Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Лучшие фильмы Каннского кинофестиваля 2023: выбор редакции

Каннский фестиваль завершился: сложно обобщить просмотренные ленты под единым знаменем. Программа 2023 года, вероятно, станет не самой запоминающейся за последний десяток лет, но даже без триумфальных откровений всегда найдутся фильмы, которыми хочется поделиться. Рассказываем о картинах смотра, которые рекомендуем добавить в лист ожидания: кинопроза Аки Каурисмяки, магический реализм Аличе Рорвахер и рутинная поэзия Вима Вендерса.

Добавить в закладки
Лучшие фильмы Каннского кинофестиваля 2023: выбор редакции

Основной конкурс

Сандра Хюллер в роли Хедвиг на кадре из фильма «Зона Интересов»

Сандра Хюллер в роли Хедвиг на кадре из фильма «Зона Интересов»

Вероятно, именно фильму Джонатана Глейзера можно прочить место в фонде самых значимых каннских премьер этого года. Экранизация одноименного романа Мартина Эмиса о буднях коменданта Освенцима в оптике Глейзера превратилась в пастораль ужаса, вытесненного за рамки кадра.

Режиссер на общих планах степенно и скрупулезно выстраивает будни семьи Хесс: ухоженный сад, лохматая собака, прислуга и досужие разговоры. Где-то рядом оседает пепел печей Освенцима, но даже если он попадет на обеденный стол, то едва ли испортит погоду в доме. «Зона интересов» одновременно похожа и не похожа на фильм Глейзера, отличаясь драматургически, картина совпадает с режиссерским стремлением к эмпатической передаче чужого опыта: люди только пьют чай, а сердца зрителей разрываются от боли.

Основной конкурс

Натали Портман в роли Элизабет на кадре из фильма «Май, декабрь»

Натали Портман в роли Элизабет на кадре из фильма «Май, декабрь»

36-летняя Грейси (Джулианна Мур) переспала с 13-летним одноклассником сына Джо Ю (Чарльз Мелтон), забеременела от него, отсидела в тюрьме, потом вышла замуж за выросшего любовника и зажила долго и счастливо. «Идеальная история для мелодрамы!» — так подумали продюсеры актрисы Элизабет Берри (Натали Портман) и послали ее знакомиться с семьей необычной пары. «Интересный сюжет для комедии», — наверно, сказал себе Тодд Хейнс. Во времена чрезмерной серьезности и культуры отмены режиссер предлагает посмеяться над странной, дисфункциональной семьей и параллельно погрузиться в мир людей, решивших много лет назад не отвечать даже самим себе на самые сложные вопросы. Поэтому за полными китча моментами кроются слезные признания и откровения.

Основной конкурс

Кодзи Якусё в роли на кадре из фильма «Прекрасные дни»

Кодзи Якусё в роли на кадре из фильма «Прекрасные дни»

В отличие от других режиссеров-старожилов, Вим Вендерс совсем не растерял ни чувства такта, ни любви к кино. Автор снял доброе кино об уборщике туалетов (Кодзи Якусё) в Японии, который день за днем честно занимается своей работой. Вендерс не романтизирует быт героя, не пытается показать его жизнь особо красочной — она, наоборот, почти бессобытийная. Зато даже в крохотных происшествиях скрыто так много чувств. В игре с неизвестным в крестики-нолики, в еженедельном приеме банных процедур, в перерывах на обед, в мимолетных знакомствах и расставаниях Вендерс увидел ценность, простую красоту, которую мы привыкли не замечать.

Фильм выйдет в российский прокат, дата релиза будет объявлена позднее.

Основной конкурс

Миа Васиковска в роли мисс Новак на кадре из фильма «Клуб Зеро»

Миа Васиковска в роли мисс Новак на кадре из фильма «Клуб Зеро»

Режиссерка «Малыша Джо» Джессика Хауснер вернулась в Каннский конкурс с сатирической комедией недоедания «Клуб Зеро». В элитной школе идут элитные уроки: нутрициологиня и просвещенная адептка всего хорошего мисс Новак (Миа Васиковска) ведет кружок осознанного питания для старшеклассников. На диетических классах ученики оказываются по разным причинам (кто с РПП, у кого не хватает доп. баллов для аттестата), но неминуемо почти все подпадают под силу убеждения преподавательницы.

«Клуб Зеро», возможно, не слишком слоистое кино, но достаточно емкое и злободневное. Подростки и пожилые — самая внушаемая аудитория, а потому любые простые истины отзываются в неокрепших умах. Хауснер выбирает условно- декоративный киноязык и раскручивает веретено продажи «смелых» идей, инфоцыганства и уязвимости человека в потоке инфошума. Не все критики картиной прониклись, но мы рекомендуем добавить «Клуб Зеро» в список ожидаемых релизов.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Основной конкурс

 Том Хэнкс на кадре из фильма «Город Астероидов»

 Том Хэнкс на кадре из фильма «Город Астероидов»

Новая лента Уэса Андерсона оказалась триумфальным разочарованием для одних и тихим откровением для других. Режиссер эстетского профиля снял свой самый печальный, но все же не безрадостный фильм.

Группа людей застревает в Астероид-Сити на карантин: 50-е отдают неврозом холодной войны, конспирологические теории множатся, а на правительственные эксперименты с ядерным оружием можно поглазеть из окна. Привычный для режиссера звездный отряд отчаянно грустит, каждый о своем, но рана на сердце военного фотографа Огги (Джейсон Шварцман) кровоточит сильнее прочих — его жены не стало всего три недели назад.

«Город астероидов» вроде бы все тот же самый фильм Уэса Андерсона, что и раньше: искусство мизансценирования, меткие реплики и гастроли старых знакомых по новым местам. Но есть что-то в декоративной фантастике столь неуловимое, но важное в контексте творческих экзерсисов автора, что позволяет за нарядной открыткой разглядеть очень личное высказывание о переживании утраты.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Основной конкурс

Джош О’Коннор в роли Артура на кадре из фильма «Химера»

Джош О’Коннор в роли Артура на кадре из фильма «Химера»

Итальянку Аличе Рорвахер могли бы наградить «Золотой пальмовой ветвью», потому что каждый ее фильм — чудо. Кинематографистка снова сняла магическое кино, где прошлое встречается с настоящим, а жизнь сливается в поцелуе со смертью. В «Химере» Артур (Джош О'Коннор) после смерти любимой Бениамины начинает чувствовать особую связь с загробным миром, благодаря чему он находит древние гробницы этрусков и вместе с подельниками их расхищает. Хотя действие «Химеры» происходит в 1980-х годах, герои Рорвахер как бы существуют вне календарных рамок. Снимая современную интерпретацию мифа об Орфее и Эвридике, режиссерка в который раз открывает разговор о самоидентификации страны, потерявшейся где-то между Древним Римом и «свинцовыми» временами, между легендами прошлого и сказками Федерико Феллини.

Двухнедельник кинематографистов

Пьер Нинэ на кадре из фильма «Книга решений»

Пьер Нинэ на кадре из фильма «Книга решений»

Тихо и незаметно в параллельной программе «Двухнедельник кинематографистов» состоялась премьера новой картины министра фантазий Мишеля Гондри. «Книга решений» — ироничная комедия об авторе в поисках вдохновения и способов реализации множественных талантов. Когда продюсеры утомились мириться с выходками творца с биполярным расстройством (Пьер Нинэ), то вознамерились монтаж фильма завершить самостоятельно. Но режиссер, волюнтаристски слезший с таблеток, мириться с таким положением дел не намерен и собирается развернуть продакшен в кустарных условиях дома у тети (Франсуаза Лебрун).

Новую картину Гондри можно назвать комедией автобиографической, все включено: и художник в кризисе, и родная тетя, и всевозможные неврозы. Вроде бы режиссер выдает набор стереотипных представлений о демиурге — капризном, самовлюбленном и увлеченном, — но мировоззрение Гондри не позволяет оставаться в рамках шаблонного разговора о грехах профессионалов, ведь всегда есть способ взглянуть по сторонам иначе.

Предварительная дата выхода фильма в российский прокат 16 ноября.

Двухнедельник кинематографистов

Мария Лукянова на кадре из фильма «Блажь»

Мария Лукянова на кадре из фильма «Блажь»

Единственный российский фильм в программе Канн оказался минималистичным путешествием по бесконечной стране, у которой только две ощутимые границы: морская на Севере и наземная на Западе. Отец и дочь ездят по деревням с передвижным кинотеатром на крыше микроавтобуса, показывают «Брата» Балабанова и «Верность» Сайфуллаевой, он продает порно на дисках, она — пиво, чипсы и газировку. «Блажь» Ильи Поволоцкого — кино не политическое, но во время политической заряженности социума даже самые легкие намеки на происходящие в стране события кажутся яркими и острыми. Так, Поволоцкий показывает военный кордон, перекрывающий дорогу в Европу, людей в белых халатах, зачищающих последствия экологической катастрофы, и полицейских, которых не отличить от бандитов. Хотя пока российскому кино далеко до своеобразия иранского, кажется, что культурное расстояние между странами сократилось.

Неделя критики

Зафин Заиризал в роли Зафран на кадре из фильма Tiger Stripes

Зафин Заиризал в роли Зафран на кадре из фильма Tiger Stripes

Tiger Stripes — самая незаметная лента в списке: дебютный фильм малазийской режиссерки Аманды Нелл Ею — боди-хоррор взросления в лучших традициях «Оборотня» Джона Фоусета.

С первой менструацией тело юной Заффае (Зафрин Заиризал) меняется, гормоны рвутся наружу, она подобна тигрице, готовой всех вокруг растерзать. Половое созревание, физиологические трансформации и обостренные чувства становятся поводом поругаться с лучшими подругами, учителями и родителями, потому что в стране с традиционным укладом и вечно покрытой головой не принято растрепанной танцевать на видео из Tik-Tok.

Tiger Stripes был показан в «Неделе критики» и стал лауреатом параллельной программы. Аманде Ею удалось заявить о себе в жанре: кино вышло местами сбивчивым, но надеемся, что имя режиссерки еще прозвучит.

Основной конкурс

Жюльетт Бинош в роли Ежени на кадре из фильма «Рагу Додена Буффана»

Жюльетт Бинош в роли Ежени на кадре из фильма «Рагу Додена Буффана»

«Рагу Додена Буффана» — еще одна конкурсная картина, которая прочертила меж критиков линию непримиримого противоречия. Одних утомил кулинарный мастер- класс от режиссера «Аромата зеленой папайи» Чан Ань Хунга, другие в молчаливом и созерцательном кино нашли и разговоры о силе искусства, и пронзительную историю любви, и визуально насыщенное кино. Как бы то ни было, Чан Ань Хунг получил «Пальмовую ветвь» за режиссуру, а Джульетт Бинош — одну из самых восхитительных ролей в карьере.

У вьетнамского режиссера кино вышло очень французское и каннское — то есть романтичное и буржуазное, далекое от хлеба насущного. Но оторванность «Рагу» от всех контекстов в мире и трепетная привязанность к делу превращают gastro-porn в производственную драму о высокой кухне.

Основной конкурс

Ся Курокаа в роли Минато на кадре из фильма «Монстр»

Ся Курокаа в роли Минато на кадре из фильма «Монстр»

Японец Хирокадзу Корээда тематически остался верен себе и снова снял кино о необычных семьях, только жанр мелодрамы поменял на детектив. В «Монстре» автор вместе со сценаристом Юдзи Сакамото (теперь обладателем награды Канн за сценарий) рассказал историю с трех точек зрения — матери (Сакура Андо), ее ребенка (Соя Курокава) и его учителя (Эйта Нагаяма). Каждая сюжетная линия дополняет другую и по-своему раскрывает заданную названием фильма тему о зле внутри людей. Конечно же, любовь и свет всего мира Корээда снова доверяет детям, последней и главной надежде во всех фильмах режиссера.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Двухнедельник кинематографистов

Талия Райдер в роли Лиллиан на кадре из фильма «Милый восток»

Талия Райдер в роли Лиллиан на кадре из фильма «Милый восток»

Американские индии-фильмы — обязательная часть программы «Двухнедельник кинематографистов»: в этом году за честь и обаяние независимого кино отвечал «Сладкий восток» (игра слов при переводе теряется) — вторая режиссерская картина постоянного оператора братьев Сейфди Шона Прайса Уильямса.

Фильм можно назвать портретом героини в переменчивых декорациях: молодая девушка Лиллиан (Талия Райдер) во время учебной поездки отбивается от группы и начинает гастроли по Штатам, прибиваясь то к одним, то к другим. Ультраправые и анархисты, исламисты и голливудские woke people: в каждом комьюнити Лиллиан занимает странное место «своей чужачки». Получилось что-то вроде желанного ребенка «Американской милашки» и «Красной ракеты» Шона Бэйкера (в том числе благодаря Саймону Рексу, его новеллу можно назвать самой занятной) — не драматургическое, а созерцательное кино, фиксирующее социальные условности.

Особый взгляд

Промо-кадр фильма «Омен»

Промо-кадр фильма «Омен»

Самым хулиганским и смелым фильмом Каннского смотра хочется назвать «Омена»: — дебютную картину франко-конголезского рэпера Баложи. Даже на фоне «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе «Омен» выглядит самым радикальным высказыванием о колониализме: в причудливой фантасмагории переплетаются колдуны, плакальщицы, уличные банды и танцовщики, магия — часть рутины, а празднование католической Пасхи перемежается каждодневным торжеством народных верований. Ассоциативно «Омен» напоминает «Прочь» Джордана Пила: Коффи (Марк Зинга) привозит невесту-бельгийку Алис (Люси Дебай) познакомиться с родителями, а на встречу приходят культурные различия и страх перед чужаками.

Фильм выйдет в российский прокат, дата релиза будет объявлена позднее.

Основной конкурс

Кадр из документального фильма «Юность (Весна)»

Кадр из документального фильма «Юность (Весна)»

В документальном фильме китайский режиссер Ван Бин наблюдает за жизнью работников многочисленных мануфактур, где месяцами они шьют шорты, куртки, штаны и любую другую одежду. Годы идут, меняются номера фабрик и адреса, в кадр попадают все новые лица, утопающие среди тонн дешевой ткани. Гиперреалист Бин в прошлый раз показал долгую и мучительную смерть старушки от болезни Альцгеймера («Миссис Фан»), отпустив зрителя после разговоров о похоронах. В «Весне (Молодости)» точки отсчета и точки завершения нет, только бесконечный поток маленьких историй, четыре года, сжатые в три с половиной часа хронометража. Великое кино о частной и глобальной трагедии.

Двухнедельник кинематографистов

Карим Леклу в роли Винсента на кадре из фильма «Винсент должен умереть»

Карим Леклу в роли Винсента на кадре из фильма «Винсент должен умереть»

Любой дебют режиссера в возрасте — это интересный кейс. 50-летний Стефан Кастанг снял мультижанровое кино, которое начинается как хоррор, затем приобретает нотки романтической комедии и в финале превращается в апокалиптический триллер. Винсент (прекрасно сыгранный Каримом Леклу) — графический дизайнер, на которого ни с того ни с сего нападают люди. Он случайно знакомится с бездомным мужчиной, который рассказывает, что подобные ему «провокаторы» называют себя сателлитами и ведут скрытный образ жизни. Интерпретировать фильм можно по-разному, но серьезно относиться к его содержанию вряд ли стоит.

Предварительная дата выхода фильма в российский прокат 7 декабря.

Основной конкурс

Альма Певсти в роли Ансы на кадре из фильма «Опавшие листья»

Альма Певсти в роли Ансы на кадре из фильма «Опавшие листья»

Аки Каурисмяки как бы закончил карьеру в 2017 году драмой «По ту сторону надежды» о жизни сирийского мигранта в Хельсинки, но все же вернулся, чтобы признаться в любви кино. За политический аспект в «Опавших листьях» отвечают радиосводки, которые уставшей рукой переключает на музыку Анза (Альма Пёвсти). По законам миров Каурисмяки женщина встретится с таким же, как она, одиночеством — Холаппой (Юсси Ватанен), они влюбятся с первого взгляда, чтобы расстаться и воссоединиться. Новую работу автора можно справедливо критиковать за самоповторы, но это нисколько не мешает насладиться мастерством создателя, умеющего среди темного мира отчаяния найти свет.

Текст: Настасья Горбачевская, Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?