
17 июня Ghost of Tsushima исполняется пять лет. На горизонте маячит продолжение, Ghost of Yotei, так что поводов вспомнить игру более чем достаточно. Тем более что она вышла запоминающейся: проект американской студии полюбился во всем мире, в том числе и в Японии, где никого не смутил тот факт, что тайтл разработали иностранцы. В честь первого юбилея вспоминаем, чем цепляла одна из лучших современных игр про самураев.
Интересный сюжет с непростыми темами
Центральный сюжет в целом не назвать оригинальным и уж тем более прорывным: это история о попытках спасти родину от наступающего врага. Основные темы — потеря, рост и месть, которые встречались десятки, если не сотни раз в других произведениях. Однако Ghost of Tsushima интересно подходит к избитому сюжету и задает в том числе неудобные вопросы — например, о важности чести в ситуациях, когда о ней думать попросту некогда.
Главный герой, Дзин Сакай, вынужден отказаться от самурайского кодекса. В начале истории честь и достоинство оказываются бессильны перед превосходящими силами врага: воина побеждают и с позором выбрасывают в реку, думая, что он не переживет сражение. Однако Дзин не только восстанавливается, но и находит новый путь, становясь Призраком, способным вселять страх в монголов. Открытым конфронтациям он предпочитает яды, нападение из тени и другие уловки. Выбор, по сути, стоит между собственной честью и жизнями тех, кого он поклялся защищать, — естественно, Дзин альтернативу даже не рассматривает.
Отличная общая прогрессия
Во время прохождения игрок постепенно обзаводится все новыми возможностями и навыками. Если на старте Дзин почти не умеет скрываться и предпочитает действовать в лоб, то со временем обзаводится новыми приемами. Сложность противников также плавно повышается по мере прохождения: да, Дзин становится опытнее, но это не значит, что схватки будут разительно проще к финалу.
Что интересно, рост характеристик, по сути, сопровождается и личным приключением героя: развиваться ему помогают как встреченные на пути товарищи, так и старые знакомые. Один из центральных конфликтов помимо сражения против вторгшихся на Цусиму монголов — это сложные отношения с дядей Дзина: мужчина уверен, что Призраку не место в родословной рода Сакай, и снова и снова пытается убедить того отбросить неправильный путь. Однако развитие Дзина как Призрака не только помогает создать легенду, вселяющую страх во врагов, но и раздувает искру надежды в сердцах жителей острова. Что едва ли не важнее в сложившихся обстоятельствах.
Разнообразие подходов с проработкой каждого
Ghost of Tsushima не запрещает играть так, как хочется: до самого финала рядовые стычки с монголами можно решать как прямой конфронтацией, так и путем Призрака — или сочетая оба подхода при необходимости. Оба древа навыков релевантны и по-своему интересны: скрытное прохождение подкреплено богатым арсеналом гаджетов и приемов, а открытые стычки увлекают в том числе благодаря различным боевым стилям. В игре их четыре, каждый под свою ситуацию. При этом, в отличие от многих как современных, так и актуальных на момент выхода игр, Ghost of Tsushima не предлагает сосредотачиваться на конкретном противнике — вместо этого боевой стиль Дзина подразумевает постоянное переключение между врагами по необходимости, что выделяет боевую систему среди других.
Механики подкрепляет и разнообразие экипировки, которую игрок волен подбирать под свои предпочтения. Хватает комплектов как для ближнего боя, так и для скрытных действий. Более того, при желании можно настроить несколько комплектов, переключаемых в нужный момент: так геймеры могут подготовиться к различным ситуациям, что возникают в ходе игры.
Уникальный визуальный стиль
Ghost of Tsushima не только увлекательная, но и красивая игра. Разработчики использовали яркую цветовую гамму, которая в паре с динамическим освещением создает невероятной красоты пейзажи. Этому вторит богатое наполнение окружения: за прохождение геймер успеет увидеть множество радикально отличающихся друг от друга локаций — от полей, наполненных яркими цветами, до скалистых берегов с буйными морскими волнами.
Для ценителей классики также предусмотрен «режим Куросавы»: в нем картинка становится черно-белой, а поверх изображения накладываются специальные фильтры, имитирующие старую пленку. Словно этого мало, некоторые моменты становятся драматичнее: тот же ветер дует куда сильнее, меняется контраст сцен, даже звук искусственно состаривается, чтобы соответствовать нужной атмосфере.
Необычный подход к исследованию мира
Разработчики не раз подчеркивали, что хотят сделать мир живым и понятным, а не механическим, поэтому убрали мини-карту. Вместо этого в самурайском экшене появился ветер, направление которого совпадает с целью, к которой движется Дзин. Точки интереса обычно выделены другим цветом, а сама гамма зачастую интересно меняется, регулярно предлагая геймерам новые пейзажи. Словно этого мало, само изучение окрестностей регулярно вознаграждается: поиски предметов упрощаются благодаря помощникам в лице местных зверей (от лис до птиц), точки интереса отмечены дымными столбами, а случайно найденное место для медитации вознаграждается коротким хокку.
Ghost of Tsushima хорошо миксует экшен с более созерцательными моментами: на каждую схватку здесь найдется горячий источник, длинная прогулка через поля или остановка для игры на флейте. Спокойных моментов, в которых нужно наслаждаться окружением, здесь едва ли не больше, чем яростных сражений и кровавых тихих расправ — очень в духе японского принципа «моно-но аварэ», который учит наслаждаться мелочами и тихим увяданием окружения.
В октябре выйдет продолжение игры, Ghost of Yotei, но в нем будет рассказана совершенно другая история. Тем не менее разработчики обещают сохранить — и приумножить — все то, за что всем полюбился «Призрак Цусимы». А пока ждем, самое время переиграть первую часть, которая, кажется, не только не состарилась, но и чуть ли не стала лучше ощущаться за прошедшие годы.