Рецензия на фильм «Последний взмах флага»

Ларри Шепард, скромный ветеран Вьетнама, живущий скромной жизнью тихого служащего в пригороде Портсмута. Его любимая жена недавно скончалась, а теперь постигла еще одна утрата – из Ирака пришло сообщение о гибели его сына Ларри-младшего...

Мимо кассы

Ларри Шепард, скромный ветеран Вьетнама, живущий скромной жизнью тихого служащего в пригороде Портсмута. Его любимая жена недавно скончалась, а теперь постигла еще одна утрата – из Ирака пришло сообщение о гибели его сына Ларри-младшего. Зная, что в одиночку с горем ему не справиться, Шепард разыскивает двух своих однополчан – безбашенного задиру Сэла и нашедшего себя в служении Богу Ричарда – и вместе с ними отправляется встречать гроб с телом сына. На предложение военных похоронить солдата на мемориальном кладбище Ларри отказывается, и вместе со старыми друзьями и приставленным для охраны и поддержки молодым морпехом Вашингтоном берется переправить гроб домой, чтобы похоронить сына рядом с его матерью. Но путь предстоит неблизкий, а старые друзья кроме веселеньких деньков припоминают и о драме, объединившей их во Вьетнаме…

Кадр из фильма «Последний взмах флага»

Кадр из фильма «Последний взмах флага»

Режиссер Ричард Линклейтер – один из самых удивительных творцов в современном кинематографе. При том что картины его разительно отличаются друг от друга (сравните, например, «Помутнение» и «Отрочество», «Нацию фастфуда» и «Школу рока», и не забывайте о стоящей отдельно трилогии «Перед рассветом»), в них всегда прослеживается какой-то удивительный гуманизм и любовь к человечеству, пусть не всегда заслуживающему такое теплое к себе отношение. Каждый новый фильм Линклейтера – удивительное, непредсказуемое путешествие в мир людских эмоций и характеров, рассказывающий о нас самих, может быть, даже чуть больше, чем о персонажах ленты.

Кадр из фильма «Последний взмах флага»

Кадр из фильма «Последний взмах флага»

Роман «Последний взмах флага» вышел еще в 2005 году, но тогда Линклейтер отказался переносить его на экран, посчитав, что зрителей должно отделять достаточно времени от событий, показанных в книге, чтобы оценить масштаб трагедий и потерь

«Последний взмах флага» – произведение, возникшее не на пустом месте. За основу сценария Линклейтер взял одноименную книгу Дэррила Пониксена, которая, в свою очередь, была продолжением романа «Последний наряд», по которому еще в 1973 году Хэл Эшби снял прекрасную военную драму с Джеком Николсоном в главной роли. Интересно, что Линклейтер не захотел делать сиквел «Последнего наряда», а скорее снимал отдельную историю с собственными героями и несколько измененными событиями в прошлом солдат, прошедших Вьетнам. Все потому, что интересовали автора несколько иные вещи, чем те, что демонстрировал фильм Эшби. И это правильно, ведь прошло немало времени, мир изменился, а пожары войн перекинулись на новые территории и вовлекли новые поколения.

Кадр из фильма «Последний взмах флага»

Кадр из фильма «Последний взмах флага»

Именно драма потери старым воякой своего сына становится ключевой темой «Последнего взмаха». Шепард избежал смерти во Вьетнаме (хотя насмотрелся всякого, что навсегда изменило его жизнь), а вот сына уберечь не смог. И что печалит героя более всего – Ларри-младший не погиб в героической схватке с террористами, не попал в засаду и не отдал жизнь, прикрывая товарищей, ему подло выстрелил в спину моджахед-одиночка, когда солдат шел в обычный продуктовый магазин в иракской деревушке. Отчего-то это не дает покоя ни Шепарду, ни его друзьям, это вызывает злобу к армии и ее генералам, да и в собственном прошлом будит самые отвратительные воспоминания. В какой-то мере, убегая с телом сына от военных, Шепард начинает безнадежный побег от собственного прошлого, с которым все равно так или иначе придется встретиться и примириться.

Кадр из фильма «Последний взмах флага»

Кадр из фильма «Последний взмах флага»

Изначально персонаж Брайана Крэнстона имел в сценарии итальянские корни, но актер убедил постановщика в том, что в образе ирландца он будет выглядеть более гармонично. После коротких проб Линклейтер согласился на изменения

Не хочется раскрывать всех деталей сюжета, но нужно отметить, что Линклейтер необыкновенно точно подводит героев и зрителей к кульминации – в фильме чередуется неизбежный пафос речей о долге и сальные анекдоты, которыми развлекаются солдаты, герои то смешно спорят о вере, то вдруг встают перед неизбежным вопросом о природе героизма. Но когда кажется, что в финале страсти улягутся, автор использует последний козырь, который окончательно плавит сердечный лед – столь трогательной сцены, как чтение последнего письма погибшего солдата, сложно припомнить в фильмах последних лет.

Нет смысла говорить о том, что кино не только снято, но и сыграно с необычайной теплотой – Ричард Линклейтер изначально рассчитывал на участие в картине Лоуренса Фишберна и Стива Карелла, а потому образы легли на их плечи как влитые. Если вы все еще полагаете, что удел Карелла – взрослые комедии с нелепыми героями, то нет лучше способа, чтобы расстаться с иллюзиями – актер великолепен, причем именно в драматических сценах. Вообще о взаимоотношениях героев, блистательно показанных в фильме, можно было бы написать отдельный большой текст, но он не заменит просмотра картины, грустной, но жизнеутверждающей, как и большинство лент Линклейтера.

 
19.01.2018 Текст: Евгений Ухов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00