
Зажигательная криминальная комедия с Лор Калами и Бенуа Пульвордом про медведя, фермеров и наркоторговцев.
Мишель (Франк Дюбоск) и Кати (Лор Калами) владеют ёлочным питомником в живописном департаменте Юра и вместе воспитывают сына-подростка Дуду (Тимо Мао), у которого диагностировано расстройство аутистического спектра. Былого огня в отношениях нет, пара продолжает жить вместе ради ребёнка. За несколько дней до Рождества Мишель едет по пустынной лесной дороге, с удивлением обнаруживает на одном из поворотов медведя, попадает в занос и насмерть сбивает двух чужаков, припарковавшихся на обочине. Рядом с трупами иностранцев обнаруживается сумка с двумя миллионами евро. Мишель мчится домой и рассказывает о случившемся Кати. Пара неумело заметает следы, подозревая, что за деньгами точно придут.
«Как заработать на убийстве» снял Франк Дюбоск, звезда французского комедийного кино. Актёр известен по народным хитам «Кот и пёс», «Не все дома» и «Махнёмся телами». Ранее Дюбоск поставил комедии «Попробуй подкати» и «Парни не танцуют». «Как заработать на убийстве» заметно отличается от предыдущих режиссёрских проектов француза, в первую очередь криминальным сюжетом, но также и юмором другого сорта. Картина выходила на родине в прокат в зимние каникулы и собрала более 10 млн евро — солидный результат для европейского кино.
«Как заработать на убийстве» радует галереей забавных персонажей. Помимо тихони Мишеля и любительницы детективов Кати важную роль в сюжете играет шеф полиции скромного горного городка Ролан (Бенуа Пульворд). На голову майору сваливается не только парочка трупов, но и десяток мигрантов, которые таинственным образом оказались в заснеженном лесу. Также местные жители жалуются, что по участкам и сельским дорогам бродит злющий медведь. Ролан никогда прежде не сталкивался с подобными происшествиями. Неопытные Мишель и Кати, в свою очередь, не знают, что делать с трупами. Парочка держит мертвецов в сарае, обмазывает убитых мёдом и оставляет у горной реки в надежде, что мясо со сладкой прикормкой заинтересует медведя, а затем возвращают тела в машину на обочине. И только через пару дней страшную находку обнаруживают полицейские.
Безалаберные преступники, комичный страж порядка, кровавая цепочка безумных событий и заснеженные просторы заставляют вспомнить «Фарго» братьев Коэн. Аналогию уже проводили французские критики. Однако картине Дюбоска до американского фильма всё-таки далеко. «Фарго» — эталонная криминальная комедия о человеческой глупости, жадности и кармическом наказании. Как часто бывает у братского дуэта режиссёров, увлекательное жанровое кино выходит на уровень притчи о пороках и прописных истинах. Французская картина всё-таки остаётся обаятельным, но простоватым зрелищем. Юмор здесь абсурдный, но иногда и скабрезный.
Дюбоска интересует не только криминальный сюжет с украденными деньгами, трупами и наркотиками, но и отношения Мишеля и Кати. Пара с финансовыми трудностями впала в анабиоз и забыла о веселье и любви. Авантюрные приключения помогают супругам вновь почувствовать себя живыми и задуматься о важности семейных ценностей. В трудную минуту Мишель даже готов пожертвовать собой и взять всю вину на себя. Чем ближе финал, тем отчетливее любовная линия подавляет детективную составляющую.
В «Как заработать на убийстве» зрители едва ли обнаружат оригинальный криминальный сюжет. Пожалуй, интереснее всего в картине провинциальный французский колорит и отношения между жителями тихого местечка. Большие деньги, наркотики, загадочные иностранцы и трупы смотрятся на сельском фоне исключительно смешно и неуместно. Дюбоск касается тем мигрантов, трафика запрещённых веществ и обнищания фермеров, но не встаёт ни на чью сторону и глубоко не копает. Постановщику важнее замешать забористый жанровый коктейль, а не разбираться в социально-экономических проблемах.
Фильм Дюбоска — зрительское, одновременно абсурдное и кровавое кино, не лишённое сентиментальности. Сравнение «Как заработать на убийстве» с «Фарго» сильно комплиментарное, но ругать французскую картину не за что. Простые небогатые фермеры в уморительных обстоятельствах остаются обаятельными и совестливыми людьми, долго играть в преступников, даже с учётом чтения детективных романов, не получается. Как многократно говорят нам фильмы, никакого счастья грязные деньги не приносят.