Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на мультфильм «Oscar Shorts 2016: Анимация»

Подборка лучших короткометражных мультфильмов последних лет, среди которых выделяется российский «Мы не можем жить без космоса»

Добавить в закладки
Космические медведи из будущего

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Трейлеры Постеры
Борис Иванов
Борис Иванов Автор film.ru с 2000 г. 1985 публикаций
Oscar Shorts 2016: Анимация
Oscar Shorts 2016: Анимация
The Oscar Nominated Short Films 2016: Animation , 2016

Школьник на уроке биологии грезит о том, что бы сделал, если бы был богом. Индийский мальчик, любящий голливудские сериалы, представляет богов индуизма как супергероев. Космонавт тяжело переживает гибель друга. Медведь-кукловод показывает спектакль о том, как лишился семьи. Суслики отбирают сочный плод у стервятника. Женщина из будущего навещает саму себя из прошлого. Лисица и мышь заводят дружбу на почве неприязни к сове. Светофор на проселочном перекрестке вспоминает, как однажды оказался по-настоящему полезен. Бабушка рассказывает внучке сказку «Спящая красавица» с точки зрения ведьмы, а не принцессы.

Кадр из мультфильма "Мы не можем жить без космоса"

В отличие от полнометражных мультфильмов, претенденты на «Оскар» в категории «лучший короткометражный анимационный фильм» практически не выходят в российский широкий прокат. Единственным исключением являются работы студий Pixar и Walt Disney, которые демонстрируются перед началом их полнометражных лент. Поэтому подборки Oscar Shorts предоставляют уникальный шанс увидеть, возможно, лучшие короткометражные мультфильмы планеты на большом экране. В подборку «Oscar Shorts 2016: Мультфильмы» вошли все номинированные в этом году мультфильмы, кроме британской ленты «Пролог», а также еще пять картин, которые авторы подборки сочли заслуживающими внимания.

Кадр из мультфильма "Медвежья история"

Константин Бронзит ранее был номинирован на «Оскар» за короткометражный мультфильм «Уборная история – любовная история»

Рассказ об этих лентах, разумеется, нужно начать с российского мультфильма Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». Не только потому, что он наш, но и потому, что он самый драматичный и трогательный в сборнике. Хотя это технологически старомодное и графически скупое полотно, его эмоциональность с лихвой искупает визуальную скудость, и в его кульминации нельзя удержаться от слез. А сколько тем фильм затрагивает всего за 15 экранных минут! Тут и стремление людей в космос, и преданная дружба, и мужская состязательность, и ребячливая непоседливость, и тяготы подготовительных испытаний… И многое другое. Повествовательно лента Бронзита столь многогранна и выразительна, что мы бы безо всякого подсуживания «своим» присудили ей «Оскар», если бы решение зависело от нас.

Кадр из мультфильма "Мир будущего"

Прототип героя «Медвежьей истории» и дедушка режиссера фильма Леопольдо Осорио был секретарем Сальвадора Альенде – президента-социалиста, которого сверг Пиночет. После переворота Осорио-старший провел два года в тюрьме и семь лет в изгнании

Киноакадемики, однако, предпочли чилийскую ленту «Медвежья история» о разлученном с семьей медведе, которая аллегорически намекает на преступления диктатуры Пиночета. Голливудцев можно понять – компьютерный мультфильм Габриэля Осорио-Варгаса графически и технически куда сложнее, чем лента Бронзита, и это тоже драматичное и эмоциональное повествование, только уже не о дружбе, а о семье. И, конечно, все мы знаем, как киноакадемики любят ленты о том, как раньше все было плохо, и о том, как государство и общество преследуют ни в чем не повинных людей.

Кадр из мультфильма "Санджай и его команда"

Однако «Медвежья история» – это вдвойне отстраненное повествование, поскольку герой ленты превратил в кукольную сказку то, что произошло с ним – и что, в свою очередь, было отражением судьбы дедушки режиссера. Двойной барьер столь ослабляет заложенные в мультфильме чувства, что «Медвежья история» воспринимается умом, а не сердцем и душой. Кроме того, это не столько рассказ о государственном терроре в Чили, сколько размышление о том, как трагедии порождают произведения искусства. Основная тема российского мультфильма куда как человечнее и ближе широкому зрителю. Зато графика «Истории» впечатляет – отличная имитация кукольной анимации.

Кадр из мультфильма "Если бы я был богом…"

«Мир будущего» американца Дона Херцфельда – крайнее воплощение принципа «минимум графики, максимум идей». Эта примитивно нарисованная и анимированная лента представляет собой причудливую лекцию о будущем, которую проникшая в прошлое героиня читает малышке, которой была когда-то. В этой лекции фигурируют поколения клонов, влюбленность в камни, лунные роботы, оцифровка душ и многое другое, и Херцфельд с тем же успехом мог бы написать эссе о своих футуристических грезах. Правда, толика художественности в «Мире будущего» все же есть, но по сути это идейный «наброс», который лишь притворяется мультфильмом.

Кадр из мультфильма "Спящая красавица бабушки О'Гримм"

Напротив, лента пиксаровца Санджая Пателя «Санджай и его команда» впечатляет визуально, но в идейном плане сводится к признанию в любви режиссера к его религиозному отцу, предпочитавшему исконную веру телевизионной «голливудчине». Представление богов индуизма как команды супергероев – потенциально интересный сюжетный ход, однако в коротком мультфильме эту тему можно лишь заявить, а не раскрыть. Это душевная лента, но не более того.

Кадр из мультфильма "Короткая история лисы и мыши"

Фильм канадца Корделла Бейкера «Если бы я был богом…» демонстрирует мастерство его автора в создании кукольной анимации и сочетании нескольких графических стилей, но этим, в сущности, и исчерпывается. Ну да, у скучающих детей в классе бывают странные фантазии. И что с того?

Кадр из мультфильма "Лови"

Ирландская компьютерная лента Никки Фелана «”Спящая красавица” бабули О’Гримм» – это экранизация эстрадного скетча Кэтлин О’Рурк, в которой главная героиня маскирует свое стариковское ворчание под рассказывание сказки с точки зрения пожилой ведьмы, а не юной принцессы. Забавная, но надолго не запоминающаяся зарисовочка. Фильм был номинирован на «Оскар» в 2010 году.

Наконец, компьютерные мультфильмы «Короткая история лисы и мыши» и «Лови» – это технически компетентные, но сценарно непритязательные дипломные работы студентов французского художественного вуза ESMA, а американская рисованная лента Билла Плимптона «Самый одинокий светофор» не радует вообще ничем. Примитивная анимация, история «ни о чем»… И даже голос комика Пэттона не очень подходит для озвучания светофора, поскольку его ехидца тут не годится. У «верного служителя общества» должен был быть более искренний и наивный голос.

С 24 марта в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?