Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Лазурный берег»

Неубедительная попытка Анджелины Джоли снять артхаусную семейную драму и изобразить слабую, жалкую женщину

Добавить в закладки
Кто боится Анджелины Джоли?

Трейлер

Франция 1970-х. Американская семейная пара, Роланд (Брэд Питт) и Ванесса (Анджелина Джоли-Питт), приезжает в уютный прибрежный городок. Роланд – известный писатель, переживающий творческий кризис, и он надеется, что ему проще будет работать на новом месте. Однако он проводит большую часть времени, напиваясь в баре и переживая за жену. Ванесса, в свою очередь, лишь изредка покидает гостиничный номер. Семейная трагедия погрузила ее в депрессию, и женщина просыпается от «спячки», лишь когда в соседнем номере поселяется молодая супружеская пара, за которой Ванесса может наблюдать через дырку в стене.

Кадр из фильма "Лазурный берег"

Эта первая картина Анджелины Джоли, где в титрах указано ее новое полное имя – Анджелина Джоли-Питт. Звезды поженились в августе 2014 года

Когда кинозвезды начинают режиссерские карьеры, они обычно используют их, чтобы тешить свое актерское эго. Анджелина Джоли, однако, подошла к своей новой карьере совершенно иначе. Вместо того чтобы снимать себя любимую, она сперва поставила драму о войне в бывшей Югославии «В краю крови и меда», где вовсе не было голливудских звезд, а затем сняла патриотичную военную ленту «Несломленный», где тоже не выкроила для себя даже крошечную рольку. Это были сильные, заслуживающие уважения художественные ходы. Джоли явно хотела, чтобы ее восприняли всерьез, а не так, как обычно воспринимают знаменитых актеров-мультимиллионеров, решивших на досуге заняться режиссурой.

Кадр из фильма "Лазурный берег"

У Брэда Питта в фильме есть несколько сцен на французском языке. Актер не учил язык специально для съемок. Он освоил французский, поскольку его семья преимущественно живет во Франции и его дети ходят во французскую школу

Можно было ожидать, что Джоли и дальше продолжит в том же духе, но зов актерской неудовлетворенности оказался сильнее. В своем третьем фильме «Лазурный берег» Джоли не только сыграла главную роль, но и задействовала своего супруга Брэда Питта, который изобразил мужа ее героини. Это как раз такое кино, какое можно было ожидать от режиссерского дебюта Джоли, – претенциозная семейная драма, эксплуатирующая интерес к самой известной звездной паре нынешнего Голливуда.

Кадр из фильма "Лазурный берег"

Почему актриса так подставилась? Вероятно, потому что это был ее единственный шанс сыграть роль, которую ей вряд ли предложил бы сторонний режиссер, – роль слабой женщины. Джоли нельзя назвать экшен-звездой, потому что ей доводилось играть не только боевых героинь вроде Лары Крофт. Но даже в картинах вроде «Подмены», где она изображала «обычных женщин», ее персонажи были духовно сильными, активными, несгибаемыми. Трудно вспомнить картину, где героиня Джоли не вызывала бы уважения, даже если это был отрицательный персонаж вроде матери Гренделя из «Беовульфа». И, очевидно, ей это надоело.

Кадр из фильма "Лазурный берег"

Поэтому Джоли сама написала сценарий и сама поставила фильм, где изобразила фундаментально слабую женщину – слабовольную красотку, которая поддается депрессии, терзается комплексом неполноценности и изо всех своих вялых сил отталкивает мужа, пытающегося ей помочь. Ванесса – столь жалкое существо, что ей проще разрушить чужой брак (отчасти из зависти, отчасти из эгоизма, но точно не ради удовольствия), чем встретить проблемы лицом к лицу и обратиться к врачу или принять помощь супруга. Ее слабость и трусость отражаются даже в том, как идеально она выглядит – Ванесса боится показать окружающим, как ей на самом деле плохо. Ей хочется страдать картинно, с идеальной прической и в стильной шляпке.

Кадр из фильма "Лазурный берег"

Напротив, Роланд предстает хоть и не безупречным, но сильным мужчиной. Он мирится с выходками жены, потому что понимает ее. Он пьет, потому что Ванесса не принимает его помощь. Он пытается работать, несмотря на все семейные проблемы. Он не стесняется обсуждать свою жизнь с добродушным пожилым ресторатором. И он бьется за жену, даже когда та доходит до ручки, – вместо того чтобы бросить ее, как сделали бы это на его месте многие мужчины. «Лазурный берег» – это не столько семейная драма, сколько сказка для взрослых. Это история о принце, который сражается за свою принцессу, хотя та не очень-то этого заслуживает.

Кадр из фильма "Лазурный берег"

Легко понять, почему Джоли хотелось сыграть такую роль – уважающие себя актеры не терпят творческого однообразия. Тем более нетрудно сообразить, почему в «Лазурном берегу» немало намеков на классический фильм 1966 года «Кто боится Вирджинии Вульф?», где тоже речь шла о двух семейных парах, опытной и начинающей. Ведь в картине Майка Николса старшую пару сыграли Ричард Бертон и Элизабет Тейлор – «Бранджелина» своего времени. И совершенно естественно, что «Берег» снят в стиле европейского кино сорокалетней давности. Во-первых, тогда было немало примечательных лент о семейных конфликтах, в которых Джоли могла черпать вдохновение, а во-вторых, полотно такого рода выигрывает, когда отключается от суматошного мира сотовых телефонов и Интернета и позволяет героям мучиться в своем коконе, без постороннего вмешательства.

Кадр из фильма "Лазурный берег"

К сожалению, Анджелина Джоли – не Эдвард Олби, автор «Кто боится Вирджинии Вульф?», и ее двухчасовая семейная драма не затягивает, а вгоняет в сон. Даже медлительное повествование может быть занимательным, но в «Лазурном берегу» медлительность – это просто медлительность, и картина просыпается от летаргической спячки лишь в последней четверти повествования. В фильме есть потенциально интересные сюжетные идеи вроде подглядывания героев за счастливой парой в соседнем номере, но эти темы слабо, банально и попросту трусливо развиты. При этом сказочность ленты плохо сочетается с претензией на психологизм и «взрослость» повествования. У того же Олби в проблемах Джорджа и Марты виноваты оба супруга, и это, конечно, куда более правдоподобно, чем сюжет Джоли.

Хуже же всего то, что в Джоли очень трудно поверить как в слабую женщину. В некоторых сценах актрисе удается передать задуманный образ, но некоторые сцены – это не весь фильм целиком. А поскольку слабый сценарий фиксирует зрительское внимание на актерской игре, ни один огрех Джоли не проходит незамеченным. Плюс ее харизма в данном случае работает против нее – слабость Ванессы не вызывает жалости, потому что Джоли не воспринимается как жалкое существо. Скорее Ванесса провоцирует негодование – и острое желание выйти из зала и больше никогда с этой женщиной не встречаться. Как бы хорошо она ни смотрелась в одежде 1970-х.

С 11 февраля в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?