
Романтическая комедия перевоспитания с налетом легкой мистики.
Андрей (Кузьма Сапрыкин) работает в крупной фирме и вечерами отрывается в клубах, где то и дело заводит одноразовые знакомства. Одной из случайных спутниц становится Настя (Ольга Веникова) — как обычно, их разлучает утро. Но еще одна случайность приводит к далеко идущим последствиям: за семейным ужином девушка показывает фото нового знакомого бабушке (Эра Зиганшина), выдавая его за жениха. Нюанс в том, что бабуля — настоящая ведьма, которая насылает на Андрея проклятие: стоит парню возбудиться, как у него отрастают роскошные оленьи рога. Теперь случайным знакомым придется разбираться с «животной» проблемой — а заодно познакомиться наконец как положено.
На бумаге «Олень» звучит не то чтобы шибко интригующе: картина про «рогоносца», которого ждет исправление, на этапе синопсиса напоминает одну из главных отечественных комедий последних лет — «Холопа», в котором перевоспитывали мажора. Подобные истории могут как радовать, так и не очень, и это всегда своего рода кот — вернее, олень — в мешке. На счастье, в этот раз получилось обойтись без многих стандартных жанровых проблем.
Первое, что хочется отметить: у «Оленя» действительно получается быть смешным. Разумеется, хватает шуток разного уровня и качества исполнения, но многие выглядят непривычно удачными: работа идет на уровне визуальных нюансов, игры слов или повторяющихся гэгов, что уже выгодно выделяет фильм. Безобидный юмор подкреплен живыми диалогами, в которых нет какой-то чрезмерной натужности и наигранности, а шутки органично вытекают из сказанного. Без упрощений не обошлось: некоторые реакции все же немного утрированы, но не настолько, чтобы вызывать неловкость, а часть шуток словно пришла из устаревших ромкомов «нулевых».
А вот сюжет оказывается многослойнее, чем в приходящем в голову «Холопе», — как минимум в плане ненавязчивости происходящего и общем подходе. Вряд ли будет спойлером, куда именно движется история, поэтому важнее не финальная точка, а путь, который проделают герои. Андрей показан как едва ли не отрицательный персонаж из-за стойкой аллергии на моногамные отношения — и ни к чему не приводящий флирт, в общем-то, откровенно порицается авторами. Тем не менее он перевоспитывается, как и положено в ромкомах, — меняет его не давление внешних обстоятельств, а искреннее общение с правильным человеком. Да, формально на принятие ответственности его наталкивает необходимость избавиться от непроизвольно разросшихся костных образований — без вмешательства бабули Андрей и Настя вполне могли бы и остаться не более чем знакомыми.
При всех узнаваемых паттернах жанра придраться к «Оленю» довольно трудно. Фильм хорошо работает с собственными сильными и слабыми сторонами, и пожурить авторов можно разве что за некоторую выхолощенность картинки (частая проблема, от которой страдают многие фильмы про «богатых» и «современных» людей) да шаблонность характеров второстепенных персонажей. Увы, но за пределами центрального дуэта магия рассеивается: даже важные в целом для сюжета герои вроде лучшего друга Андрея Фила (Даниил Вахрушев) и дочери их начальника Вероники (Алина Большакова) остаются не более чем набросками характеров с парой ключевых черт. Это и минусом-то не назвать: с учетом скромного полуторачасового хронометража раскрыть их полнее вряд ли представляется возможным.
До глубоких откровений «Оленю» далеко — это все же в первую очередь легкое и развлекательное зрительское кино, несущее понятную мысль и простую, но важную мораль о ценности уважительных взаимоотношений. Со всеми поставленными задачами команда справилась — можно ли просить о большем? Тем более на фоне того, что для большинства — режиссера Михаила Соловьева, сценариста Максима Кучина и оператора Александра Чаплинского — это и вовсе был дебют в полном метре. В комедийных сериалах они себя успели зарекомендовать раньше, но теперь привлекут внимание и в новом качестве. Любителям жанра стоит присмотреться.
Пора снимать фильм о том, как старуха-колдунья наложила заклятие на российский кинематограф, однако