Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Религия и ярость: краткий гид по фильмографии Мартина Скорсезе

Религия и ярость, Де Ниро и ДиКаприо. Больше 50 лет Мартин Скорсезе сражается с идеями и легендами. К выходу долгожданного «Ирландца» вспоминаем главные художественные фильмы великого мастера. 

27.11.2019 Текст: Empire Обсудить
Добавить в закладки
Религия и ярость: краткий гид по фильмографии Мартина Скорсезе

Полнометражный дебют Скорсезе – грубоватое, энергичное исследование жизни молодого американца итальянского происхождения. Герой Харви Кейтеля борется с собственной совестью и разрывается между «симпатичными девушками» и «девками». Кейтель говорит, что он и Скорсезе сразу начали работать на одной волне: «Я задавал себе те же вопросы, что и он: “Что такое храбрость? Что такое страх?”»

Уволенный с работы над фильмом «Убийцы медового месяца», Скорсезе был нанят Робертом Корманом для съемок вариации на тему «Бонни и Клайда». «У него было достаточно ума и творчества, чтобы снять отличный фильм», – говорил Корман. Легенда независимого кино Джон Кассаветис так не считал: «Ты потратил год своей жизни, чтобы снять кусок дерьма», – сказал он Скорсезе.

Этот фильм часто по ошибке называют его дебютом. Именно в нем соединились то видение и те обстоятельства, из которых складывается настоящий «Фильм Мартина Скорсезе». «Свои грехи замаливаешь не в церкви. Грехи замаливаешь на улице, дома. А все остальное дерьмо, и ты это знаешь…» – так начинает фильм закадровый голос режиссера, задающего тон своей карьере. Харви Кейтель здесь играет альтер эго Скорсезе по имени Чарли, мелкого гангстера, который пытается изменить свою жизнь, но фильм у него «крадет» Роберт Де Ниро в роли психа Джонни Боя. Кейтель вспоминает, что сам Де Ниро изначально хотел играть Чарли: «Я сказал: “Ладно, буду Джонни Боем”. Но Марти запретил меняться…» Характерная картина для Скорсезе

«Я позвонила Фрэнсису Копполе и спросила, не знает ли он кого-нибудь молодого и энергичного», – вспоминает Эллен Берстин. Это она убедила Warner Bros. нанять режиссера Скорсезе на эту отчасти печальную, отчасти забавную дорожную историю. «Фрэнсис посоветовал мне посмотреть фильм под названием “Злые улицы”. Я чувствовала, что именно этого и не хватало сценарию “Алисы…”, чего-то суровореалистичного». Скорсезе не остался в долгу – после выхода фильма Эллен получила заслуженную статуэтку «Оскара» за лучшую женскую роль.

Когда Брайан Де Пальма отказался от сценария «Таксиста», написанного Полом Шредером, он предложил снять этот фильм своему коллеге по цеху. Скорсезе утвердил Де Ниро – уже ставшего звездой после второй части «Крестного отца», – после чего их симбиотические отношения стали еще крепче. Продюсеры суперуспешной «Аферы» как раз собрали достаточно средств на съемки залитой неоном истории о переполненном яростью водителе Трэвисе, одиноком, отчаявшемся и разочарованном – как и вся нация после Вьетнама и Уотергейтского скандала. «Видимо, фильм вобрал в себя общее настроение, нечто, витавшее в воздухе, – говорит Де Ниро. – Попал в какую-то болевую точку»

После успеха мрачного «Таксиста», завоевавшего в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», тандем «Марти» и «Бобби» воссоединился на съемках эпического полотна об обреченной любви между двумя творческими людьми: саксофонистом (Де Ниро) и певицей (Лайза Миннелли). Съемки фильма, который стал данью уважения мюзиклам отца Миннелли, Винсенте, сильно затянулись. К тому же между главными участниками съемочного процесса постоянно возникали конфликты. У Скорсезе к нему смешанные чувства. «Чудо, что фильм вообще получился осмысленным», – говорит он.

Фильм, спасший жизнь Скорсезе… В больнице, куда он попал из-за кокаина и депрессии, его навестил Де Ниро, отчаянно упрашивающий режиссера снять байопик бывшего чемпиона по боксу Джейка ЛаМотты. Пол Шредер написал сценарий, который актер и прошедший реабилитацию режиссер позже взяли на доработку. Результатом стала история талантливого человека, опустившегося из-за саморазрушения и отвращения к себе. Академия была впечатлена, но сборы были ничтожны.

«Я и не ожидал большого успеха в прокате, – говорит Де Ниро. – Мы просто сняли кино так, как хотели. Конечно, всегда стремишься, чтобы люди посмотрели фильм, и надеешься, что он придется им по душе, но важнее делать картины, которые будут актуальны и значимы полвека спустя».

Самый недооцененный фильм Скорсезе. Снятый в нарочито непритязательной манере, он рассказывает историю жадного до славы стэнд-ап комика Руперта Папкина (завораживающе жалкий персонаж в исполнении Де Ниро), пытающегося проникнуть на шоу своего любимого ведущего. Во время съемок Де Ниро, как приверженец Метода, отказывался общаться с Льюисом.

«Казалось разумным, – вспоминает Де Ниро, – не приглашать Джерри на обед после того, как нам удалось выстроить такие напряженные отношения. Не хотелось их смягчать».

Фильм получился до неловкости веселым, жестко изображающим одержимость и разлагающее влияние культа знаменитостей. Тандем «Марти» и «Бобби» воссоединился на съемках эпического полотна о любви. 

Когда студия Paramount отправила «Последнее искушение Христа» на полку, испугавшись гнева протестантской части аудитории, Скорсезе вернулся в Нью-Йорк для съемок этой сюрреалистичной комедии. Маленький бюджет, молодой актерский состав – пространство для экспериментов было огромным. Кроме того, здесь Скорсезе знакомится с оператором Майклом Боллхаузом, с которым потом сделает еще шесть фильмов.

Единственный сиквел Скорсезе принес Полу Ньюману премию «Оскар» за возвращение к роли Быстрого Эдди Фелсона через 25 лет после «Хастлера». Актер и режиссер провели месяцы в работе над сценарием, затем выбрали Тома Круза в качестве протеже бильярдиста, незадолго до того, как «Лучший стрелок» сделал его мегазвездой. Самый успешный со времени «Таксиста» фильм Скорсезе, давший ему силы воскресить свою картину о Христе.

Роман Никоса Казандзакиса манил Скорсезе еще с 70-х годов, но студии – по вполне понятным причинам – опасались реакции протестантов. Да, фильм не лишен противоречий, но он далек от той богохульной ереси, за которую его нередко клеймят. Терзаемый физически и духовно, Иисус в исполнении Дефо как минимум не менее реален, чем любое другое его воплощение на экране. Скорсезе видит уникальность его судьбы в «борьбе между духом и плотью».

«Роль сильно на меня повлияла, – считает Дефо. – Марти вынашивал этот замысел долгие годы, и я рад, что он позволил мне участвовать в его создании».

От Господа к гангстерам, от Иисуса к Джимми Конуэю – и вновь завораживающее перевоплощение Де Ниро. Сценарий, который друг и коллега Скорсезе Майкл Пауэлл называл «ошеломляющим» и «бесценным общественным документом», основан на книге Николаса Пиледжи «Умник». Фильм погружает зрителя в криминальное подполье и как ни один другой обнажает блеск, кровь и жадность гангстерской культуры. Это определенно не просто развлекательное кино.

В благодарность Universal за финансирование «Последнего искушения Христа» Скорсезе снял свой первый ремейк – неприкрыто коммерческий триллер. Однако и здесь он не удержался, чтобы не взъерошить причесанный сценарий, изначально написанный для Спилберга. Ник Нолти далек от идеального отца семьи, сыгранного Грегори Пеком, в то время как Де Ниро изображает отвратительного, мстительного Макса Кэйди – вышедшего на свободу зэка. Джульетт Льюис, прекрасно справившаяся с ролью наивной дочки, говорит, что чувствовала себя «избалованной» работой с таким открытым, энергичным режиссером: «Он поощрял импровизацию, – вспоминает она. – Была одна сцена, которую мы снимали дубль за дублем. И вот на девятой попытке я ему сказала: “Все хорошо? Может, мне надо делать что-то другое?” А он говорит: “Нет-нет! Я просто хотел посмотреть, что ты будешь делать дальше!” Мне это нравилось. Он просто с удовольствием снимал каждый новый дубль».

Роман Эдит Уортон о тайной влюбленности в декорациях Нью-Йорка XIX века казался неожиданным выбором. Однако с учетом интереса Скорсезе к субкультурам и теме противостояния страсти и долга, все вставало на свои места. Это первая из семи совместных работ с художником по костюмам Данте Ферретти, которая воссоздает ритуалы и роскошь, подчеркивающие жесткий миропорядок той или иной эпохи.

Основанный на реальных событиях, написанный в соавторстве с Пиледжи, с Джо Пеши в роли коротышки-психа, фильм «Казино» был многими воспринят как клон «Славных парней». Ошибочно. Сыгранный Де Ниро неудавшийся романтик Сэм Ротштейн по кличке «Туз» движим не столько криминальными мотивами, сколько непреодолимым желанием контролировать все: от сердца несчастной проститутки в исполнении Шэрон Стоун до притонов Лас-Вегаса. Восьмая совместная работа Де Ниро и Скорсезе – на сегодняшний день последняя.

В этом медитативном кино о жизни четырнадцатого Далай Ламы Скорсезе стремился «отсутствие действия сделать действием». Он вышел в кинотеатрах в один день с «Титаником» и затонул, но «Кундун» и сегодня приятно пересмотреть, во многом благодаря операторской работе Роджера Дикинса.

«Это было для меня замечательным опытом, – восторженно вспоминает Дикинс. – Он великолепный режиссер: всегда имеет четкую концепцию того, что хочет получить в итоге, и полагается на тебя в воплощении этой концепции на экране».

Возвращению Скорсезе и Шредера на грязные улицы Нью-Йорка было не избежать сравнений с «Таксистом», но здесь шокирующую, на грани срыва игру демонстрирует уже Николас Кейдж в роли Фрэнка Пирса: медбрата, страдающего бессонницей и называющего себя «уборщиком скорби», опустошенного столкновениями с большим количеством страданий на улицах. Основанный на романе реального спасателя Джо Коннели, фильм неровный, но пропитанный ощущением подлинности происходящего. Скорсезе видит в неприукрашенной городской среде напоминание о собственной молодости в Маленькой Италии, с ее изгоями, алкоголиками и наркоманами. «Я всегда ощущал внутренний конфликт между сочувствием подобным людям и одновременно отвращением к ним». 

Несмотря на успех в воплощении многоликого Нью-Йорка на экране, был один фильм, работу над которым Скорсезе никак не удавалось начать: «Среди других замыслов я всегда думал об одной картине – “Бандах Нью-Йорка”». Участие ДиКаприо стало залогом кассового успеха и началом творческого союза с режиссером, но главный тут все-таки Дэниел Дэй-Льюис в роли Мясника Билла («Один из самых грозных персонажей за всю историю кино», – признает ДиКаприо). Ходят слухи о спорах вокруг финальной редакции этой необычной саги, освещающей малоизвестный период американской истории. Основанная на документально подробной книге Герберта Эсбери, она показывает рождение того жестокого гангстерского мира современности, который режиссер запечатлел в своих предыдущих картинах.

Чем могла привлечь Скорсезе история талантливого, одержимого мелочами магната-синефила? Оказывается, ДиКаприо сам подкинул идею проекта режиссеру «Банд Нью-Йорка». «Я люблю работать с ним, потому что он всегда старается сделать кино настолько правдоподобным, насколько возможно, – замечает ДиКаприо. – Будь я режиссером, я хотел бы быть таким же. Не только в том, что касается истории и подлинности исторической обстановки, но и игры актеров».

«Этот фильм не из тех, что номинируют на “Оскар”», – говорил EMPIRE продюсер Грэм Кинг во время съемок нового криминального фильма Скорсезе. Но он оказался неправ, и едва ли жалел об этом, когда Марти поднимался на сцену, чтобы принять награду из рук старых друзей Спилберга, Копполы и Лукаса. «Вы не могли бы еще раз проверить конверт?» – сострил он, когда шестая номинация за лучшую режиссуру, наконец, принесла ему золотую статуэтку.

Четвертая совместная работа Скорсезе и ДиКаприо, которые решили не злоупотреблять репутацией, полученной после вручения «Оскара», и не снимать в этот раз ничего чересчур высоколобого. Вместо того они взялись за «Остров проклятых», готический ужастик, сюжет которого основан на романе Дэнниса Лихэйна, а визуальный ряд рифмуется с фильмами Вэла Льютона 40-х годов («Сумасшедший дом», «Остров мертвых»). Академия так и не оценила перевоплощение ДиКаприо в сыщика, расследующего побег пациента из психиатрической лечебницы для преступников, но мы-то знаем, что первый «Оскар» для Лео уже не за горами. «ДиКаприо сказал, что я для него учитель, – говорит Скорсезе, – но, знаете, он и сам охотно рискует и готов к любым экспериментам»

Наверное лучшее из тандема Скорсезе/ДиКаприо, три часа чистого безумия и адреналина. Фильм открыл миру Марго Робби и подарил вторую номинацию на «Оскар» Джоне Хиллу. Хоть «Волка» и оставили почти без наград, картина оставила жирный след в истории кино и хорошенько врезалась в память зрителю.

Многострадальная экранизация одноименного романа Сюсаку Эндо, настоящий passion project великого режиссера. Мартин Скорсезе прочитал книгу «Молчание» сразу после съемок «Последнего искушения Христа». Роман нашел отклик в сердце режиссера и Марти много лет мечтал перенести его на большой экран. На главные роли он взял не своих любимцев, а Эндрю Гарфилда и Адама Драйвера, идеально вписавшихся в общее настроение картины. Скорсезе с доскональной точностью удалось справиться с моментами, которые казались попросту неэкранизируемыми. Он убедительно разоблачает лицемерие и двойственность религии, отделяя её от искренней веры, в которой нет места для гордости. На экране разворачивается завораживающее и головокружительное зрелище, иногда подхватываемое едва слышной мелодией или шумом океана. В этом путешествии каждый страждущий, независимо от вероисповедания и жизненной позиции, найдет что-то для себя.

«Ирландец», бесспорно, лучший фильм Скорсезе со времен «Славных парней» (на самом деле еще круче), настоящая квинтэссенция мастерства одного из главных режиссеров нашего поколения. Безупречный, даже образцовый, фильм, который будут задавать на каникулы студентам киношкол ближайшие лет сто. Продакшен занял 108 дней, во время которых отсняли 309 сцен на 170 локациях, все это уместилось в историю длиной в три с половиной часа, из которых ни минуты не выкинешь. Сюжет довольно ровный, без адреналиновых скачков (как минимум первые два акта точно), протекает плавно и размеренно, но история захватывает внимание с такой силой, что про время ты напрочь забываешь.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Текст: Empire
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?