
В 2013 году компания IMAX отмечает десятилетие своего появления на российском рынке. За эти годы было открыто 37 кинотеатров на территории России и СНГ (29 городов на сегодня – Россия и СНГ) и зрители смогли увидеть десятки картин в новом формате. На наши вопросы о прошлом, настоящем и будущем IMAX в России ответил вице-президент IMAX по развитию бизнеса на территории России, СНГ, Индии и стран Ближнего Востока Джон Шрайнер.
В 2013 году компания IMAX отмечает десятилетие своего появления на российском рынке. За эти годы было открыто 37 кинотеатров на территории России и СНГ (29 городов на сегодня – Россия и СНГ) и зрители смогли увидеть десятки картин в новом формате. На наши вопросы о прошлом, настоящем и будущем IMAX в России ответил вице-президент IMAX по развитию бизнеса на территории России, СНГ, Индии и стран Ближнего Востока Джон Шрайнер.
Как вы оцениваете результаты деятельности IMAX в России за эти 10 лет? Что удалось сделать, а от чего пришлось отказаться?
Это были очень интересные 10 лет. Открытие первого кинотеатра было весьма успешным, мы открыли еще несколько залов и тоже с успехом, но очень большие проблемы доставляло то, что на первых порах риходилось работать с пленкой. Это было не совсем удобно по целому ряду причин: проблемы с ввозом пленки, длительное таможенное оформление, высокая стоимость копий. Это было возможно для кинотеатров IMAX, которые работали в больших городах. Все изменилось буквально четыре года назад. Несмотря на успех «Аватара», в мире разразился экономический кризис, который коснулся и IMAX. В определенный момент руководство компании даже стояло перед выбором, продолжать работать в России или заняться чем-то еще. Но я и Ларри (Ларри О’Райлли – президент департамента международного развития корпорации IMAX) убедили головной офис в том, что Россия свой потенциал далеко не исчерпала, и нас ждут великие победы, если развивать бизнес в России. Так и случилось. Мы разработали новую стратегию и взялись за работу с новыми силами. Бурное развитие и все наши свершения последующих четырех лет были бы невозможны без шести лет подготовительной работы, изучения российских реалий, укрепления отношений с партнерами, без нашей уверенности в успехе.
Какую роль Россия играет в общей структуре бизнеса IMAX?
Для нас Россия – третий по величине и темпам роста рынок в мире. Это большая честь – работать в столь привлекательном регионе. В 2013 году, например, сборы кинотеатра Nescafe-IMAX по итогам первых 4 дней проката фильма MARVEL «Железный человек 3» стали лучшим результатом среди IMAX-залов по всему миру. Это предмет нашей особой гордости.
Насколько и чем отличается запуск IMAX в России от подобного запуска в других странах?
К нашему удивлению, мы совершенно не испытывали проблем с технической подготовкой российских специалистов. Уровень знаний и навыков российских специалистов настолько высок, что запуск технической части нам всегда удается в кратчайшие сроки. Многие другие страны в этом отношении менее развиты. Главная сложность в России – это невероятно большие расстояния и крайне затруднительное сообщение между городами. Мы были готовы, например, к подписанию контракта с одной из крупных киносетей в довольно большом сибирском городе, но его удаленность от основных транспортных магистралей, проблемы логистики тормозят наше продвижение в такие отдаленные, но перспективные регионы.
Какова сейчас стратегия развития сети – расширение территорий, присоединение новых городов или увеличение числа залов в городах-миллионниках?
В первую очередь мы, конечно, рассматриваем экономический фактор. Выгодным может оказаться и первый путь, и второй, поэтому мы тщательно прорабатываем каждое предложение. Кроме того, мы работаем с нашими давними партнерами, с крупными национальными сетями, для которых открыть зал IMAX тоже должно быть выгодно. Здесь нет единого стандарта или гарантированного способа запустить успешную площадку. Так, например, в прошлом году мы открыли залы в Анапе и Сыктывкаре. Анапа – небольшой город, но для него большое значение имеет приток туристов, а Сыктывкар окружает большое количество городов-спутников, что тоже позволяет нам получать экономическую выгоду от дорогостоящей кинотеатральной площадки.
Поход в кинозал IMAX – удовольствие не из дешевых. Каким образом вам удается поддерживать экономический рост своего предприятия в России?
Вообще, мы не влияем напрямую на процесс ценообразования, однако отслеживаем тенденции и можем заявить, что лишь несколько залов в прошлом году увеличили цены на билеты. Основной же приток средств дает увеличение числа качественных картин в прокате. Зритель распробовал формат, ему он понравился, и он ждет новых впечатлений.
История IMAX начиналась с фильмов, снятых специально для таких залов определенным числом режиссеров. Сейчас формат IMAX стал намного более востребованным среди кинематографистов. Как вы считаете, возможен ли в будущем полный переход каких-то режиссеров в этот формат, как в свое время это произошло в кино с цветом и звуком?
Мне сложно предсказать развитие, сейчас востребованность формата IMAX растет сама по себе. Майкл Бэй, Дж.Дж. Абрамс, Кристофер Нолан и другие режиссеры просто являются фанатами тех возможностей, тех перспектив, которые предоставляет оборудование IMAX, но «своими» режиссерами мы их пока назвать, конечно, не можем.
Перечисленные вами режиссеры снимают в основном в жанре экшен, используют на экране много пиротехники и фантастические спецэффекты. А что IMAX может предложить таким жанрам, как романтические фильмы, драмы и комедии?
Такой перекос существует, но сейчас наметились изменения. Мы стараемся быть адресными, опираться на локальные интересы каждой территории, на демографические и экономические показатели страны, где работаем. Например, российская аудитория более ориентирована на поход в кино всей семьей, среди зрителей преобладают женщины, поэтому в прошлом году мы эксклюзивно для России перевели в формат IMAX мультфильм «Мадагаскар 3», который пользовался здесь невероятным успехом. К каждому региону мы подходим индивидуально, поэтому если мы увидим, что новые жанры отлично работают в формате IMAX, то почему нет?
Грядущий выпуск «Сталинграда» станет первым подобным российским релизом. Почему именно этот фильм был выбран для преобразования в формат IMAX?
Мы обращаем внимание на региональные предпочтения и тенденции развития кино, поэтому решили продемонстрировать наши возможности в совместном проекте с местным режиссером. Первым подобным опытом стал выпуск фильма в формате IMAX в Китае, и он оказался чрезвычайно успешным. Теперь на очереди Россия, поскольку это третий в мире рынок для компании.. И здесь выбор пал на «Сталинград», ведь в нем есть и известная всему миру военная история, и местный колорит, и тонкие,по-настоящему русские мотивы, и зрелищность. Фильм идеально подходит для нашего формата, и мы ожидаем успешного проката. Работа над картиной ведется уже несколько лет, и лента практически закончена.
Пока фильмов, снятых специально для IMAX, не так много, удается ли посмотреть их все и есть ли у вас лично какой-то самый любимый?
Тут вот какая сложность. В мире за год выпускается порядка пятидесяти фильмов в формате IMAX. Почти все они выходят в России на русском языке, а мой русский, хоть я и живу в России, недостаточно хорош, чтобы полноценно наслаждаться картинами. В любом случае я уверен, что каждый поход в IMAX приносит зрителям незабываемые впечатления!