
В июле «Началу» Кристофера Нолана исполнилось 15 лет. Интеллектуальный блокбастер дебютировал на экранах в 2010 году, собрал в прокате больше 800 млн долларов, получил четыре «Оскара» и стал одним из самых ярких представителей массового кино XXI века. Картина о грабителях чужих снов имеет ярых сторонников, противников и тех, кто до сих пор остаётся в недоумении после просмотра. Разбираемся, за что стоит любить это кино и почему Нолан всё ещё бескомпромиссный гений.
Оно многожанровое
Нолан шёл на сознательный риск: история Доминика Кобба (Леонардо ДиКаприо), специалиста по извлечению секретов из снов своих заказчиков, априори требовала множества креативных решений и подходов. За два с половиной часа фильм успевает побывать и шпионским триллером, и историей ограбления, и семейной драмой (Кобб берётся за самое рискованное дело в жизни, чтобы вернуться к детям). А ещё это мелодрама, сай-фай и боевик в одном. Нолан соединил сразу несколько жанровых направлений, взяв из собственного репертуара элементы «Помни», «Престижа», «Тёмного рыцаря». Многие годы спустя он повторит нечто схожее в пандемическом «Доводе», но и критики, и зрители в него поверят гораздо меньше. «Начало» задаст слишком высокую планку, погрузит в глубокий сон.
Оно многоуровневое
Во время подготовки Нолан обращался к собственным снам и психоанализу Зигмунда Фрейда, цитировал «2001: Космическую одиссею» Кубрика и аниме «Паприка» Сатоси Кона. С последним «Начало» роднит важнейший сюжетный ход — внедрение в подсознание. При этом режиссёр значительно расширяет вселенную фильма, делает из него масштабный лабиринт, мозаику, каждый элемент которой раскрывается последовательно, чётко, без импровизаций и лишних слов.
Кобб и его команда первоклассных архитекторов, воров и учёных встают перед невыполнимой задачей: изменить завещание миллиардера Фишера (Киллиан Мёрфи) по заказу конкурента Сайто (Кен Ватанабэ). Коббом движут личные мотивы: возможно, эта миссия поможет ему избавиться от преследований призрака погибшей жены Мэл (Марион Котийяр). Герои экспериментируют с технологиями, застревают в лимбе, используют тотемы, просыпаются после миссий при помощи специального аудиосигнала, композиции Non, je ne regrette rien. Нолан мастерски погружает в транс, делает это с предельным уважением к аудитории, не дистанцируется, а работает сновидцем, проводником, переводчиком. С каждым уровнем погружения и внедрения вопросов возникает всё больше — Нолан отвечает не сразу, стимулирует зрителей к работе всеми жизненно важными органами (сердцем и мозгом).
Оно звёздное
Ещё 15 лет назад одного имени ДиКаприо уже было достаточно для солидных сборов в бокс-офисе. Нолан не останавливается, его привлекают актёры разного калибра: от ветеранов и муз (Майкл Кейн, Том Беренджер) до оскаровских номинантов (Эллиот Пейдж), звёзд ромкомов (Джозеф Гордон-Левитт) и относительных новичков (Мёрфи, Том Харди). Благодаря им каждый из героев «Начала» приобретает различимую арку, мотивы, персональное место в большом нолановском замысле.
Оно трагичное (и смешное!)
Отношения Кобба и Мэл являются краеугольным камнем «Начала». Полностью распрощаться с призраками прошлого практически невозможно, поэтому герой ищет утешения в работе. Когда-то супруги решили навсегда поселиться на самом глубоком уровне сновидений (Лимб), где построили собственную реальность и любили вечно. Попытка закончилась суицидом Мэл, что заставило Кобба навсегда страдать от сожаления и вины (именно он внедрил идею о счастливой жизни своей супруге, подтолкнув её к сомнениям и последующему безумию). Нолан при помощи Фрейда отказывается от диагнозов, но проводит довольно подробное исследование психологии человека в кризисе.
При этом обычно суровый и отрешённый от эмоций Нолан позволяет себе отмачивать шутки, этим ещё больше располагает к себе зрителя. Основной комический удар принимают на себя герои Гордона-Левитта и Харди, чьи подходы к внедрению и самой миссии разительно отличаются.
Оно живое
«Начало» — редкий, чуть ли не последний в Голливуде пример изобретательной головоломки, находящейся в постоянном движении. Своеобразная экранизация псевдонаучной популярной литературы, которой покорны все возрасты. Нефранишзное кино, собирающее огромную кассу. Загадка, порождающая загадку. Крутящийся волчок Кобба в финальной сцене до сих пор генерирует массу теорий, но в первую очередь служит напоминанием нашей собственной ценности как зрителей. Способны ли мы удивляться происходящему на экране? Осталось ли в нас что-то кроме цинизма, присущего нашей эпохе? За 15 лет «Начало» не устарело. Изменился мир, да и поводов для побега в иллюзии стало значительно больше. Но просыпаться под звуки Эдит Пиаф всё же стоит. И любить – однозначно тоже.