Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

«Особое мнение» надо смотреть хотя бы как иллюстрацию бородатого анекдота, насколько мы отстали от Америки. Навсегда. В плане техники, в том числе режиссерской, Спилберг на сей раз превзошел самого себя. Правда, в смысловом, драматургическом плане так и не преодолел вечную фальшивость Голливуда, история грядущего Адама по имени Джон Андертон (Том Круз), в очередной раз изгнанного из рая высоких технологий, не понимающего, за что, и стремящегося обратно, для чего надо все-таки любой ценой понять, за что и по какому месту, так и не стала библейской. Слишком политкорректна. Но история все-таки многопланова, даже почти по-взрослому, а техника - просто что-то. Сборка «Лексуса» с пассажиром внутри, выпавшие из пакетика и покатившиеся по коридору человечьи глазки не могут не стать архетипами непосредственно в момент премьеры.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Особое мнение"

Все сто лет существования кино мейнстрим стремился к созданию иллюзий, реалистичных не меньше самой реальности. В связи с компьютерной графикой особенности иллюзий становились даже больше реальности. «Особое мнение» целиком - футурологическая иллюзия, «особенность», которая вышла реалистичной тоже целиком. Спилберг действительно наяву видит будущее (допустим, 2054 год в Вашингтоне), и во многом эта явь существеннее сюжета. Преображение касается всего, природы и цивилизации, штанов, зонтиков и рекламных щитов. Нет-нет, дешевых клоунских одежд будущее избегает, но, во-первых, весь цвет и свет его приглушены, чтобы не бить в глаза, а мир более прозрачен. Включая зелень и красноту видимость не назойливая, не ярмарочная, и все компьютеры, мониторы и большая часть обстановки в квартирах - типа просто стеклянные. Пространства становится больше, и оно как бы одухотворено, поскольку все может быть экраном. Ведь не только мобила вставлена прямо в ухо, но и компьютерная клавиатура надета тебе на пальцы, и, работая с файлами на прозрачных панелях, ты просто реально жестикулируешь в своем воображении. Во-вторых, одухотворенность меняет геометрию пространства. Когда едешь в автомобиле, шоссе может быть не снизу. Достаточно представить, что это не низ, а бок, и тогда легко прыгать по автомобилям, как по эскалатору. В-третьих, единственным удостоверением личности в будущем, наконец, становятся глаза. Зеркало души всегда имело место, но, не будучи зафиксированным, скрывало массу возможностей отличать правду от неправды.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Особое мнение"

Все это развивает спилберговское будущее в сторону не сугубо материального, а целого, душевно-телесного комфорта, индивидуально ориентированного на «покой и волю». За кадром - аранжировки только классической музыки. Конечно, местами комфорт еще слишком утилитарен. Машины гоняют по вертикали, чтобы не искать, где поставить, чтобы гараж, он же лифт, был прямо на балконе твоего сотого этажа. Удостоверение «по глазам» - лишь еще один инструмент тоталитаризма, государственного и потребительского. Летающий спецназ в ранцах с зажиганием и дюралевые пауки-поисковики до смешного берут начало во вчерашних компьютерных играх с не очень хорошей графикой. Но в таком глобальном проекте не обойдешься без ляпов. В целом «покой и воля» будущего просматриваются хорошо.
Проблема - что социум так никуда и не делся, и здесь Спилберг со свом Отделом предпреступлений изначально тоже зрит в корень. Допустим, что кто-то способен заранее предвидеть, как еще кто-то убивает еще кого-то. Кто способен? А кто, кого, где и когда убьет? И что дальше с этим делать? Предотвращать? Кому? Куда девать несостоявшихся убийц? Кто будет это решать? Вопросы все интересные, сводящиеся к вечной свободе выбора между собственным носом и носом своего соседа. Свобода выбора - вещь очень целая и неделимая, и социум в «Особом мнении» тоже увиден достаточно полно, от наркомании до трущоб. Слава богу, русская мафия в будущем округе Вашингтон не присутствует, но масса разных людей и личных обстоятельств не мешают заметить, что решение любых проблем - опять старое и верное, независимо от течения времени.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Особое мнение"

Это есть в фильме - когда Круз в отеле упирается дулом своего пистолета в живот пресловутого Лео Кроу, и если бы фильм в отеле и кончался, он был бы бесспорным шедевром. Увы, голливудская политкорректность требует все разжевать для малых детей и австралийских аборигенов, потому «Особое мнение» длится еще минут двадцать. Отрезать бы их, как ногу Мересьева, если они опять сводят все к вопросам «кто виноват» (неконтролируемый политик) и «что делать» (детей в семье), что в итоге жутко разочаровывает. Потенциал был гораздо больше. Реальная возможность видеть правду по глазам, реальная возможность предвидеть неприятности и, наконец, реальная возможность не убивать, что бы там ни было, даже не отвечать убийством на убийство, вопреки всем оправданиям, то есть просто так, в порядке условного рефлекса нормального человека - все это претендовало на создание полного образа счастливого нового мира. Не по-коммунистически, не по Замятину-Хаксли-Оруэллу, а культурно, без комплексов. Кому как не вечному голливудскому счастливчику-везунчику Спилбергу было его создать? Впрочем, шила в мешке не утаишь, и даже в своем разочаровывающем виде фильм дает понять, где везунчик снимал то, что думает, а где поддавался тому же тоталитаризму, который вроде бичует.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Особое мнение"

Чисто в профессии точно не поддавался. Социум, как и футурум, дан не по прейскуранту, не наукообразно, а через отношения. Смысл по цепочке берется из прекрасно срежиссированной истории, из интереса, «что будет дальше» после каждого эпизода, превращенного в аттракцион. Потому глупо пересказывать - будет неинтересно смотреть. Пусть соль истории давно написана знаменитым покойным фантастом Филипом Диком, но на бумаге спокойно можно не вдаваться в подробности, а Спилберг постоянным монтажом аттракционов компенсировал даже противность неизбежного Тома Круза как начальника Отдела. Круза к тому же фактически прикрыла своим телом ясновидящая Саманта Мортон как «сканер» в том же Отделе. Девушка проходит «на ура» от первого всплеска в бассейне с серотонином до совета случайной прохожей в супермаркете при погоне: «Не ходите домой, он все знает».
Такая профессия, кстати - хороший урок нашим высоколобым критикам, после фильма кисло скривившимся. Привыкли, что, если в чьей-то анкете числятся «Челюсти», «Список Шиндлера» и недавний, но тоже неудачный «Искусственный разум», значит, дальше «Колобка», «Теремка» и «Репки» ему никогда не прыгнуть. А если в «Особом мнении» вдруг разжевано не все, вдруг напрягаться надо, чтобы сходились концы с концами, значит, кто-то совсем потерял дар речи и даже «Колобок» рассказывает косноязычно. Можно понять, что высоколобым критикам важно кривиться, а не напрягаться ни в коем случае. Но если все же вглядеться, урок очевиден: кто-то уже наснимался «Челюстей» и «Списка Шиндлера» и, вместо того чтобы впасть в косноязычие, наконец накопил некоторые основания для разумных высказываний.

Комментарии  155

Читайте также

показать еще



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть