
«Миссия невыполнима» встречает «Паддингтона в Перу» в стране симметрии.
Уэс Андерсон — один из главных гостей Каннского кинофестиваля, режиссер словно слился с Круазетт и стал частью пейзажа Лазурного берега, а его фильмы заняли свое собственное место в основном конкурсе: этакая лавка чудесностей причудливого старьевщика. Свойское положение дел стало изрядно раздражать публику, как и виньетки режиссера: очарование кукольных домиков ослабело с годами, но «Финикийская схема» заслуживает того, чтобы переступить через предубеждение (если таковое и сложилось).
Итан Хант, берегись, у тебя есть внушительный конкурент! Жа-Жа Корда (Бенисио Дель Торо) в огне не горит и в воде не тонет: мультимагнат с легкостью покидает самолет после аварийной разгерметизации и приземляется на поле с грацией хичкоковских агентов поневоле. Курс взят и на север через северо-запад, и на юг через юго-восток, но Корда не шпион (или не только шпион!), а предприниматель, который ловко манипулирует транспортной логистикой, экономическим ростом и политической лояльностью. Разумеется, фигура настолько могущественная и будто бы неуязвимая не могла не обзавестись врагами: конкуренты подняли цены на заклепки, и теперь вся модель производства в нищей выдуманной стране Финикия может разрушиться, если не договориться с инвесторами о послаблениях.
Отправиться на переговоры Джа-Джа решает не в одиночку, а в компании потенциальной наследницы Лисл (Мия Триплтон), которая мечтает стать невестой Христовой, а не сесть в кресло владычицы империи. К дуэту родственников присоединяется учитель Бьорн (уморительный Майкл Сера), которой увлечен зоологией и Лисл.
Что будет дальше — несложно догадаться. После застывшего в пустыне горя «Города Астероидов» Андерсон возвращается к любимым гонкам по городам и весям, к бесконечному путешествию, которое призвано не только продемонстрировать красоты государств (чаще вымышленных), но и сблизить тех, кто пустился в путь. Братья в «Поезде на Дарджилинг» встретились впервые за долгое время ради похорон отца, в «Королевстве полной луны» юные влюбленные сбежали вдвоем, чтобы танцевать босиком на песке, в «Отеле «Гранд Будапешт»» по сети гостиниц гастролировали дворецкий и его юный портье. Отчасти именно последние ближе всего по динамике к Жа-Жа и Лисл, их отношения тоже строятся на преемственности и передаче опыта. Правда, едва ли Корде удается воспитывать монахиню, скорее дочка преподает папе уроки гуманизма и хороших манер. А могло ли быть иначе? «Финикийская схема» проросла из личных метаморфоз в семейной жизни — у Андерсона родилась дочь, и режиссер попытался представить, что будет, если в его кукольном королевстве однажды появится принцесса.
С трогательной историей о взаимоотношениях в очередной дисфункциональной, но обаятельной семье, которые и населяют миры Андерсона, соседствует по-настоящему остроумная черная комедия. Реплики героев разлетаются на афоризмы и панчлайны, великие актеры (сосчитай их всех: Шарлотта Генсбур, Том Хэнкс, Скарлетт Йоханссон, Билл Мюррей, Бенедикт Камбербэтч, Брайан Крэнстон, Риз Ахмед, Джеффри Райт и т.д., и т.д.) забегают в кадр на секунду, чтобы поздороваться, попрощаться и дать убийственное напутствие на дорожку. Андерсон не стесняется жанровых атрибутов шпионских триллеров, и в кадре наравне с бутылками шампанского, фактурной посудой и всякими вычурными склянками то появляются оторванные конечности, то хлещет кровь. И отсутствие пиетета у режиссера перед собственной ажурной формой, которая обязывает рассказывать будто бы только вегетарианские сказки, особенно подкупает. Будто Андерсон и сам позволил себе зайти в идеально выстроенный кадр в мятой рубашке и с перекошенным галстуком.
И все же Уэс все чаще показывает себя не как автор-эстет (или не только как автор-эстет), а как печальный и даже одинокий человек, по крайней мере в художественном пространстве. Помимо географических скачков, выживания в джунглях (не хватало Паддингтона!) и прочих перемещений на поездах и самолетах Жа-Жа то и дело думает о жизни после смерти (помните, это дочь-послушница воспитывает отца, а не наоборот?) — в своих снах мужчина отправляется на Небеса то спросить совета, то поделиться собственными соображениями, то просто поглазеть на белоснежных монахинь и ангелов. Быть может, однажды все режиссеры задумываются о завещаниях и о том, какой кинематографический мир оставят после себя в наследство. Впрочем, Уэсу с его задором, хлестким юмором и обезоруживающей нежностью явно еще не пришла пора прощаться.
Тандем может получиться интересным.