Что посмотреть
Рецензии на игры

Кузнец в овечьей шкуре: рецензия на игру «Лихо одноглазое»

28 июля отечественная студия Morteshka выпустила «Лихо одноглазое» — новую игру, основой для которой стала одноименная русская народная сказка. Студия успела зарекомендовать себя проектами по мотивам славянского фольклора, однако новинка заходит в ранее неизведанные воды хоррора. Что из этого вышло — читайте в тексте ниже.

Добавить в закладки
Кузнец в овечьей шкуре: рецензия на игру «Лихо одноглазое»
Описание От разработчика Рецензии Кадры и скриншоты Трейлеры Похожие игры
Сергей Сергиенко
Сергей Сергиенко Автор film.ru с 2022 г. 78 публикаций
Лихо одноглазое
Лихо одноглазое
Лихо одноглазое , 2025
Тип игры: фэнтези, ужасы
Платформ: pc (windows)

Жил-был кузнец. Хорошо жил, не тужил и захотел потому узнать Лихо. Выпил он хорошенько, да и пошел искать. Навстречу Портной: тоже, говорит, Лиха не видал и живет хорошо. Так и пошли вдвоем — через лес, по узкой тропинке, да и уперлись в избу большую. Вошли, внутри нет никого, пусто и нехорошо. Там-то Лихо и нашли — женщину высокую, кривую, худощавую и одноокую.

Лихо одноглазое

Лихо одноглазое

Студия Morteshka продолжает методично изучать славянский фольклор: «Человеколось» была основана на мифах коми и финно-угорских народов, «Черная книга» опиралась на былички преимущественно Чердынского уезда Пермской губернии. «Лихо одноглазое», в свою очередь, дословно воспроизводит русскую народную сказку в записи Александра Афанасьева, известного исследователя и собирателя фольклора. Естественно, с изменениями: оригинал в лучшем случае читается от и до за пять минут, что для игры все же маловато.

Геймплейно «Лихо» можно отнести к «симуляторам ходьбы»: от игрока требуется исследовать локации, решать простенькие головоломки и следовать сюжету. Уровни по большей части линейны, а загадки не отличаются сложностью. Помимо ходьбы и исследования Кузнец может пользоваться спичками: нередко поджигать нужно предметы, мешающие свободному проходу, однако ими можно и просто освещать темные места или, например, поджигать горючие вещи, в достатке раскиданные по локациям. Делать это не обязательно, но довольно весело.

Лихо одноглазое

Лихо одноглазое

Что выделяет «Лихо» на фоне прошлых игр студии, так это жанровая принадлежность. Та же «Черная книга» только заигрывала с хоррор-эстетикой, к чему подталкивает использование быличек в основе, а новинка окончательно заходит на территорию ужасного. Что и неудивительно: оригинальная сказка все же работает как жуткое предостережение. Присущие жанру особенности на месте: придется, например, побегать от Лиха, столкнуться с несколькими жуткими вещами (арахнофобам будет особенно неуютно) и по полной насладиться местным аудиодизайном, созданным с вниманием к деталям и атмосфере.

Визуал также работает в нужном ключе: игра представлена в черно-белых цветах с эффектом состаривания поверх, а кат-сцены и вовсе стилизованы под видео в формате 4:3. Не заметить влияние фильмов Роберта Эггерса невозможно, но разработчики этого и не скрывали: гейм-дизайнер «Лиха» Владимир Белецкий называл «Маяк» в числе ключевых референсов при создании. Это заметно не только в цветовых решениях, но и в подаче: местами монтаж сцен и визуальные переклички явно стилизованы под картины Эггерса. Однако хватает и намеков на другие произведения — от фильмов студии А24 до игр вроде Visage и Firewatch. Из последней, например, перекочевала система диалогов: в определенные моменты игры Кузнец может общаться с различными персонажами (все чаще — с Портным), выбирая из нескольких вариантов ответа. Влияние на сюжет в этом минимальное, но позволяет геймерам лучше прочувствовать атмосферу происходящего.

Лихо одноглазое

Лихо одноглазое

Дополнительных активностей помимо следования сюжету в игре не то чтобы много. Можно искать и сжигать мортешки — черные матрешки, стилизованные под логотип студии. А еще в наличии дополнительные головоломки-сундуки со страницами Мировой книги: они чуть сложнее обычных загадок и требуют внимания или исследования окружения. Каждый такой сундук заперт на кодовый замок, открыть который можно, только подобрав правильную комбинацию по оставленным рядом подсказкам.

Страницы Мировой книги показывают большое внимание разработчиков к деталям: неоднократно они признавались, что работают с этнографами и стараются соблюдать достоверность. Однако книга заходит даже дальше и является своего рода отличной иллюстрацией работ вроде «Морфологии волшебной сказки» Владимира Проппа. Каждая страница — отдельная история, быличка, легенда или сказка множества народов мира, которые при этом отличаются в мелочах, но одинаковы по структуре. Все они в той или иной мере повторяют сказку «Лихо одноглазое»: герои — от Одиссея до русского солдата — встречаются с одноглазым чудищем, хитростью его ослепляют и сбегают, прикрывшись овечьей шкурой, в процессе теряя конечность. Изредка все же присутствуют отличия: кто-то умудряется остаться цел, кто-то сталкивается не с одноглазым монстром, а кто-то обходится без шкуры. При этом общая структура остается на месте и отлично показывает, насколько местами были похожи истории в разных регионах мира еще до глобализации. С одной стороны, подобное можно считать минусом именно в рамках игры: все же сбор страниц «спойлерит» концовку сильно заранее, и для тех, кто со сказкой не знаком, может стать неприятным сюрпризом. С другой — крайне увлекательно именно как небольшое исследование единства тем среди множества народов.

Лихо одноглазое

Лихо одноглазое

Что интересно, единство идей разработчики подчеркнули в том числе и через очевидные отсылки на другие культуры. «Лихо» не смотрится как чисто русская игра: например, остров в загробном царстве откровенно списан с картины «Остров мертвых» Арнольда Бёклина, одна из фресок с Лихом отсылает к «Сатурну, пожирающему своего сына» Франсиско Гойи, а овечья шкура в финале названа руном, что в сумме с неоднократным упоминанием мифа об Одиссее попросту не оставляет простора для домысливания. Перекликание культур увлекает едва ли не больше основной истории: пока в сюжете нет особых откровений (как структурно, так и геймплейно), наблюдать за схожестью тем как никогда увлекательно.

Разумеется, подобное развлечение подойдет не всем, но «Лихо», как и другие проекты студии Morteshka, и не метит в максимально широкую аудиторию. И тем как раз и выделяется на фоне многих: это куда более нишевое произведение с ярко выраженным характером, чем не могут похвастаться более крупные проекты. Студия уже в третий раз доказывает, что на верном пути: каждая новая игра отличается от предыдущей практически во всем, кроме внимания к фольклору. Тем интереснее узнать, что ждет геймеров следом, — пока никаких проектов озвучено не было.

Текст: Сергей Сергиенко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?