Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

«Активное возрождение» отечественного кино, о котором г-н Михалков твердит, как о свершившемся факте, в самом деле напоминает что-то активное - но только с Франкенштейнами, Дракулами, Големами, Носферату, которые обступают со всех сторон. К сожалению, размножаться они могут только делением, что не имеет с «родами» ничего общего. Другого, видно, не знают. Чтобы знали, остались лишь грубые сравнения.

В один день на экраны вышли «Антикиллер» Егора Кончаловского и совершенно стандартный французский боевик Жерара Пиреса «Неудержимые». Бюджет у Пиреса в три раза больше, но тоже каких-то 15 млн. долларов - не «Титаник». А при прочих равных условиях - жанр, молодость авторов, влияние рекламы - два эти фильма вполне сравнимы друг с другом с точки зрения доставленного удовольствия. Дальше, наверно, можно было бы не писать, в чью пользу. Но надо написать.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Неудержимые"

Пирес честно берет тысяча сто двадцать первое ограбление банка и придумывает в меру актуальную и оригинальную упаковку. На сей раз грабит Стивен Дорфф («Безумный Сесил Б.») в компании негра, девушки и ботаника. Первый случай - на роликах, второй - с подводным плаванием, третий - со скалолазанием, четвертый - с автогонками, и все профессионально разыграно до победного конца. Либо всех убьют, либо кто-то еще погуляет в белых штанах по Рио-де-Жанейро. Конечно, предсказуемость гораздо навязчивей выдумок, как бы ни было быстро линейное развитие сюжета, но и сюжет, и быстрота, обильно сдобренные юмором, присутствуют. И помимо стильных, адекватных съемок придумана еще полицейская Наташа Хенстридж («Девять ярдов»), с которой у Дорффа будет роскошный секс в бане и для баланса с которой погибнет грабительница, придуман шеф полиции Брюс Пейн («Подземелье драконов»), который грабит грабителей, и, наконец, неуемная мафия, чьи облигации ненароком попали в состав награбленного.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Неудержимые"

Все связано, все учтено: если к инвалиду на лавочке подъехала полиция и спросила, куда делись те, на роликовых коньках, он пошлет в парк, а в парке толпа на роликах, и грабителей резонно не поймают, можно двигаться дальше, а если в кадре появляется мафиозный киллер, который в воскресной школе диктует детям Священное писание, так он и взорвется потом гротесково, как последний придурок. Кое-что лишнее, конечно, есть, когда негр или девушка слишком долго делают очевидные вещи. Потому-то «Неудержимые» - не шедевр, а необязательное развлечение. Развлекся, вышел, забыл, но денег вообще не жалко. Почти правильное в своем госстандарте кино. «Антикиллер» берет другим.

Помимо стильных, адекватных съемок Егор Кончаловский берет на роль безвинно отсидевшего оперативника Гошу Куценко, на роль посадившего его нового русского мафиози - Александра Балуева, на роли его подручных - Евгения Сидихина и Вячеслава Разбегаева, и прочая и прочая вплоть до эпизодов (Ульянов, Шакуров, Белявский, Бортник, Сухоруков, Михаил Ефремов), и это все. Между всеми этими значительными лицами почти до самого конца не происходит практически ничего.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Антикиллер"

Куценко вышел из тюрьмы и все время вспоминает, как сел. Долго сидит на лавочке, рядом играют в бейсбол. Долго в кадре стильные бейсболисты в чем-то оранжевом. Постепенно экспонируются упомянутые персонажи. Шакуров - грубый старый вор в законе, Ульянов - утонченный старый крестный отец (значимая, пожалуй, для самого Ульянова пародия на Брандо, не более того). Бортник с Белявским - чисто «лицевые», для аллюзий со считающимся в отдельных слоях населения культовым «Местом встречи изменить нельзя». Балуев безлик, Сидихин, как всегда - убийца с человеческим лицом, Сухоруков, тоже как всегда - с нечеловеческим. Вот первый час с лишним они и экспонируются в соответствующих отношениях: кто на кого зубы точит и насколько остро. Все массовые побоища и отдельные убийства в это время проистекают не друг из друга или к чему-то одному (грабежу, мести, серийной мании), а лишь для характеристики тех или иных лиц. Скучно смертельно, но на втором часу убивают одного из «экспонированных», оперуполномоченного начальника (Юрий Кузнецов), и Куценко решает мстить за убитого друга. Дальше за двадцать последних минут вся предыдущая размазня должна быть сведена воедино. Тут начинается полный бред.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Антикиллер"

Главная гордая выдумка - как бы убитый Шакуров во время своих похорон, пока подставивший его Ульянов произносит прочувствованную речь, поднимает на смертном одре голову и слушает с улыбкой. Ульянов, конечно, вынужден застрелиться, но вся публика давно была предупреждена, что Шакурова не убивали. Чего ж ей ждать, чем интересоваться? Остальное мочилово в основном подано в чистом виде - красноармейские ножи, взрывы в развалинах, широкомасштабные перестрелки - лишь на отечественной территории. Но если сама территория максимально уподоблена какому-то абстрактному Гонконгу, то что нам, с другой стороны, натуральных гонконгских «экшнов» не хватает? И потом, у них там, в Гонконге, даже с желто-одинаковыми лицами всегда совершенно ясно, кто грабил, кто мстил, а кто был маньяк. Тут, в «Антикиллере», сколько бы «Мерсов» ни побили на съемках, все равно остаются вопросы. Кто был тот закопанный труп, которого так долго вспоминал Куценко? Куда и зачем засылали так долго «опускаемого» на наших глазах вора-«апельсина»? Зачем он вообще появился, если никуда не делся? Почему Шакуров в конце концов заказал Куценко, спасшего ему жизнь? Это что все - очередные «характеристики» честного опера, честного вора и воровского закона «свидетелей не оставлять»? Но даже в «Неудержимых» уже все характеристики даются мелкой деталью - файлом на мониторе за спиной действующего лица или голосом в телефоне на фоне другого действия. С другой стороны, если придуман какой-то специфический «воровской закон», о нем хотя бы намекают, пусть бы даже пол-словом. Почему тут не намекают, но тратят столько времени неизвестно на что? Короче, где действие, если все практически - лишнее? На что публике деньги тратить?

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Антикиллер"

Вот если все-таки писать дальше, нельзя не отметить, что на пресс-конференции после просмотра авторы «Антикиллера» извивались и так, и эдак - вполне на манер франкенштейнов. К «фильму действия» за полным отсутствием ответов быстренько приплели «авторский» фильм «про людей». «Кончаловский», конечно, многое объясняет, но все-таки «про людей» - это когда хоть известно, чей труп, показанный неоднократно, был когда-то закопан. Когда «от народа», поровну с оранжевыми бейсболистами, не выступает одна-единственная одиозная тетка, крадущая курицу у убитого на улице начальника. Когда по этой улице ходят разные люди - сварщики и электросварщики, инженеры и видеоинженеры, врачи и учителя, а не одни киллеры и антикиллеры. Когда же не ходят и неизвестно о них «авторам» ничего - это такой же фильм «про людей», как пресловутый «экшн».

Только в детском саду можно публично извиваться. Детский сад бывает со страшилками - то ли послеобеденным сном, то ли физзарядкой, то ли дополнительными упражнениями. Как, например, попытаться снять отечественное подобие гонконгских боевиков, когда карманных денег дали не то чтобы очень много, а ты еще маленький и не умеешь тратить. Вот упражнения и получаются кособокими: где деньги затрачены, там подобие, а остальное пусто. Подобий в «Антикиллере» пара: родные артисты и французские техники-монтажеры. Картинка да интонация действительно похожи на Гонконг. Все остальное - сюжет, его упаковку, развлечение, удовольствие даже забывать не приходится. Просто сплошные дыры, чернеющие провалы под стандартно состроченной кожей ходячего мертвеца. На фоне «Неудержимых» - ребенка здорового, живорожденного, хоть и не вундеркинда, это особенно заметно. И кто ж тогда из родителей не пожалеет денег на размножение монстров из сновидений своих детей? Кто пустит своих детей к размножившимся монстрам?

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  124



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть