Наверх
Фильмы 2018 Человек-Муравей и Оса Небоскреб Монстры на каникулах 3: Море зовет Русалка. Озеро мертвых Клуб миллиардеров КилимандЖара Миссия невыполнима: Последствия

Джон Ву все-таки – не дурак, поэтому «Час расплаты» предлагает по ходу разные мелкие удовольствия. Но при максимальной терпимости к голливудской идеологии после просмотра чувство глубокого удовлетворения как-то не посещает. «Час расплаты» – эдакая «интеллектуальная» разновидность фантастических боевиков, в отличие от целиком «спецэффектной» «Миссия: Невыполнима» или принципиально «гламурной» Бондианы. Понятно, к чему Джон Ву втуне стремился – к экранной передаче, независимо от обязательных упражнений (проблемы, погони, взрывы, перестрелки) сегодняшней предельной скорости интеллекта. Только, во-первых, тупой враг по кличке «кассовые сборы» слишком силен, чтобы стремления не были обречены, во-вторых, когда этот враг давит из года в год, стремления притупляются, разлагаются на корню.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Бен Эффлек в хорошем бондовском костюме по-крузовски шествует, как на аборт, на сеанс чистки памяти. Такая у него должность – выполнив за пару-тройку недель чье-нибудь секретное задание по инженерной части промышленного шпионажа, потом к вящей безопасности вообще ничего про него не помнить. Эффлеку нравится знать лишь о выходных – когда на большую зарплату красивые девочки и дорогие машины. Но за одно задание, длившееся три года, он вместо обещанных миллионов получает только пакетик с разной ерундой – ключи, пропуск неведомо куда, лак для волос, спички из ресторана. Мало того, его жаждут уконтрапупить сразу две большие команды – ФБР и та фирма, на которую он работал. Эффлек не жаждет уконтрапупиться, ему бы обещанные миллионы и снова к девочкам, но вот даже в выходные приходится подключать инженерную сметку.

В общем, пакет с ерундой – подсказки, которые он сам себе оставил, когда еще был в твердой памяти на задании, и здесь логика чисто компьютерной игры: где, когда и к чему чего надо употребить. Что там случилось-то? Все остальное кино – логическая игра, оприходующая и взрывы, и проблемы, и перестрелки, поскольку привычка догадываться сама по себе оказывается сильнее, что момент явно положительный. Все же не полный ноль хоть какого-нибудь смысла, когда факты бесперебойного мордобития бывают самодостаточны. Вспоминается даже из детства «Тайна двух океанов», где шпион Горелов учил мальчишку на скорость запоминать все предметы, выложенные на стол. Возникает сочувствие. К сожалению, первоисточник фантаста Филипа Дика был написан примерно тогда же – аж в 1953 году, что порождает логический опять же нонсенс.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Во-первых, тогда еще оставалась вера в грядущую победу человеческого разума. Слабая, но оставалась. Однако сегодня, перенеся ее в то же грядущее без намека на уже свершившееся человеческое поражение, на спутавший все карты искусственный интеллект, где игры с подсказками виртуальны, как резиновая женщина, Джон Ву выглядит несколько примитивно и дико старомодно. Во-вторых, тогда люди действительно вдруг впервые узнали про концлагеря, немецкие и советские, про Хиросиму, про Нагасаки, и «впервые» могло подействовать. Когда Эффлек сегодня, оказывается, поменялся под воздействием страшных картин разрушений, которые разглядел в будущем, это очень дешевый пафос. Да если он по работе до самого основанья торгует самим собой, уж на всех остальных положил бы с прибором – при памяти, не при памяти. То есть сегодняшних оснований у происходящего – все равно полный ноль. «Не верю», обманули.

Сказанное по части «интересной задумки», к тому же несильно отличающейся от других идей Филипа Дика («Вспомнить все», «Особое мнение»), относится также к «мелким удовольствиям». Да, к примеру, погоня на пустыре сделана оригинально, с явным воодушевлением. Да, когда Эффлек по крошечному мерцанию перецвеченного глаза узнает подмену возлюбленной, оригинально придуман спецэффект. Сам Эффлек, пусть не герой, а туфта какая-то, все же со своей программной безликостью более нейтрален, чем противный Том Круз и нелепый Пирс Броснан. И, в конце концов, в роли возлюбленной – Ума Турман, самим фактом своего присутствия способная облагородить любую ерунду. После «Убить Билла» все время ждешь, когда она в драке сработает ногами. Сработает тут. Один раз. Так по всему хронометражу набирается, в общем, всякого-разного, чтобы выдерживать взятый хороший темп и чтобы хотелось доиграть. Нет такого, чтобы подмывало немедленно встать и выйти. Игрушка вроде бы интересная, качественная.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Но сказать, что игрушка – супер, «купите – не пожалеете», как-то сразу не выходит. Пожары и взрывы, и поезда в метро, и спецэффекты «стирания памяти» ни в чем не оригинальны. Голография уже была даже в безумном «Агенте Коди Бэнксе». Роль Умы Турман – чисто утилитарная. Ближе к финалу, когда подсказки из пакета иссякают, и загадка решена, уже вся вообще кульминация совершенно типовая. «Ой, сейчас они ворвутся». «Ой, увидит или не увидит». «Ой, успеет ли спрятаться». Ну, успеет. Уже нет никакой надежды, что в Голливуде хоть что-нибудь плохо кончится, кроме дамских романов («Часы», «Холодная гора»). А вот если бы только представить себе, что Ума Турман в последний момент убила Бена Эффлека, какой был бы коленкор…

Комментарии  155



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть