Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Шопинг-тур»

Комедийный хоррор, который мог стать прорывом в жанровом российском кино. Но нет, ничего не вышло

Добавить в закладки
Карету мне, карету!

Трейлер

Мать и сын отправляются в двухдневный автобусный шопинг-тур в Финляндию, не зная, что выбрали для этого не очень подходящее время – местные отмечают древний праздник, во время которого каждый уважающий себя финн должен съесть (ну или хотя бы надкусить) чужестранца. Туристов завозят в огромный супермаркет и начинают пир.

Бюджет фильма – всего 70 тысяч долларов

В кино многое из того, что кажется простым и незамысловатым, на деле представляет собой сложный механизм, в котором каждая деталька работает на общий эффект. Один из таких обманчиво «легких» жанров – это хорроры в стилистике «найденных пленок». Казалось бы, ну что тут сложного? Бери камеры, иди в осенний лес, пугайся каждой тени, в конце покажи мельком странную фигуру в белом саване – и все, запасайся мешками для миллионов. На деле все, конечно же, не так очевидно и нередко заканчивается печально – как в «Шопинг-туре».

На уровне синопсиса «Шопинг-тур» близок к гениальности. Разумеется, задумываться о его правдоподобии не стоит (шанс на то, что каннибалистические привычки финнов не всплыли бы раньше, близок к отрицательным значениям), но это по-хорошему хулиганская, свежая идея. Без проблем считывается и авторская ирония – кто там думал, что у соседа трава зеленее, а в Европе все цивильно? Будете засматриваться на изобилие, творящееся в «заморских» супермаркетах, сами не заметите, как вас съедят! Удачен и выбор главных героев – он заставляет вспомнить «Джиперс Криперс», где центральными персонажами являлись брат с сестрой. Мать и сын – это ведь не так банально, как обычные влюбленные, они могут вести себя крайне грубо и жестоко по отношению друг к другу.

Оператор Александр Симонов снимал все фильмы Алексея Балабанова, начиная с «Груза 200»

Но это лишь вершина айсберга, потому что в сценарных и технических деталях «Шопинг-тур» со звоном разваливается на неприлично мелкие кусочки. Так, одна из главных «головных болей» создателей ужастиков в стилистике «найденных пленок» – объяснение, почему герои продолжают снимать происходящее, что бы ни творилось вокруг них. Создатели «Шопинг-тура» такой ерундой не заморачиваются – герой почему-то не прекращает съемку даже во время телефонного звонка! Вроде бы пустячок, но он весьма символичен и показывает небрежность создателей, которая распространяется и на сценарий в целом: например, едва унеся ноги от каннибалов (одному из которых пришлось раскроить голову сковородкой), герои начинают переругиваться на отвлеченные темы, а ближе к финалу, зная, что им надо всего лишь дотянуть до заката, не прячутся где-нибудь под кустом в лесу, а выходят из него и пробираются на задний двор супермаркета. Чтобы, конечно же, опять поговорить о личных проблемах.

Постепенно складывается ощущение, что Михаил Брашинский откровенно стесняется того, что снимает «низменное» жанровое кино, и пытается пристроить «Шопинг-тур» где-то между социальной сатирой, черной комедией (вы знаете, что в этот праздник финны часто кончают с собой от переполняющей их радости?) и семейной драмой. Получается очень неровно и неуклюже, а заодно начисто убивается саспенс истории, который Брашинский и так-то, честно говоря, нагнетает с переменным успехом

Текст: Борис Хохлов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?