Наверх
Фильмы 2017 Человек-паук: Возвращение домой Планета обезьян: Война Блокбастер Черная вода Ужас Амитивилля: Пробуждение Дюнкерк Взрывная блондинка Темная башня
Ниндзя, роботы и волки.
25 лучших японских мультсериалов
Маленькие бестии.
11 самых жутких детей из кинофильмов
Нарисовались – не сотрешь.
12 режиссеров, начинавших путь в большое кино с анимации
От малого до великого.
10 лучших фильмов, основанных на телесериалах
Кинопремьеры месяца. Май.
10 главных фильмов мая 2016 года

Космос наш?

Почему в новом фантастическом хорроре «Живое» есть русская героиня

Шведский режиссер чилийского происхождения Даниэль Эспиноса пока что не стал знаменитым голливудцем. Но мы его имя знаем. В 2015 году он выпустил исторический детектив «Номер 44», который получился столь антисоветским, что его российское прокатное удостоверение было аннулировано за день до начала проката. Теперь Эспиноза снял голливудский фантастический хоррор «Живое», который тоже затрагивает российскую тему. Как он это делает и о чем это говорит? В этом стоит разобраться.

Прямо скажем, эпоха Сталина не нуждается в дополнительном очернении. Даже ее защитники, кроме самых оголтелых безумцев, признают, что тогда творились страшные дела. Нет ничего удивительного или предосудительного в том, что режиссеры обращаются к тем событиям, когда хотят рассказать мрачную или пугающую историю. Но даже на фоне самого жесткого российского и западного антисоветского кино «Номер 44» Даниэля Эспиносы перегнул палку.

Напомним, что этот детектив-триллер, основанный на романе британского автора Тома Роба Смита, утверждал, что в сталинские времена убийства в СССР объявлялись несчастными случаями и не расследовались, поскольку партийные чиновники настаивали, что преступления такого рода возможны лишь при «загнивающем капитализме». Милиция и спецслужбы не ловили даже серийных маньяков, убивающих маленьких детей. Поэтому главный герой картины вынужден был вести расследование на свой страх и риск, преодолевая всевозможные преграды.

Абсурдность этого сюжета была очевидна любому, кто живет в России. Конечно, в СССР ловили убийц, в том числе серийных. Вспомним «Место встречи изменить нельзя» – вымышленный сериал, вдохновленный реальными событиями. Да, банду Ивана Митина ловили три года, с 1950-го по 1953-й, что было недопустимо долго для охоты на столь наглых преступников. Но главное, что на бандитов охотились и что в итоге их изловили, изобличили, осудили и расстреляли.

Кадр из фильма "Номер 44"

Кадр из фильма "Номер 44"

Да, советская юстиция не признавала, что есть люди, которые совершают убийства просто потому, что им нравится это делать, и в преступлениях серийных маньяков всегда искали подоплеку (убийство с целью ограбления, убийство после изнасилования и так далее). Да, это затрудняло борьбу с преступниками, потому что для следствия важно понимать, чем руководствуется злодей и как он выбирает свои жертвы. Но борьба велась, и маньяков выявляли. В том числе в разгар сталинской эпохи. Отрицать это может только человек, который ничего не знает и не хочет знать о советской жизни.

Выпустить такое кино в российский прокат значило бы поддержать рублем запредельный и оскорбительный вымысел, и по поводу «Номера 44» было принято справедливое решение. Хотите снимать подобные фильмы про нашу страну? Снимайте, но зарабатывайте на них в своих странах, а не у нас. И картина с участием Тома Харди и Нуми Рапас провалилась в прокате, собрав 12 миллионов долларов при бюджете в 50 миллионов. Как и можно было предположить, за пределами нашей страны и окружающих государств фильм о сталинской эпохе ажиотажа не вызвал. У Запада своя история, и западные зрители предпочитают кино про свое, а не чужое прошлое.

Сейчас, через два года после фиаско, Эспиноса предлагает публике новый фильм в совсем ином жанре. «Живое» – фантастический хоррор в духе «Чужого», в котором астронавты МКС находят в космосе инопланетное существо и быстро осознают, что крошечное создание далеко не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Монстр мутирует, стремительно приспосабливаясь к любой обстановке и к любой еде, в том числе разумной, и научная экспедиция превращается в кошмар наяву.

Кадр из фильма "Живое"

Кадр из фильма "Живое"

Чтобы сделать картину более страшной, создатели ленты (помимо Эспиносы это сценаристы «Дедпула» Ретт Риз и Пол Верник) постарались сделать ее правдоподобной и минимально фантастичной. Поэтому действие «Живого» развивается на реальной МКС, а не на вымышленном «Ностромо», как в «Чужом». А так как изобразить МКС без россиян было бы абсурдно, то в фильме есть русская героиня по имени Катерина Головкина, которую сыграла не какая-нибудь голливудка, а уроженка Минска и жительница Москвы Ольга Дыховичная – актриса, постановщица, сценаристка и бывшая жена актера и режиссера Ивана Дыховичного.

Пожалуй, именно это мы хотели бы видеть в западном кино, когда оно затрагивает российские темы. Сыгранная российской актрисой положительная российская героиня – да еще такая, чья профессия подчеркивает главное достижение нашей страны. Конечно, всего один российский космонавт на борту МКС – это нелепость (сейчас на станции живут три россиянина, два американца и француз), но зато Головкина – командир экипажа. Как говорится, «нас мало, но мы в тельняшках». Понятно, не все русские в американских фильмах могут и должны быть космонавтами. Но есть и другие уважаемые профессии, и хотелось бы, чтобы голливудцы перебрали их все, а не показывали наших сплошь киллерами и бандитами.

Кадр из фильма "Живое"

Кадр из фильма "Живое"

Но мечты мечтами, а реальность реальностью. Как и предыдущая картина Эспиносы, «Живое» в плане изображения нашей страны и наших граждан – исключение из голливудских правил. Обычно американцам есть дело до нас, лишь когда мы угрожаем их интересам, и потому россияне в американских лентах почти всегда оказываются не протагонистами, а антагонистами. В лучшем случае «наши» становятся второстепенными положительными персонажами. Как это происходит в «Живом», где главные роли исполняют Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон и Райан Рейнольдс. Невозможно винить Голливуд за то, что своя рубашка ему ближе к телу и что русские для него – даже большая экзотика, чем японцы (в экранном экипаже МКС есть японский космонавт, сыгранный Хироюки Санадой).

Вот почему, если мы хотим видеть на экране наших героев и наши истории, нам нужно поддерживать наше кино – конечно, параллельно добиваясь того, чтобы оно выпускало фильмы, которые нам хочется смотреть. Можно ругать Эспиносу за то, как он изобразил нас в «Номере 44», и хвалить его за то, что он исправился в «Живом» (молодец, Даниэль, вот тебе блинчик со сгущенкой!), но важно понимать, что мы и наши мнения для голливудцев не приоритет и что мы никогда им не будем.

Наш прокатный потенциал достаточно велик, чтобы с нами лишний раз не ссорились, но он недостаточно значителен, чтобы нам регулярно стремились угодить. Так что если нам мало Головкиной из «Живого» и мы не хотим видеть Демидова в «Номере 44», то придется платить за полуудачные ленты вроде «Притяжения» и бороться за то, чтобы наше кино развивалось. Всегда лучше кормить свою армию, чем чужую, и в искусстве это так же верно, как и в военном деле. Если, конечно, вы не живете в крошечной стране, которая ни на что не претендует и питается крохами с чужого стола.

 49

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще


 
 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть