
В Выборге завершился 33-й кинофестиваль «Окно в Европу», под крылом которого в этом году собрались десятки опытных и совсем «зеленых» российских кинематографистов: Стас Иванов, Евгений Григорьев, Тинатин Баркалая, Станислав Росс и многие другие. Специально для тех, кто все пропустил, кратко рассказываем о главных лентах анимационной, игровой и документальной программы.
КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО
Главный приз фестиваля, конкурс «Выборгский счет» (3-е место), победитель рейтинга кинокритиков «5 звезд»
«Окно в Европу» исконно считается фестивалем российских дебютов. Неудивительно, что в этом году главный приз в очередной раз отошел режиссеру, представившему на суд зрителей свое первое полнометражное кино. «День рождения Сидни Люмета» — трогательная история взросления от Рауля Гейдарова, автора короткого метра «Бебия, бабуа, Анзорик, я и мама», вышедшего в 2022 году. В центре сюжета фильма 17-летний Дато (Артем Кошман), которому на роду написано стать бурильщиком, но мечтает он о карьере в большом кино. С помощью подаренной матерью видеокамеры Дато фиксирует знаковые моменты уходящего детства, превращая их в одно большое солнечное воспоминание. Как и полагается дебютанту, Гейдаров снял очень личное кино, открыв перед зрителями палитру собственных подростковых переживаний. На фоне не самой сильной конкурсной программы фестиваля «День рождения Сидни Люмета» выделяется непробиваемой искренностью и плавностью повествования, способными задобрить даже самого придирчивого зрителя.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Конкурс «Выборгский счет» (1-е место)
«Жемчуг» Тинатин Баркалая («Сказки Гофмана», «Ландыш серебристый») — редкая конкурсная премьера, снятая в копродукции сразу двух стран — России и Индии. Главная героиня — 11-летняя сирота Марта (Дарья Полунеева), которую волею случая берет под опеку очень обеспеченная московская пара: Роман (Евгений Цыганов) и Елена (Светлана Ходченкова) Мухины. Несмотря на внешний лоск и богатство, в семье Мухиных полностью отсутствуют любовь, доверие и взаимопонимание. Опасаясь возможного развода, Елена использует Марту для того, чтобы склеить трещину в когда-то благополучном браке. Роман же решает исполнить заветную мечту девочки и покупает билеты в Индию. «Жемчуг» — семейная драмеди с претензией на большой прокатный хит. Словно принцесса Шахерезада, Баркалая рассказывает зрителям завораживающую восточную сказку, в которой нашлось место и громким предательствам, и колоритным музыкальным сценам. Несмотря на отсутствие стройной драматургии, «Жемчуг» оставляет за собой шлейф уютного, воодушевляющего кино, которое надолго останется в памяти.
Специальный приз жюри за энергию на экране
Бандитская комедия — один из тех жанров, которые никогда не потеряют актуальность в российском прокате. Режиссер «ЮЗЗЗ» и «Высокого сезона» Стас Иванов возвращается на большие экраны с роад-муви о, казалось бы, невозможной дружбе петербургского бандита и полицейского. Главный герой «Гели» — угонщик машин Саня (Илья Малаков), который вот-вот станет отцом новорожденного мальчика. Как назло, прямо во время схваток жены (Дарья Мельникова) Саню вызывают на «дело», где его уже поджидает капитан Сергей Орехов (Антон Васильев). К счастью, Орехову совсем не интересно заключать Саню под стражу, он охотится за его начальством, которое, по слухам, имеет прямые связи с полицией. Вместе Саня и Сергей отправляются на поиски заказчика прямо на угнанной машине, перламутровом «Гелендвагене».
«Геля» симулирует причастность к жанру, который в 90-х популяризировал Гай Ричи, но на деле во многом остается бесхитростным и исключительно развлекательным кино, которое определенно найдет свою нишу в прокате.
«Кто-то должен умереть» Евгения Григорьева — иронический триллер, который путается в плот-твистах, заходит куда-то не туда, но в целом достоин зрительского внимания. Григорьев — в прошлом клипмейкер и документалист — снял красивое камерное кино с невероятным актерским квартетом, состоящим из Павла Деревянко, Юлии Снигирь, Аглаи Тарасовой и Дениса Прыткова. Как можно догадаться по названию, кому-то (а может, всем сразу) из героев суждено в конце попрощаться с жизнью при весьма печальных обстоятельствах. В центре сюжета две пары, которые отправляются на отдых в небольшой загородный дом. Однако вместо стандартного набора из шашлыков и алкоголя неверные супруги получают яд, а обманутые заставляют их пройти испытания на прочность и силу роковой любви.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Дебютантка Камила Рамазанова, выпускница мастерской братьев Котт во ВГИКе, вполне удачно совмещает бадди-муви с деревенской мелодрамой. До шедевров Василия Шукшина дебютантке далеко, но сентиментальное кино способно растрогать широкую публику. Надменный молодой режиссёр Саша (Филипп Ершов), который едет на поезде из Челябинска в Москву на премьеру собственного дебютного фильма, знакомится в плацкарте с работягой с завода Геной (Дмитрий Куличков). После нескольких рюмочек самогона соседи по вагону становятся друзьями. Утром Гена обманным путём вытаскивает Сашу из купе в провинциальном городе. У режиссёра с собой нет ни денег, ни мобильника, а следующий поезд будет только через полтора дня. Гена знакомит Сашу с родственниками и друзьями, которых не видел много лет. Рамазанова любопытно рассуждает о разнице в восприятии мира в столице и провинции и доказывает, что счастливым можно стать не только в Москве.
КОНКУРС АНИМАЦИОННОГО КИНО
Главный приз конкурса анимационного кино
Главный приз в анимационном конкурсе взял мультфильм «Жил-был тигр» режиссеров Марии Верик и Дмитрия Масягина. Это история странного знакомства скучающего в зоопарке тигра и непосредственного козлика, волею судьбы попадающего в зоопарк. То, что поначалу кажется провокацией — козлик то и дело норовит привлечь внимание могучего полосатого хищника, — оборачивается самой настоящей дружбой. С помощью ярких акварельных мазков авторы создают настроение мультфильма, которое штормит от радости до грусти; магистральной при этом остается тема одиночества. Две абсолютные противоположности пытаются найти точки соприкосновения в мире, где им суждено быть врагами. Отойдя от привычных стереотипов, каждый в конечном итоге находит близкого — не по крови, но по душе.
КОНКУРС НЕИГРОВОГО КИНО
Приз киностудии «Нэцки» имени Саввы Кулиша
Два года назад ученик Александра Сокурова Юрий Мокиенко с дебютной документальной комедией «Отцы» победил в конкурсе неигрового кино на «Окне в Европу». В «Великанцах» тоже хватает смешных эпизодов. Мокиенко рассказывает о подготовке театра «Кукольный формат» к масштабному городскому празднику. По улицам Петербурга шествуют гигантские фигуры Фёдора Достоевского, Николая Гоголя и Александра Пушкина. Сцены изготовления кукол смонтированы параллельно с созданным с помощью нейросети фильмом о превращении живого в неживое: опытах Луиджи Гальвани и размышлениях Эмпедокла об основных элементах материи. Автор проводит параллель между артистами и учёным с философом — работники театра тоже пытаются вернуть в наш мир классиков русской литературы. Документальный фильм с большим уважением, без назидательности и в игривой форме говорит о великих писателях, пытается связать авторов с сегодняшним днём.
Особое упоминание жюри за проницаемость современности
Елизавета Саввина, выпускница мастерской Алексея Учителя и Алексея Гелейна, сняла документальный фильм о сельпо неподалёку от Ленинградского шоссе, между Тверью и Москвой, всего за три дня. Зимой магазин становится центром притяжения для всех жителей посёлка. У входа стоит будка, в которой живёт ласковая дворняга Бобик. Местные алкоголики рассказывают собаке обо всех горестях: об ушедшей жене, увольнении с работы и отсутствии друзей. «Магазин» — милейшая зарисовка, которая позволяет выговориться выброшенным на обочину жизни маргиналам. Собеседнику не нужно ничего отвечать, достаточно облизать руки и посмотреть на одинокого человека добрыми глазами.
Алексей Федорченко успел зарекомендовать себя как мастер гибридных фильмов: как и в картинах «Монета страны Малави» и «Колбаса Митрофана Аксёнова», автор соединяет элементы игрового и неигрового кино. Анимационные вставки и разыгранные непрофессиональными актёрами сценки вносят разнообразие в документальное повествование. По заказу фестиваля искусств «Горький+» режиссёр снимает фильм о юности Максима Горького в Казани и селе Красновидово. Тогда ещё Алексей Пешков пытался покончить с собой из-за любимой, выпил яд в больнице, но был спасён врачами и сослан духовенством за пределы города. «Горящий Горький» — одновременно информативное и развлекательное кино: исторические факты перемежаются оживающими с помощью нейросетей фотографиями Горького, возлюбленной писателя и простых чиновников конца XIX века. Трудно не подпасть под обаяние фильма, в котором известный писатель корчит рожи и подмигивает. Между будущим классиком и зрителем нет никакой дистанции.
Главный приз конкурса неигрового кино
Для Филиппа Устинова документальный «Инстинкт» стал дебютом. Картина рассказывает о Любе и Игоре — двух энтузиастах, которые в 2020 году открыли в Красноярском крае первый центр спасения и реабилитации диких животных. Существует организация на пожертвования и средства учредителей. Люба и Игорь вечно в долгах, но не сдаются, поскольку не могут пройти мимо страдающих животных. Каждый день ветеринары спасают воронят, кроликов и летучих мышей. Особым испытанием становится появление в центре косули, которую сбили на трассе. Люба и Игорь хотят не только поставить кормящее животное на копыта, но и найти потомство, которое ждёт маму где-то в кустах. Чёрно-белый фильм создаёт портрет героев, о которых никто мог бы и не узнать. Особо чувствительные зрители наверняка весь короткий метр будут утирать слёзы — смотреть на травмированных зверят исключительно тяжело.