Кулак ярости

Сугубо негативная и неудачно выстроенная драма о холокосте, которая долго притворяется спортивным кино и намекает, что все европейцы – нацисты

Рецензии

Жестокий ринг
Жестокий ринг (2013)
Victor Young Perez
драма, исторический, спорт
Режиссер: Жак Уаниш
В ролях: Брахим Аслум, Стив Суисса, Изабелла Орсини, Патрик Бушите, Дэйви Сарду
Премьера: 22 мая 2014 года

В конце 1920-х тунисский боксер-еврей Виктор «Янг» Перес (Брахим Аслум) переезжает в Париж и вскоре становится одним из самых известных французских спортсменов. В 1931 году он выигрывает титул чемпиона мира, заводит роман с красавицей-актрисой Мирей (Изабелла Орсини), транжирит с трудом заработанные деньги и проводит куда больше времени в обществе девушки, чем в тренажерном зале. Естественно, его спортивные успехи вскоре сходят на нет. Однако настоящие проблемы у Виктора начинаются, когда Германия захватывает Францию и спортсмен из любимца публики превращается сперва в «унитерменша» с желтой звездой, а затем и в заключенного концлагеря Освенцим, где его заставляют драться на ринге с ражими «арийцами».

Кадр из фильма «Жестокий ринг»

Кадр из фильма «Жестокий ринг»

Брахим Аслум – не профессиональный актер, а профессиональный боксер, бывший чемпион мира и золотой медалист Олимпиады 2000 года

Скажем прямо: фильмы о холокосте разжигают национальную ненависть. Особенно когда смотришь их в стране, больше других пострадавшей от нацизма, и невольно добавляешь к страданиям персонажей рассказы об ужасах, выпавших на долю твоих родных. Конечно, умом понимаешь, что нынешние немцы имеют мало общего с теми, кто более полувека назад сжигал, травил газом и морил голодом ни в чем не повинных людей, порой новорожденных младенцев. Но эмоции сильнее разума, и когда выходишь из зала после «Списка Шиндлера», «Пианиста» или «Жестокого ринга», очень хочется найти германское посольство и сотворить что-нибудь незаконное. А это, согласитесь, неприятное и пугающее переживание, которому не хочется себя подвергать без особой нужды.

Кадр из фильма «Жестокий ринг»

Кадр из фильма «Жестокий ринг»

Мирей Бален – реальная личность, которая в самом деле была известной актрисой и коллаборационисткой. После войны она несколько месяцев провела в тюрьме и больше в кино не снималась

Правда, кино о холокосте обычно снимается не для того, чтобы спровоцировать людей на мстительные фантазии. Как правило, режиссеры оправдывают обращение к этой страшной теме прославлением героев и людей, даже в самых страшных обстоятельствах сохранивших свою человечность: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Так устроен «Список», так устроен «Пианист», и так устроен и тоже основанный на реальных событиях «Жестокий ринг». Но, откровенно говоря, Виктор Перес не кажется персонажем, чей героизм перевешивает и затмевает изображаемые в картине ужасы. В отличие от Шиндлера или футболистов из «Матча», у него почти нет выбора. Как он справедливо замечает в фильме, он выбирает между смертью стоя и смертью на коленях (немцы ждут от него, что он не окажет особого сопротивления, когда его будут избивать на ринге на глазах у всех заключенных). Еще вопрос, какая из этих смертей мучительнее и страшнее! И хотя его поступок (или даже Поступок) все же восхищает, это лишь одна сцена из 100-минутной картины, на протяжении которой Перес ведет себя как неплохой, но обычный и довольно-таки эгоистичный человек.

Кадр из фильма «Жестокий ринг»

Кадр из фильма «Жестокий ринг»

При этом «разжигание ненависти» в «Ринге» не ограничивается осуждением немцев. Картина подробно освещает предвоенную карьеру Переса не для того, чтобы показать его спортивные достижения (собственно боев в фильме кот наплакал), а для того, чтобы напомнить, что Франция тоже была нацистской страной. Героя, как одновременно африканца и еврея, оскорбляют и унижают и тогда, когда он еще никому не известен, и тогда, когда о нем уже пишут в газетах. И когда Виктор замечает свою бывшую девушку под руку с немецким офицером, это кажется не предательством или коллаборационизмом, а закономерным союзом двух народов, объединившихся на почве самовлюбленности и презрения к «унтерменшам». По крайней мере, так фильм смотрится в России – в родной Франции его, вероятно, воспринимают иначе.

Кадр из фильма "Жестокий ринг"

Кадр из фильма "Жестокий ринг"

Итак, «Жестокий ринг» 100 минут тычет пальцем в до сих пор не затянувшиеся раны и оттеняет это малоприятное самоуничижение лишь парой героических поступков в самом конце ленты. И, кстати, среди его персонажей нет «хороших» немцев и французов – даже те, кто поначалу ведет себя достойно, на деле лишь используют Переса в своих целях. Что усиливает подозрение, что фильм был снят для разжигания национальной ненависти. А поскольку страдания героя в Освенциме драматически многократно перевешивают все перипетии его карьеры, то посвященные довоенной жизни спортсмена первые две трети картины кажутся затянувшимся, скучным и шаблонным прологом, который легко можно было бы сократить раза в три.

Катастрофический ляп – впрочем, ожидаемый от Жака Уаниша, опытного продюсера, но начинающего сценариста и режиссера. Похвалить же фильм можно только за убедительность Брахима Аслума, за приличную постановку немногочисленных боевых сцен, за неплохое воссоздание атмосферы 1930-х и 1940-х…. И за то, что, когда картина начинает разжигать ненависть, делает она это со знанием дела. К концу фильма в руки так и просится огнемет! Ну или хотя бы булыжник…

С 22 мая в кино.

24.05.2014 Текст: Борис Иванов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00