
Команда отшельников во главе с гением-социофобом распутывает дела, обреченные на провал.
Никто не любит Карла Морка (Мэттью Гуд). Нелюдимый, грубоватый, предпочитающий избегать командной работы детектив — он всегда с пренебрежением относился к окружающим, особенно к тем, кого не уважал. Однажды характер Морка стал причиной трагедии: после того как он настойчиво рекомендовал молодому и неопытному патрульному проверить место преступления, из кухни выскочил преступник с огнестрельным оружием. Пара выстрелов, и юный полицейский мертв, а напарник и по совместительству лучший друг Морка Джеймс Харди (Джейми Сивес) парализован. Сам Морк отделался сквозным ранением и пожизненной психологической травмой, сделавшей его еще более вспыльчивым и невыносимым.
Получив сверху указ улучшить статистику, глава эдинбургского отделения полиции Мойра (Кейт Дики) решает воспользоваться возможностью убрать недавно вышедшего после больничного Морка с глаз долой: она назначает его главой подразделения, в котором нет никого, кроме самого Морка, и выдает ключ от нового офиса. Глубоко под землей, среди сломанных писсуаров и ржавых душевых, гениальный детектив остается один на один с пыльными коробками, где вот уже много лет гниют нераскрытые дела.
После недооцененного «Месье Спейда» с Клайвом Оуэном режиссер и сценарист Скотт Фрэнк («Ход королевы») возвращается на Netflix с адаптацией одноименной серии датских бестселлеров Юсси Адлер-Олсена. Фрэнк переносит действие из туманной Дании в не менее хмурую Шотландию. Замена оказывается неожиданно органичной: Эдинбург с его угрюмыми улицами, серыми зданиями и слегка угнетающим климатом становится идеальной декорацией для тягучего, методичного, но неотвратимо захватывающего расследования.
В центре повествования Карл Морк в исполнении Мэттью Гуда. Обаятельный, харизматичный социофоб-грубиян вступает в перепалки со всеми, кто встречается на пути, но при этом является образцовым детективом, пытающимся справиться с физическими и психологическими травмами (в шее дыра, красавица-стюардесса жена сбежала с пилотом, пасынок временно застрял в переходном возрасте, а вина за случившееся, кажется, с каждым днем лишь увеличивается в размерах). Морк напоминает сразу многих: Шерлока Холмса, Патрика Джейна, доктора Хауса, но при всех параллелях он все же не растворяется в чужих масках, а скорее обретает собственный голос (и армию фанатов).
Действие сериала разворачивается в нескольких локациях. Верхние этажи полицейского отделения собраны из высоких бетонных стен с выпуклыми линиями, минимального количества окон и сосредоточенных сотрудников. Доставшаяся Морку подвальная комната с писсуарами выглядит иначе: полуфиктивное подразделение располагается в душевой бывшего полицейского участка, среди облупленных кафельных стен и сломанных шкафчиков. Но именно здесь и зарождается то, что станет сердцем повествования: вопреки указаниям Мойры, Морк обзаводится помощниками и создает неуклюжую, но удивительно живую команду, включающую в себя рыжеволосую и находчивую любительницу сладкого Роуз Диксон (Лиа Бирн) и загадочного Акрама Салима (Алексей Манвелов), восемь лет назад переехавшего в Эдинбург из Сирии (вероятно, в анамнезе героя работа в спецслужбах).
Помимо многоуровневого полицейского участка в сериале есть еще одна постоянная локация — огромная серая труба, вдоль и поперек исписанная именами и датами. Вот уже четыре года здесь вынужденно обитает похищенная Мерритт Лингард (Хлоя Пирри), некогда занимавшая должность одного из главных прокуроров города. Пара неизвестных внимательно наблюдает за девушкой с помощью камер и периодически вступает с ней в диалог. Мерритт должна раз в месяц отвечать на один и тот же вопрос: почему она здесь? Но раз за разом заключенная терпит поражение — у нее, как у человека, отправившего за решетку несколько десятков преступников, слишком много врагов. Кто мог решиться на похищение? Мы не видим лиц мучителей — в кадре появляется лишь рот с розовой помадой и тонкими губами, — но слышим, как тонкий голосок предвещает Мерритт скорую гибель. Успеет ли Морк выйти на след, прежде чем станет слишком поздно?
Две параллельные линии красиво сливаются в одну еще в первом эпизоде, но даже к середине сезона клубок тайн не начинает распутываться: более того, вокруг главной загадки множатся другие. Как только Морку начинает казаться, что они приблизились к ответу на вопрос, появляются новые: отрубив одну голову гидры, команда встречается с тремя дополнительными. Не облегчает задачи и Мойра, постоянно напоминающая о необходимости предоставить отчет о проделанной работе и заодно ставящая травмированному детективу в вину пропуск обязательных еженедельных сеансов психотерапии. Время неумолимо утекает сквозь пальцы, сил у Мерритт все меньше, напряжение нарастает, но у Карла Морка, Роуз Диксон и Акрама Салима еще есть пара козырей в рукаве.
«Отдел нераскрытых дел» — крепкий, драматургически выверенный и своевременно удивляющий сериал, способный заинтересовать даже тех, кто без ума от «Медленных лошадей» и давно отчаялся найти что-то оригинальное среди новых детективных проектов. Первый сезон ставит точку в основном расследовании и прокладывает дорожку для новых приключений. Хочется верить, что Netflix не упустит шанс развить вселенную, потому что у Юсси Адлер-Ольсена еще много книг, а Фрэнк Скотт точно знает, как надо работать над адаптациями.
Посмотрел трейлер, и уже как-то сомнительно всё выглядит. Ну и куча шаблонов на месте. Обязательно в наличие именно крутые полицейские, которые точно раскроют самые сложные дела (Жорж Сименон, видимо, не знал, что так можн...о), обязательно они при этом андердоги, которых никто не ценит, а ещё полицейским можно бить подозреваемых, красть улики и т.п. вещи, за которые их никто не накажет, или накажет ровно так, чтобы сюжет не рассыпался как карточный домик.
После "Молодого Морса" окончательно перестал воспринимать другие процедуралы за их нереалистичность, пафос и переигрывание актёров.