Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Обзоры

Почему кинематографисты (и Линклейтер тоже!) постоянно скучают по французской «новой волне»?

С 6 ноября экранах «Новая волна» Ричарда Линклейтера – нежный трибьют французскому кино, фильм о создании «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара, после которого история кино разделилась на «до» и «после». Линклейтер, автор «Отрочества», «Под кайфом и в смятении» и множества американских инди-фильмов, на карьерном пути следовал за Годаром и расхожими мифами о «новой волне»: он тоже был отчаянным синефилом и режиссером-самоучкой, считавшим, что к 30 годам нужно обязательно снять свой первый фильм – прямо как Трюффо, Годар и Шаброль.
Добавить в закладки
Почему кинематографисты (и Линклейтер тоже!) постоянно скучают по французской «новой волне»?
Мифы и статус «новой волны» питают кинематограф уже более 60 лет, а режиссеры, в том числе американские, снова и снова перебрасывают мостик от Нового Света к Старому. Ведь магия «новой волны» происходила в мире кинокритиков, печатных машинок, пиджаков и помещений, пропитанных табачным дымом, а также на улицах Парижа, где Жан-Люк Годар на ходу пишет сценарии, а оператор Рауль Кутар носится с камерой и коляской. Творческое движение, равно как и «На последнем дыхании», заставляет вспоминать о революции, которая всегда неотделима от Франции – в том числе в кино. 

Критикуешь — предлагай! Как авторы Cahiers du cinema начали снимать кино?

Годар утверждал, что для успеха нужно создать маленькую хулиганскую банду – детище Люмьеров не продвинулось бы, не будь их двое. «Новая волна» – шайка молодых синефилов чуть за 20, попавших под крыло журнала Cahiers du cinema. Броскому изданию с желтой обложкой дал жизнь в 1951 году философ и кинотеоретик Андре Базен. На страницах «Кайе» почитался красивый слог – широким литературным росчерком там одинаково боготворили и киноавангард 20-х, и жанровое кино вроде вестернов и гангстерских фильмов. Годар, Трюффо и Шаброль прильнули к старшим братьям по цеху, Эрику Ромеру и Жаку Риветту, редакторам журнала и режиссерам, на которых равнялись, обивая пороги редакций и печатая первые статьи.

Обложки журналов Cahiers du cinema

Обложки журналов Cahiers du cinema

Как Годар-кинокритик проводил свои дни? Он мог проснуться, пойти в редакцию, посмотреть пару фильмов в кино, а вернувшись, сесть за станок или заняться рассылкой журналов подписчикам. Банда Ромера и Риветта не представляла теорию без практики: 1958-1960 годы стали осевым временем для дебютантов-кинокритиков. Если ты пишешь о кино, то почему бы не начать снимать? В сторону кинокритиков нередко летят ядовитые стрелы – это несбывшиеся режиссеры, маргиналы от мира кино. Пример Cahiers du cinema показал обратное: и Шаброль, и Трюффо, и Годар сменили печатную машинку на ручную камеру. 

Жан-Люк Годар в редакции Cahiers du cinema

Жан-Люк Годар в редакции Cahiers du cinema

Авторы из «Кайе» были не только Вольтерами от кинокритики и легкомысленными хулиганами от синефилии – им не были чужды амбиции. Годар, дебютировавший только после Трюффо с его «Четыреста ударов» и Шаброля с «Красавчиком Сержем», с досадой мирился с тем, что в 29 лет еще не снял ни одного фильма. Ему не давал покоя успех Орсона Уэллса, снявшего «Гражданина Кейна» всего в 25. Так, для авторов «Кайе» молодость и киноискусство стали неотделимы. Феномен «новой волны» увязал с кинематографом юношеский порыв, где переплетены хулиганские амбиции и дилетантизм. Теперь почти любой юный режиссер держит в голове пример выходцев из «Кайе» и верит: достаточно быть дерзким и иметь пылкий нрав, чтобы изменить кино, ведь революция – дело молодых. 

Франция и без революции? Молодые режиссёры сносят бастионы папиного кино

Как и подобает истинным бунтарям, выпускники «Кайе» ворвались в индустрию с шумом. Один из первых актов неповиновения произошел в 1953 году: Трюффо написал эссе «Определённая тенденция французского кино», в котором употребил выражение «папино кино». Так режиссер «400 ударов» охарактеризовал традиционные фильмы французских кинематографистов 1940-1950-х, которые снимали строго по правилам, избегали экспериментов и чаще предпочитали экранизировать классическую литературу, нежели опираться на оригинальные сценарии.

На съемках «Четыреста ударов»

На съемках «Четыреста ударов»

Картины «новой волны» стали противопоставлением всему, что было раньше во французском кино. Вместо четкой структуры — импровизация и нелинейный сюжет, вместо плавного монтажа — постоянные скачки и рваное повествование, вместо понятного нарратива — открытые финалы и философские размышления. Разочарованные предсказуемостью на экране новаторы смело обновляли киноязык и не боялись бросать вызов устоявшимся правилам. Извечный конфликт «отцов и детей» коснулся не только кинематографистов, но и всей Франции 1960-х. Годар, вероятно, лучше коллег уловил настроение молодежной культуры: пока на экране аутсайдеры и мятежники не вписывались в общественные рамки, на улицах Парижа студенты кричали лозунги и вершили сексуальную революцию. Политическая ангажированность была частью «новой волны»: речь не только о знаковых фильмах в духе «Китаянки», но и о личной борьбе режиссеров с системой — «дети Синематеки» поддерживали протесты и в 1968 году даже сорвали Каннский кинофестиваль в знак солидарности с бастующей молодежью.

На съемках на «Последнем дыхании»

На съемках фильма «На последнем дыхании»

Даже спустя десятилетия смелость и бунтарство «новой волны» вынуждают нынешних мастеров испытывать пиетет и отчаянную тоску по чему-то далекому. Сегодня аналогичная революция едва ли представляется возможной: за последние десятилетия искушенный зритель вдоволь насытился авторскими приемами, а начинающим постановщикам все тяжелее выделиться среди толпы дебютантов, не забывая и о позиции политической. Остается почитать великих революционеров, предаваться ностальгии и лелеять надежду, что однажды кинематограф вновь переживет переломный момент и взбудоражит публику. 

Клод Лелуш, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюфо, Луи Маль, Роман Полански и др. на пресс-конференции в Каннах

Клод Лелуш, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюфо, Луи Маль, Роман Полански и др. на пресс-конференции в Каннах

Кино рождается в павильонах? Нет, ведь можно обойти весь Париж с камерой

Еще одно принципиальное отличие «новой волны» от поколения предыдущих постановщиков — съемки на натуре. Больше всего на режиссеров повлиял, пожалуй, итальянский неореализм: в картине Ричарда Линклейтера в редакции Cahiers du cinema даже появляется Роберто Росселлини! Неореалисты снимали в городах и деревнях. Желание показать жизнь такой, какая она есть, передалось от итальянцев французам. Неудивительно, что экс-кинокритики стремились вырваться из душных студий на просторные улицы и дрожащей камерой ловить момент уходящего дня. 

Коринн Маршан в роли Клео на кадре из фильма «Клео от 5 до 7»

Коринн Маршан в роли Клео на кадре из фильма «Клео от 5 до 7»

Толпа горожан на Елисейских полях, интеллектуалы с газетой в руках в маленьких кафе, гул машин на фоне влюбленных — в лентах «новой волны» торжествует поэзия повседневности («Жюль и Джим», «Клео от 5 до 7», «Банда аутсайдеров»). Режиссеры стремились запечатлеть энергетику города и сократить дистанцию между зрителем и персонажами: герои — во многом эксцентричные, но в то же время обыкновенные прохожие, которых можно встретить в метро или на террасе за утренней чашкой кофе. Отказ от съемок в павильонах был продиктован и низким бюджетом, и порывом воспроизводить на экране саму жизнь, и желанием придать сюжету элементы документального кино. Все это сильно контрастировало с традиционными студийными фильмами, которые рождались не в переулках шумного Парижа с естественным освещением, а среди многочисленных декораций и идеально выстроенного света.

Жанна Моро в роли Катрины на кадре из фильма «Жюль и Джим»

Жанна Моро в роли Катрины на кадре из фильма «Жюль и Джим»

Поразительно, как картины «новой волны» не теряют силы и продолжают завораживать витальностью в кадре — как киноманов, так и режиссеров. Кажется, натурная съемка — самая что ни на есть естественная вещь в киноиндустрии. Но в эпоху высокобюджетных студийных фильмов ленты, фиксирующие магию рутины, как минимум врезаются в память. По стопам французов пошли творцы разных периодов: например, тусовка мамблкорщиков во главе с Джо Свонбергом, Линн Шелтон и братьями Дюпласс или даже сам Ричард Линклейтер, изучивший вместе с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи кварталы Вены, а потом и переулки Парижа. Годар и его соратники научили целое поколение любить и снимать шероховатое кино, которое стремится не к совершенству, а к пульсации реальности. 

В Синематеке днями напролет: Годар и Трюффо сделали синефилию модной!

В военных фильмах парни любят оружие, в гангстерских любят кражи, в романтических — женщин. Годар вместе с Трюффо, Шабролем и другими нововолнистами остановились на чистой любви к кино. Задолго до Квентина Тарантино поколение «новой волны» пришло в кузницу кино через его восторженное почитание. Киноклубы стали местом силы, а конкретно во Французской синематеке под началом Анри Ланглуа, основателя хранилища, в 50-х перезнакомились будущие дебютанты: как друг с другом, так и с жанровыми лентами из Америки. 

Жан-Люкс Годар

Жан-Люкс Годар

«Новая волна» ознаменовала момент признания интеллектуалами поп-культуры. Навстречу ей, размашистым и зрелищным картинам Джона Форда и Говарда Хоукса, двигались авторы «Кайе», для которых Николас Рэй и Альфред Хичкок были синонимами седьмого искусства. Прежде чем Годар и Трюффо уйдут в режиссуру и будут писать о фильмах своих коллег (кстати, не всегда лестно), они заучат кино наизусть и будут смотреть сутками напролет. Перед экраном не теряют время, а обретают – считали эрудиты, открывшие жизнь в архивах Анри Ланглуа. 

Альфред Хичкок и Франсуа Трюффо

Альфред Хичкок и Франсуа Трюффо

Именно благодаря французам синефилия станет болезнью хронической. Более поздние поколения, выросшие на VHS и DVD, продолжат опыт растворения в кино – и тоже найдут себя в режиссуре. Стивен Содерберг, Николас Виндинг Рефн, Квентин Тарантино, Кристофер Нолан – на самом деле целый легион тех, кто двинулся путем, уже намеченным фанатиками из «Кайе». Кто обходил стороной киношколы и официоз. Кто осмелился сказать себе и другим, что позволено абсолютно все. Поколение «новой волны» превратило фильмы в интеллектуальную романтику ХХ века. Модным стало не появляться в театрах и на оперных представлениях, а быть в живом контакте с киноматерией, уходить в эскапистские миры и, если угодно, общаться с призраками, населяющими экраны.

«Новая волна» Ричарда Линклейтера — любовное послание всем синефилам и хулиганам планеты

Режиссеры разных мастей и жанров регулярно скучают по былым временам и признаются в нежных чувствах важнейшему из искусств. Дэмьен Шазелл упивается переломными двадцатыми («Вавилон»), Мартин Скорсезе создает на экране магию кино Жоржа Мельеса («Хранитель времени»), а Квентин Тарантино отправляет зрителей в сказочный Голливуд 1960-х («Однажды в… Голливуде»). Ричард Линклейтер, которому не чужда ностальгия (вспомните «Под кайфом и в смятении» и «Аполлон-10½: Приключение космического века»), взялся за весьма амбициозную задачу: не просто показать хронику создания одного из важнейших фильмов в истории, но и приблизиться к легендарной фигуре кинематографа. Режиссер рисковал впасть в сплошную идеализацию: говоря о Годаре, легко слепо петь дифирамбы и в конечном итоге снять претенциозное кино для узкого круга почитателей. Но, к счастью, режиссер не стремится искать причины гениальности и смотреть на кумира снизу вверх: на экране прежде всего главный из хулиганов кино, которому чужды правила и близок нонконформизм. 

Гийом Марбек в роли Годара на кадре из фильма «Новая волна»

Гийом Марбек в роли Годара на кадре из фильма «Новая волна»

Линклейтер одновременно любуется коллегами и снимает пелену величия с «мраморных фигур»: критик и начинающий режиссер Жан-Люк Годар, мастер операторской съемки Рауль Кутар, будущая звезда Жан-Поль Бельмондо и, конечно, голливудская дива Джин Сиберг, ставшая впоследствии символом французской «новой волны», — легенды во плоти. Герои спорят, не понимают импульсивность режиссера, часами сидят в кафе и курят сигареты, импровизируют в кадре и от души веселятся. «Новая волна» Линклейтера состоит из хохота, ругани, усталых вздохов, танцев и хулиганства. Был ли кто-либо так же недоволен и одновременно счастлив на работе, как команда «На последнем дыхании»?

Зои Дойч в роли Сиберг на кадре из фильма «Новая волна»

Зои Дойч в роли Сиберг на кадре из фильма «Новая волна»

Удивительная ирония судьбы: режиссеры «новой волны» восхищались американскими кинематографистами, а теперь, спустя более шести десятилетий, американец восторгается французскими мастерами и создает про них самую нежную ленту из всех возможных байопиков. Может, в этом и заключается миссия кино? Объединять, ломать границы, завораживать и напоминать — редкость и благо любить свое дело так же отчаянно и сильно, как Годар и его соратники боготворили кино. 

Текст: Константин Мышкин, Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?