Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Обзоры сериалов

«Игре престолов» — 14 лет! 5 причин пересмотреть главный сериал прошлого десятилетия

17 апреля 2011 года на HBO состоялась премьера «Игры престолов» — сериала, последующий успех которого вряд ли кто-то мог предугадать. Фэнтези на основе книжного цикла Джорджа Мартина за несколько лет превратилось в международный феномен и один из самых обсуждаемых проектов в истории телевидения. Вышедший через восемь лет неоднозначный финал подорвал шансы «Игры престолов» попасть в пантеон величайших сериалов, но нисколько не сказался на популярности шоу и уж тем более книг Мартина.

Добавить в закладки
«Игре престолов» — 14 лет! 5 причин пересмотреть главный сериал прошлого десятилетия

Если вы уже махнули рукой на выход «Ветров зимы» и ждали подходящего момента вспомнить хит HBO, то он настал. В честь 14-летия объясняем, почему «Игру престолов» стоит смотреть и пересматривать, даже если вы зареклись это делать.

«Дом дракона» воскресил интерес ко вселенной Джорджа Мартина

Когда в 2019 году завершилась «Игра престолов», казалось, что вселенная Джорджа Мартина не просто умерла, а попросту испарилась из поп-культуры и истории. Финал сериала получился настолько скандальным и разочаровывающим, что даже преданные фанаты решили забыть как страшный сон событие, которое должно было, напротив, навсегда войти в историю телевидения.

Кадр из сериала «Игра престолов»

Массовое забвение продолжалось несколько лет, пока на экраны не вышел «Дом Дракона» — приквел, который не то чтобы ждали, но который вопреки сомнениям доказал, что по вселенной Мартина можно создать другие первоклассные сериалы — с шекспировской драмой, комплексными персонажами и зрелыми конфликтами. Интерес к миру «Песни льда и огня» вспыхнул вновь. Зрители полезли разбираться в лоре, вспоминали родословные Таргариенов и пересматривали старые видеоэссе по «Игре престолов».

Сериал пробудил интерес к многослойной, полной конфликтов и серых пятен мифологии мира, но главное — напомнил «Игру престолов» образца первых сезонов. Еще лишенную бюджетов и динамики голливудских блокбастеров политическую драму, в которой пущенная в разговоре сплетня, слегка повышенный голос или неудачно брошенный взгляд исподлобья становились центральным событием эпизода. Неудивительно, что лучшим способом скрасить ожидание новых сезонов «Дома Дракона» стал пересмотр «Игры престолов».

Это последний сериал Золотой эпохи телевидения

Квентин Тарантино назвал 2019-й последним «годом кино». Развивая мысль классика, можно добавить, что тогда же завершилась и Золотая эпоха телевидения — периода длиной в 20 лет, когда сериалы стали престижными, окончательно размыли границу с кинематографом и обсуждались повсеместно. Премьеры новых сезонов становились важным культурным событием, фанаты устраивали коллективные просмотры, про вышедшие эпизоды спорили в Сети, школах и рабочих курилках, а самые дикие теории о развитии сюжета хотелось узнать первому. Конечно, у нас до сих пор есть «Разделение» и «Белый лотос», но уровень их популярности явно меркнет перед такими титанами, как «Остаться в живых» или «Во все тяжкие».

Промо-кадр сериала «Игра престолов»

«Игра престолов» — последний аккорд той эпохи, когда сериалы были центром культуры. Просмотр старых хитов сейчас не передаст того чувства сопричастности и многим даже не надавит на ностальгию. Зато поможет отвлечься от современных — компактных, динамичных и, да, напоминающих фастфуд стриминговых проектов.

В последние годы хитами сервисов все чаще становится телевизионная классика — первые строчки рейтингов занимают «Побег», «Офис» или «Форс-Мажоры». Логика зрителей понятна: зачем смотреть проходную или достойную, но еще не завершенную новинку, если можно обратиться к давно законченным хитам прошлого, пять, семь или десять сезонов которых закроют сериальные нужды на ближайшие несколько месяцев? Вот и «Игра престолов» не выходит из топов популярности — даже сейчас она занимает 18-е место на IMDB, выше, чем многие хайповые сериалы 2025 года.

«Игре престолов» нет равных в плане постановки

«Игра престолов» оставалась эталоном телевизионного производства на протяжении всех восьми сезонов. Костюмы, локации, экшен-сцены и спецэффекты — сериал с каждым сезоном поднимал планку, а в последних сезонах с легкостью уделывал голливудские блокбастеры. Даже в масштабном финале никто не жаловался на техническое исполнение — камни летели лишь в огород сценаристов и шоураннеров.

Кадр из сериала «Игра престолов»

Забавно, что за последние годы бюджеты рядовых стриминговых шоу начали в разы превышать «Игру престолов»: допустим, диснеевский «Аколит» стоил 230 миллионов долларов — финал саги Джорджа Мартина обошелся всего в 90. Только одни снимали все в студии на зеленом экране, а другие использовали сотни статистов, работали над сложной хореографией и не боялись практических эффектов. «Битва бастардов» — до сих пор один из самых впечатляющих эпизодов в истории телевидения. И это вряд ли когда- нибудь изменится.

При этом сила постановки была не только в зрелищности. «Игра престолов» мастерски работала с локациями: холод Севера ощущался физически, а жара Эссоса припекала изнутри. Декорации, костюмы, грим, языки — все работало на погружение. Это был живой, осязаемый мир, в котором каждая деталь имела значение, а не просто реконструировала «что-то средневековое». Это был телевизионный «Властелин колец», и пока никто даже близко не подошел к такому уровню производства.

Возможность переосмыслить скандальный финал

Финал «Игры престолов», мягко говоря, разделил зрителей — кто-то принял сериальную концовку, другие возмущались, занижали оценки и подписывали петиции с требованием переснять заключительные эпизоды. Опять же многие были настолько разочарованы тем, что потратили годы жизни на ожидание сомнительной концовки, что просто напрочь стерли из своей жизни сериал.

Кадр из сериала «Игра престолов»

Кадр из сериала «Игра престолов»

Как это часто бывает с неоднозначными сериальными финалами, с течением времени, когда эмоции поутихли, конец «Игры престолов» начали воспринимать иначе. Спокойный пересмотр вне контекста всемирного хайпа и собственных запредельных ожиданий может помочь расставить точки над i.

Наверное, если вам не понравился финал шесть лет назад, то вы вряд ли кардинально измените мнение, но, кто знает, вдруг со второго раза мотивации героев обретут ясность, а некоторые сюжетные повороты станут обоснованными. Возможность посмотреть финал с позиции «знающего зрителя» — это ценный опыт, которым не стоит пренебрегать.

Ни один сериал так и не повторил успех «Игры престолов»

В 2019 году мы спорили и гадали, кто займет место «Игры престолов» — сериала- феномена, который многие осознанно игнорировали и даже авансом ненавидели из-за всеобщей популярности. Сейчас можно уверенно сказать, что никто: ни одному проекту не удалось в полной мере заменить шоу HBO и набрать тот же культурный вес. А ведь претендентов было много: начиная с хитов в смежных жанрах, «Очень странные дела» и «Пацаны», и заканчивая крупнобюджетными экранизациями книжных фэнтези-циклов: «Властелин колец: Кольца власти», «Ведьмак» и «Колесо времени».

Кадр из сериала «Ведьмак»

Кадр из сериала «Ведьмак»

Отсутствие полноценного наследника или успешного аналога только усиливает статус «Игры престолов» как уникального события. Это неидеальный, противоречивый, но великий сериал — глыба в истории телевидения и поп-культурный магнит, к которому нас все равно тянет, несмотря на внутреннее сопротивление. Нет ничего постыдного в том, чтобы пересмотреть обруганный и оступившийся в финале сериал. В конце концов неспроста ведь говорят, что главное — это путешествие, а не пункт назначения.

Текст: Алихан Исрапилов
7 комментариев
А
насчет пересмотра сериала категорически не согласен. все политические хитрости и интриги будут выглядеть слабо, если знать, чем все закончится в финале (ну объективно же упущенная возможность сделать по-настоящему гениальный финальный аккорд)
Скрыть 1 ответ
1 ответ
Очуметь игра престолов это было мощно, но я не сумел его в то время продолжить смотреть после обезглавлевания Неда Старка
Скрыть 4 ответа
4 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?