Кровью и потом

Смешной, но в то же время неожиданно серьёзный спортивный байопик о британской рестлерше Пэйдж и её чудаковатой семье.

Рецензии

Борьба с моей семьей
Борьба с моей семьей (2019)
Fighting with My Family
биографический, драма, комедия, спорт
Режиссер: Стивен Мерчант
В ролях: Флоренс Пью, Дуэйн Джонсон, Лина Хиди, Винс Вон, Ник Фрост

Молодая девушка Сарая Найт — потомственный рестлер (её и назвали-то в честь маминого сценического имени), родители которой, как и любые родители-спортсмены, ждут от дочери великих свершений. Вместе со старшим братом Заком — тоже, разумеется, рестлером — она идёт на пробы в WWE, крупнейшую рестлерскую лигу в мире. Брат место в лиге хочет гораздо больше, но суровый тренер из всех кандидатов берёт только Сараю. Она отправляется в Лос-Анджелес, где её будут мучить изнурительными тренировками и обижать за неординарный вид (Сарая совсем не похожа на привычных рестлерш-моделей), пока на родине брат корит себя за упущенную возможность. Позже Сарая станет известна всему миру (точнее, той его части, что интересуется рестлингом) как Пэйдж, самая молодая чемпионка WWE в истории.

Мир рестлинга всегда был где-то в одном-двух шагах от кинематографа — по крайней мере именно так, видимо, думают звёзды WWE, периодически пробующие свои силы в актёрстве. Даже удивительно, что взаимной эта увлечённость стала совсем недавно — в 2008-м Даррен Аронофски снял «Рестлера», где внезапно поместил эпатажный, почти цирковой, «неправильный» спорт в мир авторской драмы с мрачноватой интонацией. В 2017-м сериал GLOW интересно вскрыл вторичность рестлинговой реальности, уже на порядок веселее и ироничнее, но с похожей целью — он искал драматическую опору там, где серьёзное отношение вроде бы неуместно. И вот теперь выходит «Борьба с моей семьёй» — фильм, говорящий о китчевом мире постановочных боёв языком академического байопика.

Он действительно построен по тем же лекалам, что и всё спортивное кино с припиской «основано на реальных событиях». Превозмогания, пот, боль и динамичные монтажи тренировок — универсальный миф, исправно работающий со времён «Рокки». Такой трафаретный подход, конечно, может расстроить — истории про семейку фриков хочется и формы соответствующей: фриковатой, странной, большой, громкой и избыточной, без обязательных слёз и жёсткого, но справедливого ментора-тренера (здесь его играет Винс Вон в своём новом амплуа крутого мужика). Но именно на этом контрасте формы и темы и рождается та неуловимая инди-«душа», что так запала, кхм, в душу зрителям «Борьбы с моей семьёй» на «Сандэнсе».

Фильм как бы резонирует с собственным содержанием — рассказывая про постановочный спорт, где шоу строится на повторяющихся приёмах и нехитрой аттракционной драматургии, он и сам не выходит из тесных рамок жанра. В один момент герой Ника Фроста на упрёк, что рестлинг, мол, фальшив, заявляет: нет, не фальшив, просто хорошо отрепетирован. Вот и «Борьба с моей семьёй», пускай и проста, и шаблонна, и не очень умна, исполнена потрясающе стройно. И сценарно — всё же Стивен Мерчант автор очень компетентный, — и особенно актёрски: в идеальном мире Флоренс Пью так вообще уже ставит на полку «Оскар» к двадцати другим своим наградам (и не важно, что она ролей-то столько ещё не сыграла). Она и самые слащаво-надрывные сцены заставляет работать, и даже финальное чтение морали в её исполнении звучит удивительно искренне.

«Борьба с моей семьёй» действительно к концу выводит знакомую и очень громкую мораль (буквально, героиня её прямо в микрофон кричит): про то, как надо любить семью, быть собой и не красить волосы при первом же подозрении, что ты не вписываешься в новую компанию. Фильм, несмотря на в целом ироничный тон, очень серьёзен в своих нравоучениях — пожалуй, даже слишком серьёзен для чего-то, что снял автор «Офиса» и «Массовки». Стивен Мерчант, который сам появляется здесь в короткой роли интеллигентного британца, всё так же увлечён героями чудаковатыми и глупыми, но без своего постоянного коллеги Рики Джервейса — который, видимо, был условно «злой» частью их тандема — он вдруг стал гораздо романтичнее. Хотя, может, конечно, всё дело в продюсере «Скале» Джонсоне, которому эта история очень близка и который тоже появляется в короткой камео-роли (хотя по постеру можно легко подумать, что он часть той самой титульной семьи).

Фильм намеренно драматизирует реальную историю Пэйдж и её семьи, которая почти наверняка настолько грустно-смешной и трогательной никогда не была. Рестлинг из дурацкого спектакля превращается в ультимативную жизненную цель, приобретает черты чего-то монументального и очень-очень важного. Это и путь к эскапизму, и полноценная терапия: кто-то в ней находит избавление от зависимостей, кто-то открывает в себе педагогический дар и учит слепых детей прыгать с канатов. «Борьба с моей семьёй» вскрывает театральную оболочку шоу и обнаруживает под ней вполне реальные чувства и живых людей. В кульминации Мерчант вообще выходит на принципиально иной уровень: схватку Пэйдж с Эй Джей Ли, в реальности явно постановочную и не очень хорошо разыгранную, он изображает с подлинной болью и эмоциями. Кино оказывается правдивее жизни — кажется, друзья, мы вышли на новые уровни постмодерна.

06.05.2019 Текст: Ефим Гугнин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00