Наверх
Фильмы 2017 Время первых Танцы насмерть Последствия Форсаж 8 Кухня. Последняя битва Урфин Джюс и его деревянные солдаты Секретный агент Затерянный город Z Никита Кожемяка
Страх над городом.
10 фильмов, вызывающих страх высоты
Самые ожидаемые фильмы июля 2015 года.
Горячая десятка. Ожидаемые фильмы июля 2015 года
Мы сами как подарки!
12 способов занять гостей хорошим фильмом в Новый год
Меняющие реальность.
15 блокбастеров, радикально изменивших представление о кино
Мы из будущего!
20 лучших научно-фантастических сериалов

Рецензия на фильм

Неаполитанские истории

Неримские каникулы

Несколько небрежный и крайне негативный срез современного состояния общества в итальянском Неаполе будет прежде всего интересен любителям авторского кино.

6
оценка

Много лет назад в окрестностях итальянского Неаполя был построен огромный металлургический комбинат, но сейчас предприятие давно закрылось, а грандиозные площади зарастают сорняками. Производство переехало, а люди остались, вокруг комбината успели вырасти рабочие кварталы, жители которых теперь оказались не у дел. Сорокалетний Джиджино промышляет мелким воровством и неуклюжим пением перед посетителями ресторана, всех его средств хватает на дозу порошка, нехитрый обед да услуги уличной девки. Скупому Антонио уже под восемьдесят, а он все норовит ухватить за мягкие места свою домработницу в перерывах между убаюкивающими его сердце воспоминаниями о семи годах, проведенных Диего Марадоной в Неаполе. Помощник бакалейщика Марко недавно закончил школу, но с будущим еще не определился, а знакомство с юной балериной Сарой и вовсе кружит голову – девушка вовлекает его в демонстрации итальянских коммунистов. Три поколения итальянцев, потерявшихся во времени и пространстве, три мужчины против целого мира.

Кадр из фильма "Неаполитанские истории"

Кадр из фильма "Неаполитанские истории"

Исполнитель роли старика-марадонаведа, итальянский актер Антонио Касагранде, в молодости был весьма успешным оперным певцом и даже записал несколько пластинок со своими сольными партиями

Российский артхаус принято называть «бессмысленным и беспощадным», ему даже придумали звучный эпитет «чернуха», подчеркивая то, что акцент наше авторское кино делает на не самых приятных сторонах жизни, на том, от чего в реальности мы привыкли отводить глаза, что предпочитаем не замечать и обходить стороной. Но жесткая демонстрация неудобной реальности – далеко не отечественное изобретение, в каждой стране найдется такой режиссер, который причесанным гламурным героям и роскошным декорациям предпочитает серую улицу и обычных людей. И в фильмах таких «правдолюбов» совсем немного выдумки, они берут сюжеты из жизни, показывают действительность, лишь отчасти «причесывая» ее в рамках своего высказывания.

Кадр из фильма "Неаполитанские истории"

Кадр из фильма "Неаполитанские истории"

Итальянский ветеран кино Антонио Капуано – именно такой режиссер. Его фильмы можно принять за документальные, они кажутся небрежными поделками, словно снятыми тайком на любительскую камеру или даже смартфон, но при этом в них необыкновенно много любви к родному Неаполю. Любви, выраженной через боль за горожан, одновременно похожих на всех итальянцев, но и разительно отличающихся от жителей других городов. Вот и «Неаполитанские истории» начинаются с пронзительного закадрового монолога о том, как тысячи неаполитанцев оказались в ловушке грез, связанных с промышленным гигантом, и как сейчас они остались не у дел.

Кадр из фильма "Неаполитанские истории"

Кадр из фильма "Неаполитанские истории"

Роль в «Неаполитанских историях» стала второй в карьере Марко Греко. Дебютировал он в ленте того же Антонио Капуано «Война Марио» в 2005 году

А дальше… Дальше начинается та самая «чернуха», которую так сильно не любят российские зрители. Разумеется, она в фильме имеет несколько иной, чем у нас, оттенок – все-таки и представления о бедности у нас иные, и уличных чудаков мы воспринимаем иначе, да и климат накладывает свой отпечаток, – но все признаки артхауса, в российском его понимании, в «Историях» налицо. Будут вам и неустроенная семейная жизнь, и мелкое воровство, и унизительное попрошайничество, и грязный уличный секс, много ругани и крупных планов некрасивых лиц в фильме тоже в изобилии. Все, как вы не любите!

Кадр из фильма "Неаполитанские истории"

Кадр из фильма "Неаполитанские истории"

Но посмотреть «Неаполитанские истории» все же весьма полезно и как минимум любопытно – такую Италию можно увидеть лишь в подобного рода «не витринном» кино или собственными глазами. Капуано словно делает исторический срез, складывает для будущих археологов и историков «капсулу времени» из лоскутков жизни своих земляков. Картина получается пестрая: с рэпом и «жалостливой» песней о маленьком осьминоге, с бандитами и мигрантами, с кризисом для бедных и еще большей роскошью для богатых, с балетом прямо на замусоренных улицах и футболом, заполняющим вены болельщиков.

Кадр из фильма "Неаполитанские истории"

Кадр из фильма "Неаполитанские истории"

Неаполь в этом фильме – странная конструкция, противоречивая, иллюзорная, неприветливая даже к своим. Порой автор срывается в какую-то майкломуровскую разоблачающую риторику, как, например, в эпизоде с интервью женщин, занявших заброшенное здание школы под жилье. Временами скатывается к гротеску и водевильной размашистости – его герои с удовольствием поют, танцуют и декламируют стихи. Но ругать автора за такое шараханье из стороны в сторону не повернется язык – видно, что город свой Капуано любит и очень беспокоится о том, как Неаполь переживет тяжелые времена.

Сможет ли фильм тронуть вас так сильно, как того хотел автор? В России легко найти десятки и даже сотни мест куда менее благополучных, чем итальянская провинция. И неустроенных людей у нас в разы больше. И бедность российская – не чета итальянскому «нищенству». Так что скорее «Неаполитанские истории» нашему зрителю не станут костью в горле и не раскроют глаза. Да, фильм сделан небезынтересно, но в большей мере он полезен как часть хроники «Италия. Век XXI». Посмотрим, останется ли он интересным лет через тридцать – тогда и решим, искусство это или китч.

С 20 апреля в кино.

 
Неаполитанские истории Евгений Ухов 6 10
 10

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Новости партнеров

 


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть