Необъяснимо, но факт

Очередной прекрасный кукольный мультфильм студии Laika — тихо прокравшийся в прокат и, к сожалению, почти обречённый на кассовый провал

Рецензии

Потерянное звено
Потерянное звено (2019)
Missing Link
анимация, комедия, приключения, семейный, фэнтези
Режиссер: Крис Батлер
В ролях: Зои Салдана, Хью Джекман, Мэтт Лукас, Тимоти Олифант, Эмма Томпсон
Премьера: 4 апреля 2019 года

Путешественник Лайонел Фрост много лет охотится на разных мифических существ и зачастую даже их встречает, вот только доказательств этих встреч никаких добыть не получается. В аристократическом клубе по интересам над ним насмехаются, а он продолжает тратить наследство богатой родни на безумные авантюры. Получив очередное доказательство, что в лесах Нового Света может обитать сасквоч (по сути, индейское название для йети), он отправляется туда и действительно встречает доисторического предка человека: правда, вполне себе сознательного, способного разговаривать и очень дружелюбного. Тот просит Лайонела отвезти его к сородичам в Гималаи (то есть к тем самым йети), потому что в развивающейся Америке для него места скоро не останется. Лайонелу приходится выбирать между честью и желанием влиться в высшее общество.

Студия Laika — один из последних оплотов классической stop-motion анимации в мире, где кукол и карандаши давно заменили высокотехнологичный софт и прочие блага цифрового века (особенно это касается большого кино, короткий метр ещё хоть как-то держится). Если представить Laika как одного человека, то она будет определённо героем романтическим. Творцом с большой «Т», независимым и почти не думающим о прибыли, готовым тратить сотни миллионов на сложнейшие в реализации проекты, заранее обречённые на кассовый провал. А с их мультфильмами ведь так и происходит: даже вполне нашумевший «Кубо» с треском провалился в прокате, а без пяти минут культовая «Коралина» едва отбила бюджет. Вот и у «Потерянного звена», кажется, нет никаких шансов стать зрительским хитом — мало того что о существовании фильма большинство в принципе не знает или забыло (с маркетингом у него всё очень грустно), так ещё и выпустили его в одну неделю с куда более попсовым «Шазамом» и «Кладбищем домашних животных». Говорить о том, что это несправедливо, пожалуй, уже как-то банально. Но да, это очень, очень несправедливо.

Кадр из мультфильма "Потерянное звено"

Кадр из мультфильма "Потерянное звено"

И если у «Кубо» был шанс захватить внимание впечатляющей постановкой — совершенной настолько, что устаревшие технологии там ещё надо было постараться углядеть, — то «Потерянное звено» свою архаичность лишь подчёркивает. Мультфильм выглядит как набор аппликаций из древнего походного журнала: с весьма условными формами и выпуклой, почти тактильной текстурой красивейших вашингтонских лесов и ковбойских деревень, пыльных викторианских городов, индийских джунглей и других импрессионистских радостей. Дизайном персонажей и анимацией он часто напоминает работы других безумных гениев от мира мультипликации, stop-motion студии Aardman — орудующей, правда, не куклами, а пластилином.

Работа над мультфильмом "Потерянное звено"

Работа над мультфильмом "Потерянное звено"

Авторы из Laika специально акцентируют внимание на том, что всё это — настоящее, ручное, вполне реальные макеты, имеющие форму и вес, будто надо лишь немного протянуть руку, и ты почувствуешь их собственными пальцами. Что не только приятно на чисто эмоциональном уровне, как приятен в наше «облачное» время любой физический, осязаемый предмет искусства, будь то книга, картина или виниловая пластинка. Фактура «Потерянного звена» тесно связана с его темой — историей о прогрессе и удивительной криптозоологии, столкновении эпох и культур, что оказываются куда ближе, чем можно себе представить.

Кадр из мультфильма "Потерянное звено"

Кадр из мультфильма "Потерянное звено"

Это, в общем, очень простой сюжет о двух «андердогах» и великой дружбе, которая обязательно растопит сердце симпатичного и не злого, но уж слишком циничного путешественника-денди Лайонела Фроста. Такой осовремененный Жюль Верн (почти как в «Вокруг света за 80 дней» с Джеки Чаном, но скромнее и без стимпанка) с похожими мотивами и мотивировками — стартует приключение здесь тоже в том числе из-за пари, — но с большим уклоном во внутреннюю часть путешествия. Иногда даже слишком большим: кульминация, например, происходит почти полностью в головах героев и внешне выражена весьма скудной финальной схваткой. Магистральное путешествие частенько кажется бесконфликтным — вроде и преследователи есть, и прочие преграды, но уж больно играючи их обходят.

В отношении прогрессивного мира к мистеру Линку легко углядеть социальное зерно, и оно, конечно, в нем есть, как есть оно и в истории мифической Шамбалы, неожиданно рифмующейся тут с марвеловской Вакандой. В «Потерянном звене» много громких современных тем, и если вдруг начать их все перечислять, то можно создать абсолютно неверное впечатление о мультфильме как о конъюнктурном и назидательном. Но дело в том, что «Потерянное звено», в отличие от той же «Чёрной пантеры», никогда на зрителя не кричит и не причитает, все его смыслы и посылы органично вплетены в саму сюжетную суть, в выбранную эпоху и пространство, характеры и их отношения. Если уж и учить детей правильному отношению к миру и не похожим на них людям, то только так.

«Потерянное звено» вообще очень «тихое» кино, оно не любит лишний раз делать акценты на экшен-сценах, гэгах или диалоговых шутках. Из-за этого, кстати, внутри фильма они звучат куда смешнее, чем в трейлере, где акценты расставлены очень жёстко. С чувством юмора и самоиронией у «Звена», кстати, всё замечательно, и в целом оно внезапно ближе к британской комедии — как-то всё тут тоньше и точнее. Не так сейчас принято делать и не такое кино снимать, и как же хорошо, что у Laika есть ещё и порох, и запал, и деньги, чтобы делать так, как не принято, и снимать кино, которое больше никто не снимет.

С 4 апреля в кино.

05.04.2019 Текст: Ефим Гугнин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00