Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Мать всех слэшеров: 6 фильмов, вдохновленных «Психо» Хичкока

16 июня исполняется 63 года с выхода «Психо» Альфреда Хичкока — фильма, который по сей день считается самым значимым в карьере режиссера. Многие кинематографисты сходятся на том, что именно «Психо» в свое время стал предтечей жанра слэшер, предопределив будущее развитие индустрии. Рассказываем о шести картинах, которые так или иначе вдохновлялись хичкоковским шедевром.

Добавить в закладки
Мать всех слэшеров: 6 фильмов, вдохновленных «Психо» Хичкока

Гуннар Хансен в роли Кожаного Лица на кадре из фильма «Техасская резня бензопилой»

Гуннар Хансен в роли Кожаного Лица на кадре из фильма «Техасская резня бензопилой»

Маньяк Кожаное лицо из знаменитой хоррор-франшизы «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера был создан по образу и подобию Эда Гейна — американского серийного убийцы, некрофила, орудующего в середине прошлого века. Мало кто знает, что Гейн также послужил прототипом для персонажа Нормана Бейтса, главного антагониста «Психо». Хупер не только заимствует идею Хичкока, но и выводит ее на новый уровень, добавляя фигуре маньяка больше кинематографической жестокости: нож превращается в бензопилу, а на озверевшем лице появляется специфическая кожаная маска. Там, где «Психо» лишь нащупывает механику слэшера, «Техасская резня бензопилой» полностью воплощает ее в жизнь.

Оливия Хасси в роли Джесс на кадре из фильма «Черное Рождество»

Оливия Хасси в роли Джесс на кадре из фильма «Черное Рождество»

«Черное Рождество» Бена Кларка — один из немногих слэшеров, который смог сохранить узнаваемую атмосферу праздника (многочисленные ремейки и продолжения не в счет). В фильме маньяк, находящийся под влиянием извращенных сексуальных фантазий, преследует сразу несколько девушек — представительниц студенческого сестринства. Вышедшее в 1974 году «Черное Рождество» вдохновлялось не только «Психо» и «Подглядывающим Томом», но и итальянским джалло, европейским ответвлением хоррора, придуманным Дарио Ардженто. Как и в »Психо», в «Черном Рождестве» повсеместно соседствуют насилие и эротизм, при этом лицо и личность преступника все время находится за кадром, оставаясь для зрителей загадкой.

Бетси Палмер в роли мамаши Вурхиз на кадре из фильма «Пятница, 13-е»

Бетси Палмер в роли мамаши Вурхиз на кадре из фильма «Пятница, 13-е»

Наряду с «Хэллоуином» и «Техасской резней бензопилой» «Пятница, 13-е» Шона Каннингема является одной из самых известных франшиз фильмов ужасов. И если многочисленные сиквелы «Пятницы, 13-е» все больше обращались к творчеству Джона Карпентера, то оригинальную картину, снятую по сценарию Виктора Миллера, можно уверенно назвать переосмыслением «Психо» Хичкока. Джейсон Вурхиз — тот же Норман Бейтс — эмоционально нестабильный мужчина, находящийся под контролем психопатической матери. В первой части миссис Вурхиз и ее сын как бы меняются местами — мы видим историю глазами Памелы, женщины, потерявшей единственного ребенка. Как и Норман, Памела периодически слышит голоса и воспринимает их как руководство к действию. Впоследствии бразды правления франшизой окончательно переходят в руки Джейсона, но, увы, далеко не все сиквелы «Пятницы, 13-е» смогли добраться до уровня оригинала.

Нэнси Аллен в роли Лих Блейк на кадре из фильма «Бритва»

Нэнси Аллен в роли Лих Блейк на кадре из фильма «Бритва»

Ни на одного режиссера творчество Хичкока не повлияло так, как на Брайана Де Пальму. Не любимая ни критиками, ни зрителями, но тем не менее культовая «Бритва» — это своего рода ода «Психо». Как и Норман Бейтс, доктор Роберт Эллиот в исполнении Майкла Кейна совершает преступления, находясь в образе женщины. Эмоционально сдержанная, но до чертиков пугающая сцена убийства лезвием бритвы в лифте почти так же поразительна, как знаменитая хичкоковская сцена с нападением в душе. Сын погибшей, ставший невольным свидетелем произошедшего, пытается раскрыть дело и найти предполагаемого преступника, что приводит к новым неожиданным поворотам. Любому настоящему поклоннику «Психо» определенно стоит посмотреть «Бритву», которая является не сюжетным, а духовным продолжением легендарного триллера.

Джейми Ли Кертис в роли Лори Строуд на кадре из фильма «Хэллоуин»

Джейми Ли Кертис в роли Лори Строуд на кадре из фильма «Хэллоуин»

Оригинальный «Хэллоуин», снятый Джоном Карпентером в 1978 году, официально завершил то, что в свое время начал Альфред Хичкок, превратив слэшер в полноценный жанр кинематографа. Простая, но запоминающаяся мелодия, открывающие кадры, снятые от первого лица, сильный женский персонаж в исполнении Джейми Ли Кертис, оригинальное использование освещения и пугающе безликая фигура Майка Майерса сформировали окончательное представление о слэшере в том виде, в котором жанр продолжает существовать на сегодняшний день. По большому счету «Хэллоуин» можно назвать золотым стандартом для всех слэшеров.

Энтони Хопкинс в роли Ганнибала Лектора на кадре из фильма «Молчание ягнят»

Энтони Хопкинс в роли Ганнибала Лектора на кадре из фильма «Молчание ягнят»

Как и большинство фильмов в нашей подборке, «Молчание ягнят» Джонатана Демми стало если не новым словом, то важной вехой в развитии жанра слэшера. В своей культовой работе Демми во многом следует по пути Тоуба Хупера и «Техасской резни бензопилой», который, как мы помним, вдохновлялся «Психо» Хичкока. Демми использует все тот же слепок реального маньяка Эда Гейна, значительно трансформируя и очеловечивая его экранный образ. В отличие от Нормана Бейтса и Кожаного лица, Ганнибал Лектер — убийца максимально осознанный, хоть и страдающий от все тех же пресловутых mother issues. Там, где Бейтс вонзит в спину нож, а Кожаное лицо хладнокровно порубит бензопилой, Лектер отравит разум ядом собственных убеждений, которые ранят не на уровне тела, а на уровне души, уничтожая любую надежду на восстановление.

Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?