Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Наш ответ Западу: отечественные адаптации иностранных сериалов – от лучшей к худшей

Совсем скоро отечественные зрители, полюбившие нашу версию оригинального «Моста», смогут увидеть второй сезон с Ингеборгой Дапкунайте и Михаилом Пореченковым в главных ролях. Мы решили вспомнить другие попытки российских телевизионщиков адаптировать западные проекты под наши реалии и выяснить, какие из них можно считать удачными.

Добавить в закладки
Наш ответ Западу

Кадр из сериала "Закрытая школа"

Вячеслав Муругов — человек, которому СТС 10-х обязан чуть ли не всей своей популярностью. И уж если выбирать проект, ставший пиком его продюсерской работы, то это безоговорочно «Закрытая школа». Адаптация испанской «Чёрной лагуны» оказалась безумнее и наглее оригинала. Нацисты, эксперименты над людьми, смертельные вирусы, подростковая мелодрама и мистический детектив здесь плавятся в одном котле отечественного телевидения, где у абсурда, кажется, нет границ. Хорошему вкусу весь этот сериал, разумеется, не соответствует, но, с другой стороны, и не особо хочет. Это бульварный триллер, который умудрился вырваться на малые экраны и несколько сезонов будоражить подростков. Настолько глупый, что увлекательный, настолько напыщенный, что неосознанно ироничный — таких экземпляров в истории нашего ТВ полно, но только «Закрытой школе» своей натуральной чудаковатостью удалось стать идеальным сплавом западной и российской действительности.

Кадр из сериала "Обратная сторона Луны"

Проект «Первого канала», являющийся вольной адаптацией британского сериала «Жизнь на Марсе». По сюжету полицейский Соловьёв, преследующий опасного преступника по кличке Рыжий, попадает в аварию и приходит в сознание уже в больнице. Вокруг, правда, уже интерьеры не 2011 года, а 1979-го. Да и герой, как выясняется, попадает в тело отца — некогда тоже стража порядка. Теперь Соловьёв должен поймать Рыжего, как и он, вернувшегося в прошлое. Несмотря на то как странно звучит сюжет, «Обратная сторона Луны» — это действительно талантливый ностальгический детектив об СССР, который, беря вполне себе западный фантастический сюжет о перемещениях во времени, пытается связать поколение старое и новое. Второй сезон, к сожалению, не удался, однако первый можно смотреть и как отдельную историю с открытым концом.

Счастливы вместе

Гена и Даша Букины, как известно, обязаны своим появлением на экранах оригинальному американскому ситкому «Женаты… с детьми». Китчевый, порой абсурдистский проект о заурядной семье становится местом для провокационных шуток об отношениях, детях и, само собой, соседях. Пожалуй, тот случай, когда не подстраивать оригинал под новые реалии было верным решением: семейка Банди — образ собирательный, универсальный, и средний класс, к счастью или сожалению, будет иметь одни и те же пороки хоть в России, хоть в Америке.

Саша+Маша

Западный сериал «Парень и девушка» наши продюсеры быстро переделали в «Сашу+Машу». Юмористические зарисовки о быте парочки сейчас уже выглядят не так злободневно, хотя некоторые эпизоды до сих пор сохранили актуальность. С другой стороны, это не совсем тот проект, который любят именно за содержание. «Саша+Маша» — запоминающийся актёрский перформанс двух талантливых комедийных артистов, Елены Бирюковой и Георгия Дронова. И семейные анекдоты не были бы такими очаровательными без этих лиц. Причём свою роль заурядного семьянина Дронов сыграет ещё и в другом ситкоме — «Ворониных». Они, в отличие от этой милой безделушки, более приторные, зато по количеству сезонов могут соревноваться с культовыми отечественными сериалами.

Кадр из сериала "Воронины"

Наша адаптация одного из известнейших американских ситкомов «Все любят Рэймонда» продержалась в несколько раз дольше оригинала. В рамках «Ворониных» было снято 24 сезона, что позволило ему стать одним из самых долгоиграющих отечественных сериалов. Однако то, что в западной версии имело личностный оттенок (у главных героев были реальные прототипы, а большинство ситуаций списано с жизненных эпизодов актёра Рэя Романо), у нас стало пластмассовым, каким-то неискренним и выхолощенным. Индивидуальных черт, связи с отечественной действительностью у него, скажем прямо, не так уж и много. Индустриальный успех, конечно, отрицать глупо. «Воронины» — это по-прежнему сериал-феномен, который, впрочем, по большей части обязан успехом своим исполнителям (Дронову и Клюеву в первую очередь).

Кадр из сериала "Моя прекрасная няня"

Вариация американской «Няни» в памяти многих зрителей осталась вполне удачным ситкомом с талантливыми характерными артистами. Последнее, может, и правда: Заворотнюк, а уж тем более Смолкин в образе культового Константина, героя мемов и нарезок из сериала, помогают устаревшей истории держаться на плаву. Другой вопрос в том, что сейчас архаичные сюжеты во многих эпизодах заживо съедают весь комизм и делают из «Моей прекрасной няни» скорее музейный экспонат. Да, когда-то мы смотрели и такое. Когда-то нам было достаточно кривляющейся (но кривляющейся умело) Заворотнюк, отпускавшей едкие шутки в четырёх стенах. Сейчас, к сожалению или к счастью, времена другие. И уж если в «Няне» кто-то и сохранился как образ, характер, так это Константин — его Интернет точно никогда не забудет.

Кадр из сериала "Побег"

В случае «Побега» возникает спорная ситуация. С одной стороны, наши продюсеры более-менее удачно перенесли все фишки оригинала, за которые любят американскую версию. С другой — синтезировать их с российской действительностью не получилось. Вот и выходит, что со знанием контекста оригинального шоу смотреть отечественную адаптацию нет никакого смысла. Более того: все монументальные образы тюремщиков и охранников здесь достались менее талантливым исполнителям. Разве что Логопед и Коба (Теодор Бэгвелл и Джон Абруцци соответственно) удались, а вот все остальные, в том числе и персонажи Епифанцева с Чурсиным, в заданные характеры вписываются с трудом.

Кадр из сериала "Наша Russia"

ТНТ от СТС не отстаёт. Взяв за основу популярное сатирическое скетч-шоу «Маленькая Британия», тогда ещё дерзкие комики, нащупавшие нерв российской ментальности, выдали проект, который во многих моментах оказался даже удачнее оригинального. Хотя это, разумеется, взгляд российский, в какой-то степени ангажированный, а потому отчасти предвзятый. Зато одно можно сказать с уверенностью: здешние Дулины и Михалычи, Равшаны и Джамшуты, наконец, Славики и Димоны обличали наше общество так, как никто раньше. Гиперболизированный, порой даже китчевый юмор далёк от интеллектуальной комедии и потому со стороны общественности получает несправедливое неодобрение. Хотя даже эта точка зрения не помешала создателям с каждым сезоном разламывать барьеры нормальности и учтивости, осмысляя современную Россию в ключе то клоунады, то телесной комедии, то русского народного театра (чем Александр Родионович Бородач не инкарнация классического Петрушки?).

Другой вопрос — насколько «Наша Russia» на поверку гомофобна и ксенофобна. Несмотря на то что сама по себе она скорее выступает против всякого угнетения на почве культуры и взглядов (чего стоит эпизод в полнометражном фильме, где Равшан и Джамшут собирают восстание приезжих и напоминают им о своих правах), карикатурные образы были восприняты общественным сознанием слишком однобоко — так, что сложные характеры-маски стали восприниматься как ирония над гастарбайтерами или сексуальными меньшинствами. И это влияние «Нашей Russia» упустить из виду, честно говоря, крайне сложно.


Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?