Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
На прошлой неделе произошло одно из самых громких и ключевых событий в истории современного Голливуда. После месяцев спекуляций и подковерной борьбы стриминговый гигант Netflix стал победителем в борьбе за Warner Bros. Discovery. До самого последнего момента было не ясно, кто из главных игроков завоюет симпатию не только главы WBD Дэвида Заслава, но и президента США Дональда Трампа. Однако всем было понятно, что, кто бы ни купил одну из старейших студий в Голливуде, лицо американской, да и мировой киноиндустрии изменится навсегда.
Основным претендентом на наследие 100-летней студии, владеющей правами на «Гарри Поттера», вселенную DC и проекты HBO, изначально была студия Paramount, которая пыталась купить WBD еще в 2023 году, но дальше разговоров дело не зашло. К этой идее студия вернулась после того, как ее саму поглотила компания Дэвида Эллисона Skydance Media. Тот же Эллисон стал председателем и генеральным директором объединенной компании Paramount Skydance и сразу же начал бурную деятельность по скупке главных талантов Голливуда. Например, студия переманила у Netflix братьев Даффер, создателей одного из главных хитов стриминга «Очень странные дела», и заключила с ними эксклюзивную сделку. Также Paramount победила в торгах за престижную драму High Side Джеймса Мэнголда с Тимоти Шаламе и купила права на новые сезоны «Южного парка» за $1,5 млрд.
Эллисон явно посылал сигнал о том, что в Голливуде появился очень перспективный и сильный игрок, который готов тратить огромные суммы на создание «контента». Поэтому не прошло много времени, как Paramount вернулась к идее покупки Warner Bros. И сначала казалось, что у новой студии нет серьезных конкурентов. Однако довольно скоро на горизонте появились акулы кинобизнеса, желающие урвать себе кусок пожирнее от одной из старейших студий Голливуда.
Путь к монополии
Главными претендентами на покупку кроме Paramount стали стриминг Netflix и телекоммуникационный конгломерат Comcast, владеющий среди прочего NBCUniversal, Universal Pictures, DreamWorks Animation и Focus Features. При этом всем было очевидно, что, кто бы ни купил WBD, это приведет к кардинальному изменению индустриального ландшафта и в конечном счете нарушению антимонопольного законодательства. Не зря сенаторы Берни Сандерс и Элизабет Уоррен направили официальное письмо в Минюст США с требованием присмотреться к готовящейся продаже студии. По их словам, это приведет к созданию медиамонстра, который будет контролировать «почти все, что американцы смотрят по телевизору». Подобный ход грозит не только ростом цен на подписки, но и появлением гиганта с почти безграничным ресурсом влияния на население.
С сенаторами согласились и самые влиятельные профсоюзы индустрии — гильдии сценаристов, режиссеров и продюсеров практически одновременно обрушились на сделку, назвав ее угрозой для всего Голливуда. Наиболее жестко выступили сценаристы (WGA): «Крупнейшая в мире стриминговая компания поглощает одного из своих главных конкурентов. Антимонопольные законы были созданы именно для того, чтобы предотвратить подобное». По их словам, слияние Netflix и WBD приведет к «сокращению рабочих мест, снижению зарплат, ухудшению условий для всех работников индустрии, росту цен для потребителей и сокращению объема и разнообразия контента для всех зрителей». WGA призвала заблокировать сделку.
Гильдия продюсеров (PGA) высказалась не менее тревожно, но с упором на культурные потери: «Наши легендарные студии — это больше, чем просто библиотеки контента. В их хранилищах — характер и культура нашей нации». Гильдия режиссеров (DGA) ранее также заявила, что сделка вызывает у них «серьезные опасения», и анонсировала встречу с руководством Netflix, чтобы изложить свои претензии.
И каковы условия сделки?
Несмотря на все тревожные звоночки, судьба WBD все-таки решилась — компанию, точнее, ее часть купили Netflix за беспрецедентные $82,7 млрд, то есть акционеры WBD получат по $27,75 за каждую акцию. На пользу стриминговому гиганту сыграли сразу несколько факторов. Во-первых, обладатели бездонных карманов Netflix сделали щедрое предложение заплатить большую часть суммы наличными. Во-вторых, они предложили Заславу своеобразную подстраховку на случай неудачи. Если антимонопольные регуляторы сделку не одобрят, стриминг обязуется заплатить WBD $5 млрд «за беспокойство».
Перед поглощением WBD выделит свои кабельные каналы (CNN, TNT, Discovery) в отдельную компанию, так что Netflix забирает себе только самое ценное: киностудию, стриминг и всю интеллектуальную собственность.
Стоит ли ждать смерти кинотеатров?
Что в итоге все это означает? Один из главных и самых болезненных вопросов, конечно же, судьба кинотеатров. Netflix известны своей принципиальной политикой и предпочитают сразу же выпускать все свои фильмы онлайн, что, конечно же, очень не нравится кинотеатрам, которые и так дышат на ладан в максимально недружелюбные для их работы времена. Гильдия режиссеров и ассоциация владельцев кинотеатров уже выпустили панические заявления о том, что Netflix непременно убьет прокат. Что помешает стримингу выпускать фильмы про Бэтмена и Супермена сразу в онлайн, окончательно уничтожив и так шатающийся прокат? Один из руководителей студии-конкурента анонимно назвал эту сделку «смертельным ударом» по кинотеатрам.
Их опасения валидны, но оправданы лишь отчасти. Реальность, как всегда, сложнее. Во-первых, стриминг, скорее всего, в первую очередь интересует обширная библиотека WBD, которую действительно можно будет сразу выложить в библиотеку. Однако это никак не мешает выпускать новые проекты студии, как и прежде, в кино. Все-таки с такими огромными активами Netflix давно уже перестали быть просто стримингом и давным-давно переросли в полноценную студию, претендующую не только на подписчиков, но и на престижные награды и фестивальные лавры. Более того, несмотря на все деньги мира, все-таки и у Netflix не все так благополучно.
Стриминговый гигант начинает терять таланты из-за своего упрямства. Для многих влиятельных режиссеров все еще важно показывать свои фильмы на больших экранах, поэтому от сотрудничества со стримингом отказались, например, Зак Креггер, те же братья Даффер, а конкурент в лице Amazon MGM планирует выпустить в прокат не менее 12 фильмов в 2026 году. При этом внутри Netflix все больше людей понимает, что прокат — это практическая необходимость. Инсайдеры утверждают, что расширению мешает позиция крупных сетей, таких как AMC, которые настаивают на длительных «окнах» между показом в кино и выходом онлайн. Очевидно, что после покупки WBD сетям и стримингу просто придется прийти к какому-то мировому соглашению.
При этом глава Netflix Тед Сарандос попытался успокоить индустрию и заявил инвесторам, что компания «ожидает» продолжения кинотеатрального проката фильмов Warner Bros. и что у них нет «никакого противостояния кинотеатрам». Однако он сразу же добавил главное «но»: «Мое недовольство всегда было связано в основном с долгими эксклюзивными [кинотеатральными] окнами, которые, как нам кажется, не очень дружелюбны к потребителю».
Проще говоря, Netflix не против того, чтобы фильм показали в кино, но против того, чтобы премьера задерживалась надолго, прежде чем появится у них на платформе. Так что, по словам Сарандоса, эти «окна», скорее всего, будут «эволюционировать», то есть сокращаться.
Что станет с проектами Warner Bros.?
Также волнение у всех вызывает огромное наследие одной из старейших студий Голливуда. Понятное дело, что Netflix будут очень рады разместить все проекты студии у себя на платформе, но как стриминг будет развивать добытую интеллектуальную собственность? Что станет, например, с кузницей престижного ТВ HBO, которая славится своим долгим, «штучным» и авторским подходом к созданию шоу? Netflix же работает как конвейер на основе данных и алгоритмов. Эти две философии, мягко говоря, совсем не сочетаются. Сарандос заявил, что Warner Bros. будет управляться как «отдельная структура», а HBO — это «неотразимое, дополнительное предложение для потребителей».
Также индустрия переживает, что независимое кино, которому и так сложно добывать средства на новые проекты, останется совсем без поддержки. Логика у алармистов такая: многие студии и продюсеры зарабатывали на продаже прав Netflix. Теперь, когда у стримера будет бездонная библиотека Warner Bros. и HBO, зачем им платить за чужой контент? Рынок для независимых авторов может схлопнуться окончательно. Однако стоит учитывать, что Netflix всегда вкладывался и в инди-ленты, и в авторские проекты, даже если это означало крупные бюджеты. Только в этом году на стриминге выходят «Франкенштейн» Гильермо Дель Торо, «Джей Келли» Ноа Баумбаха, «Баллада о маленьком игроке» Эдварда Бергера, «Новая волна» Ричарда Линклейтера.
Netflix и сейчас нет коммерческого смысла вкладываться в инди и авторский контент, но они продолжают это делать, потому что престиж, фестивали, награды и амбиции в этой сфере тоже никто не отменял. И стать триумфатором «Оскара» (а стриминг давно к этому стремится) без авторского контента невозможно. Другое дело, что консолидация, конечно, сужает возможности режиссеров и продюсеров для продажи своих проектов, и многие из них действительно будут оседать в глубинах контента на стриминге и рискуют остаться незамеченными.
Что говорит сам Netflix?
Стриминг ведет себя так, как будто уже купил Warner Bros. В официальном пресс-релизе все участники, разумеется, излучают оптимизм. Сарандос вещает о «следующем столетии сторителлинга», а уходящий босс WBD Дэвид Заслав — о том, что «величайшие истории» будут жить вечно. Но что скрывается за громкими фразами?
Netflix обещает «сохранить текущие операции Warner Bros. и развивать их сильные стороны, включая кинотеатральные релизы». Также в разговоре с инвесторами он заявил, что компания «ожидает» продолжения кинотеатрального проката фильмов Warner Bros. Более того, он отметил, что все-таки их приоритетная цель — «приносить премьерные фильмы нашим подписчикам, потому что именно этого они и ждут».
В остальном стриминг рисует радужную картину, выгодную для всех. Благодаря слиянию у подписчиков будет больше контента. Библиотеки Warner Bros. («Гарри Поттер», DC, «Друзья») и HBO («Игра престолов», «Клан Сопрано») вольются в Netflix, создав «экстраординарное развлекательное предложение». Однако сколько будет стоить это «экстраординарное предложение», конечно же, не уточняется. Более того, благодаря сделке в Голливуде появится больше рабочих мест. Компания заявляет, что сделка «расширит производственные мощности в США» и позволит «продолжить рост инвестиций в оригинальный контент».
В то же время Netflix ожидает, что за счет «оптимизации» сможет экономить по несколько миллиардов долларов в год. Правда, компания не уточняет, что обычно под «оптимизацией» в таких сделках подразумевают массовые увольнения.
В общем, слова компании лучше делить на два, если не на три, и, несмотря на ее завидную уверенность, стоит иметь в виду, что сделка все-таки еще не закрыта. Netflix — огромный стриминг с подавляющей долей на рынке. Его слияние с WB создаст абсолютного монополиста. Одобрение государственными регуляторами может занять от года до двух. Более того, ожидается, что Министерство юстиции США будет оспаривать сделку в суде, а этот процесс тоже может занять годы. В самом Голливуде наблюдается сильное сопротивление и недовольство действиями компании. Поэтому даже при всех амбициях и деньгах Netflix придется изрядно побороться за то, чтобы удержать свои позиции.
Netflix покупает Warner Bros.: умрут ли кинотеатры и как сделка повлияет на обычных зрителей?
Сегодня / Текст: Тамара Ходова
Как удалить Интернет: рецензия на фильм «Трон: Арес» с Джаредом Лето
Сегодня / Текст: Егор Козкин
Лина Хиди и Джиллиан Андерсон на Диком Западе: рецензия на сериал «Покинутые»
Сегодня / Текст: Максим Ершов
«Кадет» Ержанова и еще 8 ключевых фильмов для знакомства с современным кино Казахстана
7 декабря / Текст: Анастасия Воробей
Во что играть и что смотреть на Comic Con Игромир 2025: дайджест фестиваля поп-культуры
6 декабря / Текст: Владимир Ростовский, Сергей Сергиенко
Великая иллюзия: рецензия на триллер «Отражение в мертвом алмазе» – дань уважения шпионским фильмам 60-х
7 декабря / Текст: Константин Мышкин
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).