Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

На новом уровне качества

Говорят, что история повторяется по спирали. В полной мере это можно отнести и к техническому прогрессу. Сегодня домашняя видеотехника переходит на новый виток такой спирали с непривычным пока названием Ultra HD Blu-ray

Добавить в закладки
На новом уровне качества

Вспомним, как рождался стандарт Blu-ray – началось все с появления телевизоров и проекторов с разрешающей способностью, превышающей стандартные для того времени 480 и 576 строк. Сначала это были так называемые HD Ready устройства, разрешение которых составляло 1280x720 точек, позже появились телевизоры и проекторы с полным HD-разрешением 1920x1080 точек. Видео для демонстрации на этих устройствах скалировалось с исходников в стандартном разрешении (в большинстве случаев – с дисков DVD). И лишь через несколько лет появились коммерческие релизы дисков Blu-ray и устройства для их воспроизведения, способные полностью раскрыть потенциал Full HD телевизоров и проекторов.

Сейчас наблюдается похожая картина – сначала в продаже появились телевизоры с разрешением 4K, затем были представлены 4K-проекторы. Плееры и ресиверы для домашнего кинотеатра получили функцию скалирования видео до разрешения 4K, а компания Sony для демонстрации своих телевизоров и проекторов даже выпустила мультимедийный плеер 4K, на жесткий диск которого было записано несколько фильмов в этом разрешении. Но в полной мере раскрыть потенциал современных устройств отображения и окончательно перейти на новый уровень качества домашнего видео под именем «4K» должен был новый формат оптических дисков Ultra HD Blu-ray. С выходом первых релизов в этом формате и с появлением в продаже проигрывателя для их воспроизведения вполне можно констатировать: эпоха 4K наступила. В чем же отличительные особенности формата Ultra HD Blu-ray? Попробуем разобраться.

Обычно при запуске нового формата носителей видео для бытового использования не ограничиваются только одной «фишкой» – как правило, увеличением разрешения картинки. Так, при старте стандарта DVD пользователи получили пятиканальный цифровой звук, выбор из нескольких звуковых дорожек и субтитров, невиданные ранее возможности навигации и дополнительные материалы к фильму. При появлении дисков Blu-ray к картинке Full HD прилагались многоканальные lossless-звуковые дорожки и возможности получения различной информации из Глобальной Паутины, что расширяло интерактивность просмотра. Со стандартом Ultra HD Blu-ray тоже произошли инновации в области звукового сопровождения – на этих дисках большая вероятность обнаружить саундтрек в новых форматах Dolby Atmos, DTS:X и Auro 3D. Впрочем, ничто не мешает выпускать и обычные диски Blu-ray с такими дорожками, что и делается. Но главные инновации нового формата дисков не связаны с ее разрешением и касаются качества кодировки и отображения картинки. Это технология HDR и расширенный цветовой охват по стандарту Rec.2020.

Технология High Dynamic Range (HDR)

Расширенный динамический диапазон (High Dynamic Range – HDR) обеспечивает увеличение диапазона яркостей между самыми темными и самыми яркими участками кадра, что, в свою очередь, делает картинку субъективно более контрастной и яркой. Кроме того, улучшается способность отображения деталей в очень ярких или темных местах кадра. Правда, чтобы продемонстрировать все преимущества HDR, эту технологию по понятным причинам должно поддерживать прежде всего устройство отображения. И раньше, чтобы визуально повысить контрастность, а с ней и проработку полутонов в тенях и на светлых участках, телевизоры меняли интенсивность подсветки, а проекторы – диафрагму объектива. Алгоритмы, управляющие этим процессом, исходили из средней яркости по всему кадру, в результате чего всегда получался некий компромиссный, не всегда естественный результат. Технология HDR и призвана устранить этот компромисс, передавая дополнительные метаданные для изображения, в которых и будет закодирована информация о динамически меняющейся экспозиции (яркости) кадра и гамме (считай – контрастности). А устройство отображения, опираясь на эти данные, может оперативно и, что важнее, оптимально подстраивать изображение. В итоге получается идеальная картинка практически на любом дисплее или экране. Визуально она кажется более контрастной и яркой, хотя в реальности ни предельная контрастность, ни яркость устройств отображения не повышается.

Расширенный цветовой охват Rec.2020

Вторым важным моментом стал расширенный цветовой охват, достигаемый за счет применения 10-битного кодирования цвета (в стандарте DVD и Blu-ray использовалось 8-битное кодирование). Наиболее наглядно преимущества расширенного цветового охвата видны на стандартном цветовом локусе. Видно, насколько профиль Rec.2020 перекрывает стандартный Rec.709, в особенности по зеленой и красной составляющей. Возвращаясь от искусственных диаграмм к реальному видео, получаем расширенную цветовую палитру, богатство оттенков и натуральную цветопередачу.

Новому стандарту – новые средства

Существенное увеличение разрешения относительно стандарта Full HD и переход к 10-битному представлению цвета кратно увеличивают объем информации, необходимый для кодирования каждой минуты видео. Кроме того, используемый при авторинге дисков Blu-ray кодек H.264 (AVC) не поддерживает ни 10-битное кодирование, ни профиль Rec.2020. А значит, необходим более эффективный алгоритм подготовки видео с поддержкой заявленных технологий. И он был создан – в стандарте Ultra HD Blu-ray используется новый кодек H.265 (HEVC), который позволяет, хоть и на пределе возможностей, записать двухчасовой фильм в формате Ultra HD Blu-ray на стандартный двухслойный диск Blu-ray объемом 50 Гб.

Кроме того, в очередной раз была изменена система защиты авторского контента – новая версия получила индекс HDCP 2.2. Для успешной демонстрации дисков нового стандарта этой спецификации защиты должны соответствовать все компоненты системы домашнего кинотеатра, через которые транслируется видео. А значит, подготовка домашней кинотеатральной системы для работы с новым стандартом потребует замены всех элементов, включая кабели! Да-да, для трансляции видео с разрешением 4K в формате 4:4:4 60 Гц требуется кабель, способный пропускать поток 18 Гбит/сек, в то время как стандарт HDMI 1.4 подразумевал пропускную способность канала 10,2 Гбит/сек. И если на небольших длинах соединителей есть вероятность, что ваш старый кабель HDMI обеспечит требуемый поток, то в случае использования проектора, когда речь идет о длинах свыше пяти метров, кабель, скорее всего, придется заменить.

Прекрасно понимая, что для многих пользователей одновременное приобретение нового источника и апгрейд ресивера могут вызвать проблемы финансового толка, производители первых проигрывателей дисков Ultra HD Blu-ray оснастили свои модели двумя портами HDMI. Таким образом, если у вас в системе работает AV-ресивер с видеотрактом, не удовлетворяющим новым требованиям, есть возможность подключить плеер напрямую к телевизору или проектору, а для коммутации с ресивером для трансляции саундтрека использовать второй порт.

Есть что посмотреть

Сегодня уже доступен не один десяток дисков в формате 4K Ultra HD Blu-ray, а анонсирован выход 74 релизов. Среди них есть действительно примечательные издания, как по контенту, так и по техническому исполнению: «Безумный Макс: Дорога ярости», «Марсианин», «Выживший», две последние части саги Star Trek, «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и многие другие. Каждое издание включает, как правило, две версии фильма – на обычном Blu-ray с разрешением Full HD и на диске Ultra HD Blu-ray с разрешением 4K. Правда, сразу оговоримся, вся эта роскошь, как и устройства для воспроизведения дисков Ultra HD Blu-ray, доступна сейчас для рынка Северной Америки и отдельных европейских стран. О сроках появления формата в России пока можно лишь гадать.

Первые проигрыватели Ultra HD Blu-ray

Как и на старте формата Blu-ray, первым проигрывателем дисков 4K Ultra HD Blu-ray стала модель фирмы Samsung с индексом UBD-K8500. Ее продажи начались в США в начале 2016 года. По замыслу производителя этот аппарат должен стать единственным источником в вашей системе домашнего кинотеатра. В принципе, если домашний кинозал у вас используется только для просмотра кино, Samsung UBD-K8500 вполне справится с этой задачей. Для воспроизведения дисков Ultra HD Blu-ray требуется мощная вычислительная платформа, которая прекрасно справится с обработкой контента более низкого разрешения. Кроме дисков нового формата проигрыватель очень качественно воспроизводит диски 3D Blu-ray, Blu-ray и DVD. Кроме того, аппарат может быть интегрирован в домашнюю компьютерную сеть, для чего предусмотрен как порт Ethernet RJ45, так и встроенный адаптер беспроводных сетей Wi-Fi. Будучи подключенным в сеть, Samsung UBD-K8500 способен воспроизводить мультимедийные файлы всех популярных форматов и разрешений с серверов DLNA. Единственным исключением стали файлы образов дисков ISO. Также мультимедийные файлы проигрыватель способен воспроизводить с внешних накопителей с интерфейсом USB – порт USB 3.0 для их подключения расположен на лицевой панели Samsung UBD-K8500.

В мае 2016 года на прилавках Англии и Германии появился проигрыватель Panasonic DMP-UB900, который предлагается за цену, почти вдвое превышающую стоимость Samsung UBD-K8500. За что же предлагается заплатить дополнительно? Если говорить о качестве картинки и звука Panasonic DMP-UB900 в сравнении с Samsung UBD-K8500, отметим следующие моменты:

– заметно большее разрешение в полутонах в HDR-режиме;

– чуть меньшая резкость изображения;

– удивительная плавность в сценах с панорамированием и активным движением камеры;

– звук с опцией High Clarity Sound у Panasonic DMP-UB900 просто поражает – словно добавляется огромное количество деталей в знакомые треки.

На этом фоне отсутствие поддержки 3D у Panasonic DMP-UB900 не выглядит недостатком. Апскалирование эталонное, видео с дисков Blu-ray с разрешением 1080р аппарат вытягивает до разрешения 4K блестяще. Но в плане воспроизведения мультимедийных файлов все не так радужно – если Samsung UBD-K8500 абсолютно всеяден (за исключением файлов .ISO), то Panasonic DMP-UB900 – настоящий японский привереда. Файлы в контейнере .mkv с разрешением 4K по сети – отказ, некоторые файлы .mkv с разрешением Full HD с внешних накопителей USB – отказ. Хотя большую часть нашей подборки аппарат все же прочел, да еще как. Возможности мощнейшего процессора по постобработке картинки дорогого стоят.

Через тернии к звездам!

В заключение необходимо упомянуть о детских болезнях формата. Редко когда удается без них обойтись, и чем сложнее технологии, тем вероятность возникновения каких-либо проблем выше. Не обошлось без подводных камней и на старте Ultra HD Blu-ray. Речь идет о проблемах совместимости источников с устройствами отображения при воспроизведении видео в максимальном качестве. На текущий момент с актуальными версиями прошивок выявлены проблемы с 4K-проекторами Sony:

– Samsung UBD-K8500 – проектор Sony VPL-VW320ES/520ES – работает корректно только в режиме HDR OFF, rec.709. При активации HDR и rec.2020 картинка становится очень темной с преобладанием красных оттенков;

– Panasonic DMP-UB900 – проектор Sony VPL-VW320ES/520ES – корректное изображение получается только в режиме 4:2:0.

Остается надеяться, что детские болезни окажутся лишь детскими и будут исправлены в новых версиях прошивок.

Текст: Анатолий Максименко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?