Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

12 кинокритиков, ставших режиссерами

Никто лучше кинокритиков не знает, как писать сценарии, подбирать актеров и снимать кино. Однако эти достойнейшие знатоки сами не создают фильмы, предпочитая комментировать со стороны и объяснять режиссерам их ошибки

Добавить в закладки
Из князи в грязи

Франсуа Трюффо

Уникальный случай в истории кино – основанный в 1951 году французский киножурнал Cahiers du cinéma подарил нации и миру целую плеяду кинокритиков и кинотеоретиков, ставших знаменитыми режиссерами. В сущности, вся «новая волна» французского артхауса выплеснулась со страниц этого издания. Одним из первых птенцов гнезда Cahiers du cinéma был Франсуа Трюффо по прозвищу Гробовщик французского кино. Его рецензии были столь жесткими, что в 1958 году он оказался единственным французским критиком, не приглашенным на Каннский кинофестиваль. Год спустя Трюффо дебютировал как режиссер полнометражного кино с молодежной драмой «400 ударов», которая ныне считается одной из основополагающих лент современного авторского кино. Также Трюффо известен как постановщик фильмов «Жюль и Джим», «451 градус по Фаренгейту», «Американская ночь» («Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке») и других. В картине Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» он сыграл французского исследователя Клода Лакомба.

Жан-Люк Годар

Жан-Люк Годар, Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг на съемках фильма "На последнем дыхании"

Как и Трюффо, Жан-Люк Годар в молодости был активным членом парижских киноклубов и ярым участником дискуссий об увиденных лентах. Он начал публиковаться в Cahiers du cinéma менее чем через год после основания журнала. В середине 1950-х Годар с друзьями занялся съемками короткометражных лент, а в 1960-м он ярко дебютировал в полнометражном кино с артхаусной драмой «На последнем дыхании». Это была одна из влиятельнейших картин своего времени. Также это был полнометражный дебют Жан-Поля Бельмондо, будущей суперзвезды французского кино. Посвятив 1960-е созданию примечательных авторских лент, Годар в последующие десятилетия сосредоточился на художественных экспериментах, некоторые из которых ближе к видеоинсталляциям, чем к традиционным экранным повествованиям.

Клод Шаброль

Как и его друзья и коллеги Трюффо и Годар, Клод Шаброль сперва стал штатным автором журнала Cahiers du cinéma, а затем сам занялся постановкой фильмов. Однако если его приятели какое-то время оттачивали зубы на короткометражках, то Шаброль сразу начал снимать полнометражное кино и поэтому дебютировал в нем раньше всех, в 1958 году. Его первая картина «Красавчик Серж» считается первым произведением французской «новой волны». Незадолго до этого Шаброль и Эрик Ромер издали книгу о фильмах Альфреда Хичкока, и влияние мэтра чувствуется во многих картинах Шаброля. В дальнейшем Шаброль получил известность как самый мейнстримный участник «новой волны», и среди его позднейших лент действительно немало постановок, которые одновременно художественно примечательны и сюжетно увлекательны.

Эрик Ромер

Эрик Ромер пришел в Cahiers du cinéma в 1951 году, и он работал там вплоть до 1963 года. При этом с 1957-го по 1963-й Ромер был главным редактором издания. Из всех своих ближайших коллег он был наиболее консервативным, и он ушел из Cahiers du cinéma под давлением заполонивших журнал радикальных «леваков». Ромер дебютировал в полнометражном кино с фильмом 1959 года «Знак Льва», но вплотную работой в кино он занялся лишь после увольнения из журнала. Наибольшую известность Ромеру принес выходивший с 1963-го по 1971-й годы киноцикл из шести картин под названием «Притчи с моралью». Также он создал киноциклы «Комедии пословиц» (1981-1987) и «Времена года» (1990-1998). Четвертый фильм из цикла «Притчи с моралью», мелодрама 1969 года «Моя ночь у Мод» была номинирована на два «Оскара».

Питер Богданович

Заядлый киноман (по его словам, в молодости он смотрел по 400 фильмов в год), Питер Богданович пытался начать свою карьеру как актер, но вместо этого стал кинокритиком и киноэкспертом. В основном он публиковался в журнале Esquire. Французские критики из Cahiers du cinéma были его кумирами, и когда в 1968 году он узнал, что они начали переходить из журналистики в режиссуру, Богданович переехал из родного Нью-Йорка в Лос-Анджелес и начал бродить по премьерам и голливудским вечеринкам в надежде, что кто-нибудь даст ему работу в кино. В конце концов он познакомился со знаменитым создателем малобюджетных фильмов Роджером Корманом, и благодаря этому он в том же 1968-м дебютировал в полнометражном кино с триллером «Мишени». Три года спустя Богданович поставил свой лучший фильм «Последний киносеанс», номинированный на восемь «Оскаров» и удостоенный двух статуэток. Также стоит отметить его черно-белую картину 1973 года «Бумажная луна», которая принесла актерский «Оскар» 10-летней Тейтум О’Нил. Поскольку его дальнейшие постановки были не столь удачными и успешными, Богданович не раз возвращался к своей первой профессии, выпуская книги о кино и появляясь в синефильских телепередачах.

Отметим, что в 1968 году Богданович по заказу Кормана адаптировал для американских зрителей советский фантастический фильм «Планета бурь». Адаптация заключалась в замене русских имен на американские, закрашивании красных звезд и добавлении в фильм специально снятых сцен с полуголыми блондинками, якобы жительницами Венеры. В версии Кормана-Богдановича фильм назывался «Путешествие на планету доисторических женщин».

Пол Шрейдер

Пол Шредер и Линдсей Лохан на съемках фильма "Каньоны"

Пол Шредер вырос в ультрарелигиозной семье, и в детстве родители не позволяли Полу ходить в кино или смотреть телевизор. Свой первый фильм он посмотрел, когда ему было 17 лет. Тем не менее вскоре после этого Шредер «заболел» кинематографом. В студенческие годы он стал протеже Полин Кейл, которая была самым влиятельным американским кинокритиком 1970-х и 1980-х. Благодаря Кейл Шредер поступил в киношколу, а после ее окончания начал работать критиком – сперва в газете Los Angeles Free Press, а затем в журнале Cinema. В 1972 году он написал книгу «Трансцендентальный стиль в кино», а в 1974-м дебютировал как сценарист с криминальной лентой «Якудза». Хотя картина Сидни Поллака провалилась в прокате, она привлекла внимание многих голливудцев, и Шредер написал еще несколько сценариев, самым известным из которых стал «Таксист», экранизированный в 1976 году Мартином Скорсезе. Благодаря успеху «Таксиста» Шредер два года спустя дебютировал как режиссер с криминальной драмой «Синий воротничок». В дальнейшем он поставил фильмы «Американский жиголо», «Люди-кошки», «Мисима»… А также скандально известную эротическую ленту «Каньоны» с Линдсей Лохан и порноактером Джеймсом Дином.

Леос Каракс

Жюльет Бинош и Леос Каракс на съемках фильма "Любовники с Нового моста"

Отпрыск международного брака, Леос Каракс родился в семье двух журналистов. Его отец писал о науке для французских изданий, а его мать была американским кинокритиком. Псевдоним Леос Каракс (его настоящее имя – Алекс Дюпон) он придумал, составив анаграмму из своего имени «Алекс» и из названия премии «Оскар». В его студенческие годы, которые пришлись на конец 1970-х, он познакомился с редакторами Cahiers du cinéma и какое-то сравнительно недолгое время там работал. Его страстью, впрочем, уже тогда было создание кино, а не сочинение о нем эссе. После нескольких короткометражных экспериментов Каракс дебютировал в полнометражном кино, поставив в 1984 году мелодраму «Парень встречает девушку». Его самой известной картиной стала его третья лента «Любовники с нового моста», вышедшая в 1991 году. Правда, поскольку эта весьма дорогостоящая картина снискала любовь критиков, но не зрителей, она надолго отвратила французских инвесторов от многомиллионных вложений в авторское кино.

Оливье Ассаяс

Сын французского режиссера и сценариста Реймонда Ассаяса, работавшего под псевдонимом Жак Реми, Оливье начал профессиональную карьеру, помогая отцу сочинять сценарии. Когда он стал экспериментировать с созданием короткометражек, он осознал, что еще не готов для самостоятельной творческой работы. Поэтому он принял приглашение редакторов Cahiers du cinéma, которые подыскивали новых авторов с режиссерскими амбициями. Изучив искусство кино глазами кинокритика, Ассаяс пару лет проработал сценаристом, а затем в 1986 году снял свой первый полнометражный фильм «Беспорядок». После череды таких известных артхаусных постановок, как «Холодная вода» и «Ирма Веп», Ассаяс в начале 2000-х превратился в режиссера, чьи работы постоянно попадают в программы престижных фестивалей и удостаиваются критических похвал. Так, его последний на сегодняшний день фильм «Зильс-Мария» (2014) участвовал в основной программе Каннского фестиваля и принес американской звезде Кристен Стюарт французскую премию «Сезар».

Род Лури

Род Лури и Джеймс Марсден на съемках фильма "Соломенные псы"

Род Лури родился в Израиле, но провел школьные годы в Америке, поскольку его отец, политический карикатурист Ранан Лури, через несколько лет после рождения сына был приглашен на работу в США. После школы Лури-младший поступил в американскую офицерскую академию Вест-Пойнт, но быстро осознал, что не сможет подчиняться военной дисциплине. После академии он начал работать киножурналистом – сперва в маленьком провинциальном издании, а затем в престижном журнале Los Angeles Magazine. Его специальностью были расследования голливудских скандалов, и Лури быстро прославился как человек, не стесняющийся задавать звездам неприятные вопросы и раскапывать «шокирующие подробности». Со временем он также начал работать как кинокритик, и звезды не раз жаловались его редактору на то, что Лури легко переходит на личности и задевает за живое. После 15 лет в журналистике Лури в 1999 году дебютировал как режиссер полнометражного кино, сняв политический триллер «Сдерживание». Этот жанр стал основной художественной специальностью Лури. Он снял в нем фильмы «Претендент» и «Ничего, кроме правды», а также сериал «Главнокомандующий». Также на счету Лури ремейк классического триллера «Соломенные псы» и вестерн-сериал «Ад на колёсах».

Михаил Брашинский

Михаил Брашинский родился в Ленинграде и получил образование в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств). После окончания вуза он продолжил учебу в США и надолго там задержался. Брашинский перепробовал немало профессий, прежде чем нашел себя в университетском преподавании. Вернувшись в Россию, он работал российским корреспондентом американского издания Variety и обозревателем журнала «Афиша». В 2003 году Брашинский дебютировал как режиссер и сценарист с провокационным фильмом «Гололед». Его вторая художественная лента, хоррор «Шопинг-тур», вышла лишь в 2012 году. Это был малобюджетный проект, поскольку постановщик устал ждать возможности поставить дорогостоящую ленту.

Вим Вендерс

Сольвейг Доммартин и Вим Вендерс на съемочной площадке фильма "Небо над Берлином"

В детстве будущий немецкий режиссер Вим Вендерс обожал классическую живопись и увлекался рисованием. Повзрослев, он попытался пойти по отцовским стопам и стать врачом, но после года обучения в университете понял, что должен посвятить себя искусству. Не сумев поступить во французскую киношколу в Париже, Вендерс вернулся на родину и поступил в Высшую школу кино и телевидения в Мюнхене. В годы своей учебы он работал кинокритиком в газете Süddeutsche Zeitung и журнале Der Spiegel. Также в то время он снимал студенческие короткометражные фильмы. Его первая полнометражная лента «Лето в городе» (1970) была его выпускным студенческим проектом. В то время была в самом разгаре немецкая «новая волна», и Вендерс стал ее признанным членом, когда поставил фильмы «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» и «Ложное движение», основанные на сочинениях Петера Хандке. Его самыми известными картинами считаются удостоенные призов Каннского фестиваля фильмы 1980-х «Париж, Техас» и «Небо над Берлином». В последние десятилетия Вендерс также много работает над документальными постановками.

Пак Чхан Ук

Один из самых известных корейских режиссеров за пределами Южной Кореи, Пак Чхан Ук в юности хотел стать художественным критиком, но не смог поступить в университет, который бы дал ему соответствующее образование. Вместо этого Пак поступил на философский факультет менее престижного вуза, живо заинтересовался кино и фотографией и создал университетский клуб кинолюбителей. После окончания университета он несколько лет работал на низовых должностях в киноиндустрии, пока наконец в 1992 году не скопил деньги на свой малобюджетный дебют «Луна – мечта Солнца». Поскольку картина провалилась в прокате, следующие пять лет Пак проработал кинокритиком в прессе, на радио и ТВ. В 1997-м он снял свою вторую и также коммерчески неудачную ленту «Трио». Успех к нему пришел лишь в 2000 году, когда Пак поставил свою третью картину, политический детектив «Объединенная зона безопасности». Этот фильм великолепно прошел в прокате, удостоился множества наград и был отмечен западными критиками. После этого фильмы Пак Чхан Ука начали выходить регулярно. В 2003 году режиссер снял одну из лучших лент в истории национального кино – триллер «Олдбой», удостоенный Гран-при Каннского фестиваля. Также он известен на Западе и в России как автор картин «Сочувствие господину Месть», «Сочувствие госпоже Месть», «Я - киборг, и это нормально», «Жажда» и «Сквозь снег».

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?