось усмирить ради опеки над племянником. Элио тоскует по родителям и понимает, что невольно стал помехой в жизни тети. Земной мир кажется мальчику чужим — герой находит утешение в фантазиях о далеких звездах, мечтая, чтобы инопланетяне однажды забрали его с собой.
И они действительно забирают. Череда случайностей приводит к тому, что мальчик оказывается на заседании «Коммуниверс» — межгалактического совета разумных цивилизаций. Приняв ошибочно вмененный ему статус «лидера Земли», герой берется за опасную миссию — переговоры с Григоном (Брэд Гэррет), мстительным представителем одной из планет, угрожающим всей космической дипломатии. Но сердцем мультфильма оказывается не попытка Элио разрулить проблемы космического масштаба, а его дружба с сыном злодея — чутким и любопытным Глордоном (Реми Эджерли), который, в отличие от отца, вовсе не жаждет мирового господства и разрушений.
Изначально мультфильм задумывался как частично автобиографическая история Эдриана Молины, сорежиссера «Тайны Коко», который хотел рассказать историю об одиночестве ребенка, основанную на личных годах взросления на базе ВВС США. Однако в процессе Молина по неизвестным причинам покинул проект (официальная версия — чтобы заниматься разработкой второй части «Тайны Коко»), и «Элио» перешел в руки Доми Ши («Я краснею») и Мадлен Шарафьян («Нора»). Постановщицы сместили акцент с личной драмы на более привлекательный формат развлекательного межгалактического путешествия.
Чтобы понять, как и куда сместились приоритеты, достаточно сравнить финальную версию с первым тизером 2023 года. Тревожный и застенчивый мальчик, которого пугало неведомое, превратился в уверенного и энергичного героя, мчащегося навстречу приключениям. Мама обернулась тетей, а главный злодей отошел на второй план (согласно тизеру, Григон и Элио должны были стать обаятельным дуэтом из комичного грубияна и наивного добряка). Сценарные перемены логично отразились на общей драматургии фильма, превратив задумку Молины в типовое приключение, которое хочет понравиться всем и в итоге особо не цепляет никого.
В то же время на визуальном уровне студия остается верна себе. Образы органично сочетают детскую фантазию и технологическую утопию: многие пришельцы выглядят так, будто их нарисовали дети, и в этом есть свое очарование. Инопланетные существа (тихоходка!) соседствуют со слизью для клонирования и говорящим ИИ в форме ленты Мебиуса, тяжело вздыхающим каждый раз, когда Элио задает вопросы, требующие слишком конкретного ответа. Мир сияет и пульсирует неоном, превращая манящие и неизведанные космические земли в огромный вечный карнавал, но проблема в том, что визуальной изобретательности все равно не хватает, чтобы скрыть недостатки.
Действие разворачивается слишком стремительно, без внятной экспозиции. Грустный мальчик сидит под столом и вертит в руках две кукольные фигурки. Сцена вызывает ассоциации с платформером It Takes Two, где игроки управляют кукольными версиями разведенных мамы и папы, вынужденных учиться снова быть командой. Только в случае Элио все куда трагичнее: родители не разводятся, они мертвы. И вот он, первый тревожный звоночек — фильм не пытается объяснить, что конкретно случилось с ближайшими родственниками. Смерть остается вне кадра, лишенная контекста и какой-либо привязки к дальнейшему повествованию.
Дальше умолчания множатся: вместо головокружительной поездки по планетам нам достается короткая прогулка по этажам межпланетной организации, а вместо изучения заявленных героев мы получаем набор динамичных скетчей, где большая часть событий развивается по прямолинейной и предсказуемой траектории. Pixar всегда отличались тем, что создавали кино не только для детей, но и для старшего поколения. Истории неизменно задевали даже черствые души взрослых, но, увы, в «Элио» уникальный баланс оказывается нарушен, многогранность, на которую рассчитываешь, так и не появляется.
Персонажи второго плана — особенно обаятельный Глордон — легко затмевают главного героя. Глордон, как когда-то Иккинг из «Как приручить дракона» от DreamWorks, отказывается быть похожим на родителя-тирана и ищет свой путь, но не знает, как сообщить об этом отцу и избежать разочарованного взгляда. Линия Глордона — одна из немногих по-настоящему трогающих нитей сюжета, и Элио теряется на его фоне (не спасают персонажа и пара действительно удачных шуток). У Ольги (Зои Салдана), героини, которая могла бы зацепить взрослого зрителя, и вовсе нет развития.
Еще «Элио» во многом напоминает «Ориона и Тьму» (и снова привет от DreamWorks): оба героя (Орион и Элио) — застенчивые мальчики, которые сталкиваются лицом к лицу с неизвестным и отправляются в полеты во сне и наяву, чтобы учиться принимать страхи и справляться с травмами. Но, в отличие от «Ориона», где трансформация происходила медленно, а роль второстепенных героев была значительной, в «Элио» вдумчивая драматургия подменяется бурной последовательностью событий и, как следствие, ведет к более пустому финалу.
Яркое, динамичное, местами действительно смешное приключение порадует детскую аудиторию и, вероятно, не успеет утомить взрослого, но для Pixar это едва ли комплимент. Много лет назад студия установила довольно высокую планку, выпустив легендарную «Историю игрушек», и теперь с трудом ее удерживает — в основном благодаря многочисленным приквелам и сиквелам, играющим на зрительской ностальгии. К сожалению, Pixar не обошел стороной глобальный кризис идей в индустрии, а «Элио» не стал волшебным ключиком, открывающим двери в новый дивный мир.