Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

КАННЫ-2023: рецензия на конкурсный фильм «Подстрекательница» — Алисия Викандер и Джуд Лоу в абьюзивных отношениях


«Жанна Дюбарри» здорового человека.

Добавить в закладки

Трейлер

Последняя жена Генриха VIII (Джуд Лоу) Екатерина Парр (Алисия Викандер) вместе с приемными дочерьми отправляется в лесное святилище, якобы помолиться Мадонне. На деле она встречается с поэтессой Энн Аскью (Эрин Доэрти), проповедовавшей чтение Библии на национальном языке. Они тайно подтачивают авторитет Церкви, которая потакает Генриху, убивающему своих супруг и ведущему бессмысленную войну. Король возвращается после очередной битвы с глубокой раной, поэтому за будущее место на троне начинается борьба.

Алисия Викандер в роли Кэтрин Парр на кадре из фильма «Подстрекательница»

Алисия Викандер в роли Кэтрин Парр на кадре из фильма «Подстрекательница»

После просмотра «Подстрекательницы» становится понятно, почему эта картина в конкурсе, а «Жанна Дюбарри» только открывала фестиваль. Кому-то нужно было сделать цельное, хоть и не оригинальное высказывание, а кому-то — установить низкую планку для остальных фильмов. Прошлогодняя «Невидимая жизнь Эвридики» Карима Айнуза — хороший пример профеминистского кино, снятого цисгендерным мужчиной. Он никак не сексуализировал и не приукрашал женское тело, показывал важные детали быта и сделал «невидимую» историю видимой для многих людей. В случае «Подстрекательницы» он обратился к биографии одной из жен Генриха VIII, но выбрал не феминистский символ Анну Болейн, а Екатерину Парр, последнюю супругу короля. Факты из их биографий Айнуз почти не стал менять, они и так стали отличным материалом для экранизации, хотя бы потому, что жизнь Екатерины Парр не закончилась со смертью мужчины.

Алисия Викандер в роли Кэтрин Парр на кадре из фильма «Подстрекательница»

Алисия Викандер в роли Кэтрин Парр на кадре из фильма «Подстрекательница»

В основе фильма два больших конфликта, связанных с двумя ветвями власти: монархической и религиозной. У Генриха VIII было две законнорожденных дочери и только один сын от третьей жены Джейн Сеймур, но он был слишком юным для управления страной. Поэтому за престол началась грызня, в которой участвуют дяди мальчика Эдвард и Томас, принцесса Мария I и сама Екатерина при поддержке падчерицы, будущей Елизаветы I. Параллельно развивается конфликт Парр с епископом Стивеном Гардинером: она сторонница протестантизма, читает Лютера и молитвы на английском, он говорит с Богом только на латыни и уважает папу. Находящаяся меж двух огней королева должна удержаться у власти, потому что для опальной жены пути два — в ссылку или на эшафот. Разрешит судьбу Парр либо муж, подписавший смертный приговор, либо сама судьба — у Генриха гниет нога, его активно едят черви. Поэтому с каждой секундой страсти накаляются, всем приходится сдерживать свой пыл, чтобы в игре за трон не раскрыть противникам свои карты. 

По уровню режиссуры и теме «Подстрекательница» ближе к «Последней дуэли» Ридли Скотта, чем к «Жанне Дюбарри» Майвенн, потому что Айнуза интересуют не только красивые костюмы (хотя они тоже есть в фильме), но и отношения между мужчиной и женщиной. Скотт в порядках Средневековья отразил современные: честь и репутация снова возымели смысл после глубокой интеграции Интернета, создавшего глобальную деревню. Карим Айнуз не выходит на уровень исторического обобщения, но остается верным одной из тем своей предыдущей работы: абьюзивным отношениям. 

В «Невидимой жизни Эвридики» он показал не только драму двух разделенных сестер, но и влияние на их судьбы отца Мануэла (Антониу Фонсека). Из-за его предубеждений две дочери, мечтавшие увидеть друг друга, так и не встретились. Айнуз не оправдывает действия Мануэла, но одним кадром выражает ему сочувствие: как-то старик приходит в порт и просто стоит у воды, наверно, думая о своем поступке. «Подстрекательница» же полностью держится на динамике противостояния и любви Генриха и Екатерины, где он борется с чувством ревности и паранойей, а она лавирует между угрозами от епископа и короля, параллельно подтачивая их репутацию, распространяя памфлеты о муже и Библию на английском языке. Интеллектуальность Парр, ее единство с дочерьми и слугами — высказывание Айнуза на тему придворных переворотов. Он почти дедраматизирует сюжет фильма (там нет ни сцен измен, ни убийств), чтобы наименее крикливо и наиболее деликатно показать историю женщины, которая его вдохновляет.

Текст: Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?