Наверх
Фильмы 2017 Человек-паук: Возвращение домой Планета обезьян: Война Блокбастер Черная вода Ужас Амитивилля: Пробуждение Дюнкерк Взрывная блондинка Темная башня
Кинопремьеры месяца. Сентябрь.
10 главных фильмов сентября 2017 года
А как он бьет ногой!..
10 лучших фильмов Чака Норриса
Нет, ребята, все не так!
10 фильмов перевравших реальные события
Самые многообещающие фильмы августа 2015 года.
Ожидаемые фильмы августа 2015 года
As himself.
15 киноактеров в роли самих себя

Награда за страх

Смогут ли «Сплит», «Прочь» и «Оно» изменить отношение Киноакадемии к хоррорам?

Последние месяцы года – традиционное время для выхода в прокат картин, претендующих на «Оскар» в самых престижных номинациях: «лучший фильм», «лучшие актеры», «лучший режиссер» и «лучший сценарий». Продюсеры и студии справедливо полагают, что академикам будет проще сделать нужный выбор, если фильм будет на слуху. Это, впрочем, не означает, что ленты, вышедшие весной и летом, будут проигнорированы – их можно и нужно заявлять, о них следует напоминать, вокруг них стоит разворачивать дискуссию. Именно этим сейчас занялся Джейсон Блум, создатель и бессменный босс компании BlumHouse, производящей фильмы ужасов, – он полагает, что выпущенные его усилиями ленты «Сплит» и «Прочь» вполне могут претендовать не только на «технические» награды, но и на главные статуэтки, и слова его звучат вполне логично. Если к двум указанным лентам добавить еще и «Оно», главный кассовый сюрприз этого года, то картина складывается впечатляющая – хорроры буквально атакуют Киноакадемию. Возможно ли попадание этих картин в главные номинации? Случалось ли хоррорам получать призы за «лучший фильм»? Что мешает отмечать фильмы ужасов серьезными премиями? Ворошим прошлое и заглядываем в будущее вместе с вами.

Фильмы ужасов не пользуются большим признанием у высоколобых критиков, и это еще мягко сказано. Данный жанр многими просто игнорируется, ведущие аналитики и специалисты профильных киноизданий порой осознанно пропускают хорроры, выходящие в прокат, считая их низкосортным развлечением, в котором упор сделан на низменные инстинкты, где демонстрация крови или женских тел является самоцелью, где законы кинематографии теряют свою четкость, а азы работы с камерой, звуком и актерами просто уничтожаются. Отчасти это правда, хоррор всегда был самым доступным для энтузиастов и дебютантов жанром, сама суть которого порой заключается в правиле «Чем хуже, тем лучше» – отсюда трясущаяся ручная камера, кромешная тьма в кадре, дешевый грим и актеры-любители. Но это лишь одна сторона «ужасной» медали. На другой – вполне респектабельные и рассчитанные на массового зрителя картины, в которых страх является всего лишь фоном для других эмоций.

Упомянутый уже Джейсон Блум 2017 год может считать одним из самых удачных в своей карьере – спродюсированные им «Сплит» и «Прочь» и в прокате заработали неплохо и оценки критиков получили весьма высокие. Однако любой успех толкает на еще большие свершения, и вот Блум уже заговорил о том, что данные картины будут выдвинуты на соискание премии «Оскар», причем в самых престижных категориях, которые обычно облюбованы драмами и трагедиями. На волне этого ажиотажа засуетились и в штабе Warner Bros. – их «Оно» продолжает штурмовать кинотеатры по всему миру и уже установило кассовый рекорд для картин этого жанра. Почему бы не попытать счастья и в борьбе за «Оскар»?

Джейсон Блум

Джейсон Блум

Попытка – не пытка, но статистика пока говорит не в пользу хорроров. За всю историю «Оскара» как «лучший фильм» статуэтку получала только одна картина данного жанра – «Молчание ягнят», да и ту большинство специалистов относят скорее к криминальным триллерам, вынося ужасы далеко за скобки. Номинированы в главной категории также были безусловный внежанровый шедевр «Изгоняющий дьявола», классические ленты «Ребекка» и «Газовый свет» и куда более современные «Шестое чувство» и «Черный лебедь». Такие значимые для всего кинематографа «бриллианты», как «Сияние», «Психо», «Чужой», «Ребенок Розмари» или «Хэллоуин», на звание «лучшего фильма» даже не претендовали. Проигнорированы оказались и совсем недавние «Заклятие» и «Оно» (It Follows), хотя критика к ним отнеслась весьма благосклонно.

В чем же дело? Почему ужасы остаются нелюбимым чадом Голливуда? Кое-кто из академиков попытался подвести под игнор теорию: мол, хорроры традиционно снимаются со столь скромным бюджетом, что о какой-то художественно ценности таких фильмов нельзя говорить, а отсутствие в ленте актеров-звезд автоматически лишает картину шанса на статуэтку – ну что это за «лучший фильм», если в нем не играет ни лучший актер, ни лучшая актриса? Оба тезиса, кстати, в пух и прах разбиты «Лунным светом», получившим главный приз в этом году, – снят фильм за сущие копейки, а в его составе сколько-то известными можно назвать только Махершалу Али да Наоми Харрис, птиц не самого высокого полета.

Нет, дело, конечно не в деньгах и не в актерах. Просто от некоторых традиций Голливуд отказывается с очень большим трудом. Слишком долго хоррор считался пасынком, которого нельзя пускать в приличное общество, слишком далеко задвинули этот жанр маститые авторитеты, в то время как зрители и критики начали питать к нему интерес, академики просто отстали от жизни и утратили понимание в этой области кино. Хорроры не выдвигаются на «Оскар» просто потому, что они хорроры, – вот так банально выглядит сегодня эта проблема.

Кадр из фильма "Сплит"

Кадр из фильма "Сплит"

Ее-то и планирует разрешить Джейсон Блум, и бить он намеревается сразу с трех сторон. Его первой и основной ударной силой будет «Сплит» – во-первых, это фильм М. Найта Шьямалана, который однажды уже смог вывести свое «Шестое чувство» в «финал соревнований», а во-вторых, продюсер намерен сделать ставку на Джеймса МакЭвоя, который сыграл в фильме сразу девять ролей и вполне заслуживает поощрения. Вторым атакующим эшелоном идет «Прочь», который Блум, похоже, намерен продвигать в номинации «лучший режиссер» – для Джордана Пила это дебютная полнометражная работа, причем исполненная в непривычном жанре, чем не повод отметить новичка? А там можно замахнуться и на «лучший фильм». Наконец, Джейсон и сам входит в число «академиков» – он не просто заявил, что обязательно будет голосовать за свои проекты, Блум намерен провести целую кампанию популяризации хорроров среди коллег. Так победим!

Кадр из фильма "Прочь"

Кадр из фильма "Прочь"

Есть и еще одна причина верить в то, что перелом назрел и сюрпризы при оглашении номинантов более чем возможны: в результате скандала со «слишком белым “Оскаром”» в 2016-м Академия серьезно обновилась и получила существенный заряд на проведение реформ. Тут бы и сойтись двум стихиям – «ужастикам», набирающим все больший вес и авторитет, и «академикам», стремящимся разнообразить заскорузлую церемонию и привлечь к награде дополнительный интерес. «Оно», кстати, для этого годится лучше всего: кассовый фильм, который пришелся по вкусу и зрителям, и критикам, просто обязан получить номинацию за «лучший адаптированный сценарий», да и Билла Скарсгарда за роль второго плана можно было бы отметить. Этот вариант придал бы шоу красоты.

Кадр из фильма "Оно"

Кадр из фильма "Оно"

Получается, что «Оскар»-2018 может оказаться самым нестандартным и непредсказуемым за последние годы, остается лишь дождаться оглашения списка претендентов на награды. Но даже при самом печальном исходе отчаиваться не стоит – хорроры остаются популярным жанром, несмотря на засилье низкопробного самопала, а их зрители мало интересуются мнением каких-то анонимных «голосовальщиков», выбирающих из года в год на звание «лучшего фильма» скучнейшие драмы, не способные привлечь молодую аудиторию. Фильмы ужасов нуждаются в «Оскарах» ничуть не больше, чем Академия нуждается в хоррорах, но, согласитесь, их союз, пусть и временный, мог бы заметно оживить индустрию. Ведь мало что придает такое ускорение, какое дарят безумный клоун, шизофреник с оружием и старушка-гипнотизер.

 22

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще


 
 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть