
Режиссер Иван Дыховичный ("Черный монах", "Прорва", "Музыка для декабря") приступил к съемкам картины "Копейка". В ней пойдет речь о первой модели "Жигулей" -- от ее появления в 1970 году до наших дней.
Иван Владимирович, почему вы решили снять фильм об автомобиле?
Мой фильм не об автомобиле, конечно, а о людях. Он состоит из новелл, а "копейка" – это предмет, который их объединяет. Соприкасаясь с ним, раскрываются герои. Я не люблю прямых сюжетов: вот герой пошел от мамы к бабушке, от бабушки еще куда-то… Мне сейчас больше нравится коллажное мышление. Так же, как и жизнь автомобиля, интересно проследить жизнь книги или дома, например. Но на воплощение идеи уходит много времени. С тех пор, как мы задумали "копейку", прошло 4 года.
Сколько новелл в картине?
Может быть, 16 или 32. Это как бы модуль – он колеблется.
Каков жанр "Копейки"?
Фарс. Траги-фарс.
Расскажите первую новеллу.
В этой новелле машина сходит с конвейера в 1970 году и попадает в первые руки. В следующих новеллах она переходит к другим людям – и так от верха до низу в нашем обществе.
А что происходит с машиной в течение фильма? Сначала она новая, а к концу износилась и с трудом ездит?
Знаете, в России жизнь вещей своеобразна. Например, швейные машины "Зингер", произведенные в 1911 г., используются до сих пор. У нас сохраняются многие вещи, когда они работают и люди наполняют их своим теплом. Другая крайность: то, что еще вчера было нашей историей, сегодня сломано и забыто. Но некоторые вещи приживаются, потому что они, как это теперь называется, культовые."Копейка" и есть культовый автомобиль. До появления "Жигулей" машина в нашей стране была таким пафосным предметом. На ней ездили лишь академики, а теперь она стала доступной для многих людей.
В нашей картине автомобиль то ломается, то ремонтируется. Его, как блоху, все время подковывают, и он продолжает возить людей. И возникает вопрос, надо ли "копейку" выбрасывать или, наоборот, бережно сохранять, как и наше прошлое. Вещи бывают модными, потом не очень, потом совсем выходят из моды, а затем опять становятся модными. Я считаю, что сейчас стильнее ездить на "копейке", чем, скажем, на шестисотом "мерседесе".
Что происходит с персонажами, к которым попадает "копейка"?
Одним героям машина приносит счастье, другим ускоряет негативные процессы их жизни. Автомобиль является катализатором всех процессов, которые происходят в судьбе того или иного персонажа. Я верю в неотвратимость судьбы, но считаю, что человек может влиять на нее. Есть люди, которые очень мало занимаются собой и, соответственно, не особенно воздействуют на свою судьбу. Другие неправильно ее понимают и влияют на нее в отрицательном смысле. И очень мало людей, которые чувствуют, как правильно поступить в тот или иной момент; они формируют свою судьбу, а не просто выполняют некую программу, намеченную за них родителями, государством и дурными советчиками.
Во всех новеллах у вас разные персонажи?
Да, у нас 64 роли. Актеры будут играть нескольких персонажей. Почти нет известных исполнителей, кроме Сергея Мазаева и Юрия Цурило, Андрея Краско. Из людей, известных в узких кругах, – киновед и режиссер Олег Ковалев и представитель отечественного "анде-граунда" Александр Петлюра. Играют также Игорь Черневич, Алена Бабенко, Федор Добронравов, Дмитрий Супонин и другие.
Сценарий написан мною совместно с Владимиром Сорокиным. Он, кстати, часто присутствует на съемках, помогает. Операторы – Вадим Юсов, Александр Ильховский, художники – Владимир Трапезников, Юрий Куперман.
Где проходят съемки?
Зимняя натура снималась в Москве. Были съемки в павильоне "Мосфильма". Небольшой кусок будет сниматься в Крыму.
Когда вы планируете начать монтаж?
Скорее всего, в июле и надеемся смонтировать к осени.
Кто финансирует картину?
Несколько организаций. Государство не принимает в нашем проекте никакого участия.
Сейчас наши прокатчики выказывают недовольство отечественными фильмами. Как вы к этому относитесь?
Наверное, наше кино в целом – еще не очень совершенное. Но прокатчики и продюсеры пока не думают обо мне, а я не думаю о них. В этом плане я настроен очень брутально.