Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Лето круглый год

В далеком уже 1975 году вышедший на экраны фильм «Челюсти» перевернул киноиндустрию. Лента запустила марафон, который сегодня известен под названием «Сезон летних блокбастеров»

Добавить в закладки
Лето круглый год

Давайте оглянемся на год 2017-й и посмотрим, какие фильмы находятся на вершине итогового бокс-офиса – многие будут удивлены, но летних блокбастеров среди лидеров совсем немного. «Звездные войны: Последние джедаи» и «Джуманджи: Зов джунглей», «Красавица и чудовище» и «Форсаж 8», «Стражи галактики. Часть 2» и «Тор: Рагнарек» – все эти фильмы вышли когда угодно, но не летом. Да и 2018-й начинается довольно бодро – уже отгремела «Черная пантера», лихо перемахнувшая планку в миллиард долларов сборов, вышли в прокат «Tomb Raider: Лара Крофт» и «Тихоокеанский рубеж 2», явно нацеленные на серьезный интерес зрителей, рискует со своим «Первому игроку приготовиться» и родоначальник блокбастеров Стивен Спилберг, его лента выходит в марте. Да что говорить, «Мстители: Война бесконечности» взяли и сдвинулись с мая на конец апреля, дистанцировавшись от менее отчаянных конкурентов, по привычке расположившихся на летних датах. Так что же, лето больше не привлекает прокатчиков и показчиков?

Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»

Чтобы ответить на этот вопрос, нам снова придется вернуться в конец 1970-х. Кино как развлечение тогда, разумеется, не имело такой всенародной любви – режиссеры не делали попыток привлечь в кинотеатры массовую аудиторию, авторам нравились эксперименты, а зрители предпочитали домашние телевизоры походам в не слишком уютные и неприветливые кинозалы. Однако нескольким отчаянным бизнесменам пришло в голову использовать в качестве дополнительного стимула для привлечения зрителей в кино праздники и времена года. Так появились летние релизы, фильмы, выходящие в канун Рождества, когда многие получали дополнительные дни отдыха, приуроченные к Хэллоуину ужастики, продлевающие «страшный» праздник. Остальные же даты отдавались на откуп фильмам, не преследующим цели собрать рекордную кассу – оставался простор для фестивального кино, комедий, романтических лент и драм.

За последующие три десятка лет сформировалась весьма жесткая сетка: едва анонсированные проекты уже старались застолбить удобную дату на три года вперед, дабы потом не остаться на задворках, иначе попробуй-ка противостоять «Звездным войнам», «Миру Юрского периода» или «Людям Икс». Постепенно планирование превратилось в сущий ад – на летних датах было не продохнуть от высокобюджетных проектов, под прицелом оказались другие даты вроде Дня Благодарения или Дня Мартина Лютера Кинга, но, как это ни удивительно, зрителю такая предсказуемость стала только мешать. Посудите сами: ходить в кинотеатр каждую неделю на протяжении трех летних месяцев сложно, и число блокбастеров на одно лето в какой-то момент превысило возможности зрителей. Кроме того, не стоит забывать и о том, что телевидение и Интернет стали оттягивать молодую аудиторию – кинотеатры вместо дополнительных заработков в «хлебные месяца» стали сталкиваться с убытками и кассовыми провалами. Но кто же первым решится разорвать сложившееся кольцо проблем?

Нет, Marvel не стала первой компанией, которая отважилась на релизы своих многомиллионных проектов вне летних месяцев, но именно эта студия наиболее смело взялась за перекраивание графиков. Принципы ее очень просты: Marvel снимает такие фильмы, которые собирают рекордные деньги вне зависимости от даты выпуска. И это не шапкозакидательские настроения, студия добивалась высоких результатов и весной, и осенью. Дошло до смешного – «летний» «Человек-паук: Возвращение домой» собрал меньше «зимней» «Черной пантеры». Связаны такие уверенные результаты с тем, что Marvel нарастила свою франшизу так, что в сезон блокбастеров она просто не помещается – три фильма нужно распределять по году равномерно. Для зрителя же это гарантия получения удовольствия от просмотра картин с узнаваемыми героями и понятными сюжетами. И не важно, в какое время года на эти фильмы идти.

Кадр из фильма «Человек-паук: Возвращение домой»

Оторваться от летних месяцев позволяет и то, что студиям больше не нужно «целиться» в школьную аудиторию, точнее говоря, дети больше не являются главными потребителями блокбастеров. Ставка на зрелищность, экшен и даже жестокость позволяет делать кассовые картины даже с рейтингом R, а значит, в кинотеатры стали ходить возрастные зрители, для которых каникулы являются помехой, а не помощью в проведении досуга. Семейные зрители с маленькими детьми, идущие на полнометражный мультфильм или детское кино вроде «Кролика Питера», тоже мало обращают внимание на наличие у детей каникул – лето больше не правит бал и здесь.

Окончательным переломом можно назвать успех «Джуманджи 2» – не слишком очевидный сиквел/ребут еще в начале 2017-го казался рискованной затеей, многие прочили картине провал, и, скорее всего, фильм мог пройти не слишком ярко, если бы его создатели не рискнули встретиться со зрителями зимой. Летом «Зов джунглей» мог затеряться среди «Трансформеров», «Пиратов» и «Планет обезьян», но в Новый год соперник у фильма был один – «Звездные войны», а с этой франшизой можно не сражаться, а идти рядом, привлекая другую аудиторию. И вот уже в грядущем декабре нас ждет настоящая «Предновогодня битва»: «Люди Икс: Темный феникс», «Фантастические твари 2», «Щелкунчик», «Аквамен», «Робин Гуд» и «Алита» будут стараться привлечь внимание зрителей.

Кроме декабря сейчас стали интересны и первые месяцы года. Причина небанальна – стремление покорить китайский рынок. Дело в том, что Китай по-прежнему квотирует число попадающих на его территорию голливудских релизов, а это значит, что желающим попасть в прокат в Поднебесной свои ленты придется выпускать пораньше, пока заветные места еще свободны. Так, например, поступила с «Черной пантерой» Marvel – фильм уже прошел во всем мире и имеет приличные перспективы в китайском бокс-офисе.

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса»

В результате описанного выше «разброда и шатания» лето-2018 оказалось крайне бедным на крупномасштабные релизы, что уже несколько пугает кинотеатры – пока крупные проекты ищут себя на новых датах вне жаркого сезона блокбастеров, летние месяцы заняли такие ленты, как «Рэмпейдж», непредсказуемые с точки зрения реакции на них зрителей. Конечно, суперпремьеры никуда не делись – будет «Мир Юрского периода 2», будет «Хан Соло» и новая «Миссия невыполнима», будет россыпь анимационных фильмов, так что о полном закате сезона блокбастеров говорить рано. Даже Marvel выпустит летом «Человека-муравья и Осу», но упор на три месяца в году делаться перестал всеми, не только этой студией. Киноиндустрия снова пришла в движение, от которого зритель должен выиграть: хватит просиживать в кинотеатрах все лето.

 

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?