Влияет ли российская критика на кинопроцесс?
Думаю, что нет. Главное отличие от ситуации на Западе в том, что там оценка в прессе имеет значение и для кассы фильма, и для перспектив режиссера. Продюсеры внимательно читают критику и делают из нее определенные выводы. Например: «Ага! Этому идиоту денег больше не давать!» В России такого нет.
Кому же тогда нужны рецензии?
По-моему, их функция – просветительская. Ясно, что никто не может посмотреть все фильмы, а так зритель получает о них хоть какое-то представление.
Но известно, что вас приглашают посмотреть некоторые картины еще до озвучки, чтобы успеть внести некоторые коррективы.
Да, такое бывает, последний раз – с «Антикиллером-3». Мне понравилось, как сняли и смонтировали несколько погонь, я сказала, что замена Егора Кончаловского на другого, молодого режиссера была правильной: он с ходу почувствовал ту стилистику, которую фильму хотели придать изначально. Но я понимаю, чаще всего меня зовут не потому, что собираются что-то менять, а потому, что хотят расположить к себе, и это нормально. Когда общаешься с конкретными людьми, относишься к их труду гуманнее.
В вашей практике бывали случаи, когда вас благодарили или, наоборот, ругали герои ваших статей?
Говорили спасибо за рецензию на «Дикое поле» – не сам Михаил Калатозишвили, но причастные к картине люди. Бывала и обратная реакция. Я знаю, что Алексей Учитель предлагал исключить меня из Союза кинематографистов, так сказать, по совокупности заслуг, хотя, думаю, его «особое отношение» началось с моей рецензии на «Дневник его жены». А режиссер Андрей Смирнов как-то бегал по Союзу кинематографистов и гневно спрашивал журналисток: «Это вы Лидия Маслова? Это вы?» – по-моему, пытался защитить от моей критики Авдотью Смирнову, свою дочь. Ни с тем, ни с другим мы, к сожалению, так и не встретились лично.
Вы читаете комментарии к вашим статьям, которые читатели оставляют в Интернете?
Нет. Иначе мне давно захотелось бы сменить профессию. Их пишут те же люди, что в советское время писали письма в редакции. Нормальный человек не станет подобным заниматься – у него просто нет на это времени. Правда, когда обсуждали мою рецензию на «Глянец», был забавный спор относительно того, правомерно ли употреблять в отношении данного фильма слово «говно». Зрители явно оценили изящность рецензии.